Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа.
Приоритетным направлением социально-экономического развития Липецкой области является сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан.
Несомненно, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
Сфера физической культуры и спорта Липецкой области в последнее десятилетие получила мощный поступательный импульс. Практически во всех городах и районах области построены десятки современных сооружений - закрытые плавательные бассейны, площадки с синтетическим покрытием, физкультурно-оздоровительные комплексы. Организационные, управленческие решения признаны на всероссийском уровне.
Заметно укрепился спортивный имидж области. На олимпийских играх 2008 года в Пекине липчанка Людмила Литвинова завоевала серебряную медаль в эстафетном беге 4 Х 400 метров - первую в истории регионального спорта. Ежегодно липецкие спортсмены становятся обладателями золотых медалей чемпионатов мира и Европы. Только по итогам 2007 года подготовлено 39 победителей и призеров чемпионатов, Кубков, первенств Мира и Европы, других международных соревнований. 13 раз звучал гимн России на зарубежных аренах в честь побед липецких спортсменов, представлявших национальную сборную. Победителями и призерами чемпионатов и Кубков России стали 62 липецких спортсмена, первенств России и спартакиад молодежи - более 100 представителей нашей области. 71 человек выполнили нормативы мастера спорта, 9 - мастера спорта международного класса. Два человека удостоены звания "Заслуженный мастер спорта России". По итогам смотра-конкурса, проводимого Росспортом, Липецкая область уверенно входит в число лидеров Центрального федерального округа.
Липецкая область имеет высокие позиции в спортивно-массовой работе с населением. У нас занимается физической культурой и спортом 14,1% населения. Данный показатель в Воронежской области - 9,5%, в Рязанской - 10,6%, в Курской - 10,1%, в Тамбовской - 9,5%, в Москве -12,3%, в Российской Федерации - 13%. Но следует признать, что и наша область имеет достаточно острые проблемы, сдерживающие развитие физической культуры. К ним относятся:
- несоответствие уровня материальной базы задачам развития физической культуры и спорта;
- старение профессиональных тренерских кадров;
- несформировавшаяся потребность значительной части населения в активных занятиях физической культурой и спортом и в здоровом образе жизни.
Вышеуказанные проблемы обусловлены следующими факторами:
- недостаточно эффективным взаимодействием между общественными спортивными организациями и органами местного самоуправления;
- снижением вклада научных и образовательных учреждений в развитие физической культуры, спорта высших достижений, в подготовку и переподготовку специалистов;
- низким уровнем материально-финансового обеспечения спортивных образовательных учреждений, включая зарплату тренеров и специалистов;
- отсутствием в достаточном количестве необходимого спортивного инвентаря и оборудования на спортивных объектах для занятий массовой физической культурой и спортом;
- практически полным отсутствием на предприятиях и учреждениях специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;
- ухудшением условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличением чрезмерных стрессовых нагрузок;
- отсутствием у инвесторов заинтересованности для финансирования спорта и физической культуры;
- недостаточной пропагандой на региональном уровне ценностей физической культуры и спорта как составной части здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении.
Значительных изменений требует пропаганда физической культуры и спорта. Ориентация СМИ на информирование о результатах профессиональных команд и чемпионов в индивидуальных видах спорта не способствует привлечению населения к здоровому образу жизни. А это направление многообразно - борьба с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, занятия в спортивных секциях или соблюдение рекомендаций специалистов. Минимально используются современные средства информации - уличные носители (баннеры, стритбоксы, видеоэкраны и пр.), практически отсутствует социальная реклама на радио и телевидении. Спортивные передачи имеют лишь формат информационных выпусков.
В области проводилась работа по решению этих проблем:
- организовывались спартакиады среди различных категорий населения;
- проводились всероссийские массовые соревнования по видам спорта ("Лыжня России", "Кросс наций", "Оранжевый мяч", "Российский азимут");
- организовывались семинары, совещания, курсы повышения квалификации для руководителей физической культуры и спорта муниципальных образований, а также специалистов по видам спорта;
- ко всем крупным мероприятиям выпускались пресс-релизы, организовывались пресс-конференции и брифинги;
- создан музей спорта;
- выпускалась специализированная областная спортивная газета "Спорт для всех";
- создан веб-сайт управления физической культуры, спорта и туризма области;
- проводились прямые эфиры руководителя управления по физической культуре и спорту на телевизионных каналах и радиостанциях;
- налажено эффективное взаимодействие со средствами массовой информации города и области;
- проводился ежегодный смотр-конкурс сельских журналистов, освещающих темы спорта;
Эта работа принесла ощутимое улучшение положения в сфере физической культуры и спорта, но необходимо дальнейшее совершенствование деятельности.
Опыт многих развитых стран и отдельных регионов России показывает, что такая задача может быть решена при реализации комплексной Программы.
Реализация предлагаемой Программы позволит за пять лет при максимально эффективном управлении финансами решить указанные проблемы, поскольку:
- на основании совершенствования организации системы спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий акцент будет сделан на развитии массового спорта;
- финансовые ресурсы будут направлены на организацию пропаганды физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни;
- развитие спорта высших достижений будет осуществляться путем создания системы подготовки специалистов и научно-методического обеспечения;
- будет проводиться постоянный анализ изменения количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой некоторые позитивные изменения не примут устойчивый характер. И ситуация, связанная с состоянием здоровья населения, будет ухудшаться. Следовательно, неизбежны:
- невозможность реализации большей частью населения права на занятия физической культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных категорий граждан (инвалиды, пожилые люди, дети-сироты и т.д.);
- недостаточное привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье будущих поколений и обороноспособность страны, а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности;
- отсутствие у населения возможностей и желания активного (с точки зрения физической нагрузки) проведения свободного времени;
- ухудшение здоровья и сокращение продолжительности жизни населения Липецкой области;
- экономические потери в связи с заболеваемостью населения;
- неэффективная работа по подготовке спортивного резерва для сборных команд России по различным видам спорта;
- невозможность занятия Липецкой областью передовых позиций в спорте высших достижений.
Основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
- комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Липецкой области, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;
- распределение полномочий и ответственности. В программе предусматривается четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти на областном и муниципальных уровнях;
- определение показателей, которые по итогам мониторинга позволяют ежегодно оценивать эффективность планирования и результаты реализации тех или иных мероприятий Программы.
Реализация Программы будет иметь следующий социальный эффект:
- увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом и оздоровление населения (укрепление здоровья, снижение заболеваемости, снижение процента призывников, непригодных к службе в Российской Армии по состоянию здоровья);
- повышение эффективности деятельности государственных учреждений и общественных организаций, участвующих в развитии физической культуры и спорта;
- обновление содержания, форм, средств физического воспитания и спортивной подготовки на основе развития технологий учебного и тренировочного процессов в целях совершенствования процесса физического воспитания подрастающего поколения;
- сохранение тренерско-преподавательского контингента, обеспечение трудовой занятости для тренеров, педагогов, врачей, инженеров и работников других специальностей;
- привитие ценностей здорового образа жизни, улучшение учебного процесса в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, клубах по месту жительства;
- профилактика правонарушений среди подростковой молодежи;
- проведение информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования у населения области идеала собственного физического здоровья и здоровья окружающих, а также престижного имиджа спортивного стиля жизни.
Реализация системы мероприятий, направленной на укрепление здоровья населения Липецкой области, будет способствовать:
- уменьшению объема выплат по больничным листам за счет снижения процента заболеваемости населения;
- уменьшению затрат на профилактику наркомании, содержание правонарушителей в специальных учреждениях.
Реализация мероприятий Программы предусматривает создание новых рабочих мест:
- за счет введения ставок инструкторов-методистов на предприятиях и учебных заведениях для организации работы в первичных физкультурных организациях (коллективах физической культуры);
- при организации и проведении спортивных мероприятий на территории Липецкой области.
Абзац шестьдесят третий утратил силу
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года, необходимостью ускорения темпов социально-экономического развития, потребностью в существенном улучшении условий жизни населения требуется развитие не только традиционных, но и новых стратегических направлений, среди которых безусловным приоритетом является развитие и функционирование индустрии туризма.
Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.
Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития туризма:
- туризм создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий турист создает 8-10 рабочих мест);
- стимулирует развитие внутренних подотраслей - гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;
- способствует притоку в страну (область) иностранной валюты;
- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;
- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области);
- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;
- экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;
- формирует престиж области и страны в целом.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм отнесен к числу приоритетных отраслей экономики.
На современном этапе Липецкая область - один из центров деловой активности Российской Федерации. Прирост валового регионального продукта к 2000 году составил 61% . По ВРП на душу населения Липецкая область занимает 3-е место среди регионов ЦФО (после Москвы и Московской области).
Состояние социально-экономической сферы области также свидетельствует о ее достаточно высоком развитии.
По уровню доходов область опережает все близлежащие регионы. Несмотря на экономический кризис, численность безработных в области остается низкой (6,1 тыс. человек).
В формировании ВРП Липецкой области преобладающую роль играют обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство. Как показывает анализ в структуре ВРП остается незначительным производство услуг гостинично-ресторанного бизнеса, транспорта и связи.
В настоящее время объективно необходимым становится формирование в области системы рекреации здоровья и отдыха населения. Одной из главных составляющих этой системы является формирование туристской индустрии.
Современное состояние туристского бизнеса в Липецкой области нельзя признать удовлетворительным. Несмотря на рост туристских услуг на душу населения в области они почти в 2 раза отстают от среднероссийского показателя (-514,1 руб.)
В то же время Липецкая область - регион, перспективный для развития разных видов туризма: культурно-познавательного и религиозного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и сельского туризма.
Уникальность географического положения Липецкой области, наличие 154 особо охраняемых природных территорий, рек, озер, искусственных водоемов создают условия для развития экологического и охотничье - рыболовного туризма.
Но вместе с тем следует отметить, что, несмотря на высокий туристский потенциал области, туристские ресурсы используются туроператорами недостаточно эффективно. Основными причинами являются неразвитость туристской инфраструктуры области и недостаточная известность для российских и иностранных туристов.
На сегодняшний день очень ограничена типология объектов туристского обслуживания. Отсутствуют многофункциональные комплексы, музеи-гостиницы, мотели на основных въездах в города области, и другие виды объектов, присущие туристским центрам.
Общим недостатком гостиничного хозяйства является отсутствие квалифицированных кадров, что сказывается на уровне культуры обслуживания, а также явно недостаточное применение современных гостиничных технологий в практике работы предприятий размещения туристов.
Именно поэтому в области преобладает экскурсионный туризм, который в силу незначительного по времени пребывания туристов, является экономически малоэффективным.
Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция со стороны традиционных туристских регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, городов "Золотого кольца", Тульской области, и других регионов.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере физической культуры и спорта, в туристской отрасли, с процессами, происходящими в обществе, является главным фактором и условием осуществления государственной политики по дальнейшему развитию физической культуры, спорта и туристской индустрии на территории области.
2. Основная цель и задачи Программы,
срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
повышение интереса различных категорий граждан Липецкой области к занятиям физической культурой и спортом;
внедрение новых научных и методических разработок в области массовой физической культуры и спорта высших достижений.
Основными задачами Программы по направлению "Массовый спорт" являются:
а) повышение интереса различных категорий граждан Липецкой области к занятиям физической культурой и спортом посредством:
разработки физкультурно-оздоровительных программ, методических рекомендаций в области физической культуры и спорта для различных слоев населения;
обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного посещения спортивных сооружений отдельными категориями граждан;
организации пропаганды физической культуры и спорта, включающей в себя распространение социальной рекламы, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, освещение соревнований и открытия спортивных центров, информационную поддержку Программы в сети Интернет;
обеспечения высокого качества спортивных услуг.
Основными задачами по направлению "Спорт высших достижений" являются:
а) неукоснительное соблюдение рекомендаций в области допинг-контроля.
Для оценки промежуточных и конечных результатов реализации Программы будут использоваться следующие целевые индикаторы и показатели:
направление "Массовый спорт":
- доля граждан Липецкой области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся учреждений дополнительного образования, женщин;
направление "Спорт высших достижений":
- количество липчан, включенных в составы национальных сборных по видам спорта и количество победителей крупных соревнований (не ниже первенства ЦФО).
Реализация Программы рассчитана на 5 лет и будет осуществляться в два этапа.
Мероприятия первого этапа (2009-2010 годы) включают в себя:
организацию пропаганды занятий физической культурой и спортом;
разработку физкультурно-оздоровительных программ и технологий;
совершенствование учебно-тренировочного процесса по видам спорта.
В течение 1 этапа предполагается увеличение доли граждан Липецкой области, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 14,5%.
Мероприятия второго этапа (2011-2013 годы) включают в себя:
осуществление мероприятий по организации пропаганды занятий физической культурой и спортом;
продолжение разработки и внедрение физкультурно-оздоровительных программ и технологий и их адаптация по месту жительства с учетом особенностей развития детей и подростков;
разработку и внедрение новых научных и методических подходов по направлению "Спорт высших достижений".
В течение второго этапа предполагается увеличение доли граждан Липецкой области, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 15,5%.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы представлена в Приложении N 1.
Целью Программы в сфере туризма является формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Липецкой области; создание благоприятных условий для развития туристской отрасли Липецкой области; увеличение въездного и внутреннего туристического потока в Липецкую область; привлечение инвестиций на развитие материально-технической базы туриндустрии и внедрение кредитно-финансовых механизмов государственной поддержки инвесторов и социального туризма; создание условий для развития основных центров туризма и туристских зон.
Задачами Программы в сфере туризма являются:
- создание благоприятных условий для развития туристской отрасли Липецкой области;
- активизация развития особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа;
- увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Липецкую область;
- привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии;
- создание условий для развития основных центров туризма.
Постановлением Администрации Липецкой области от 28 декабря 2010 г. N 484 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять за счет средств областного бюджета.
Общий объем бюджетного финансирования прогнозно составит 688090,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2009 г. - 179179 тыс. руб.;
2010 г. - 131231 тыс. руб.;
2011 г. - 161628,7 тыс. руб.;
2012 г. - 108277,7 тыс. руб.;
2013 г. - 107774,1 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации целевой Программы
и контроль за ходом ее выполнения.
Заказчиком Программы является администрация области. Заказчик осуществляет общий контроль деятельности по реализации Программы.
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области:
- вносит предложения по уточнению и корректировке программных мероприятий;
- осуществляет оценку затрат и разрабатывает в установленном порядке сводные бюджетные заявки;
- вносит предложения по распределению и перераспределению финансовых средств;
- заключает государственные контракты и договоры по реализации программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области представляет отчетные данные о реализации Программы в соответствие с постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2007 г. N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Постановлением Администрации Липецкой области от 28 декабря 2010 г. N 484 в подраздел 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
5. Оценка эффективности Программы
Мероприятия Программы направлены на рост численности населения Липецкой области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, что приведет к увеличению расходов на физическую культуру и спорт как за счет роста расходов бюджетов всех уровней и роста частных инвестиций, так и за счет увеличения расходов граждан на физическую культуру и спорт (приобретение абонементов в спортивные клубы и секции, приобретение спортивной одежды и инвентаря).
Повышение двигательной активности является основным компонентом регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющим на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости. Снижение среднего числа дней временной нетрудоспособности будет свидетельствовать об эффективности реализации программных мероприятий.
В результате реализации Программы предполагается получить результаты, оцениваемые на основе следующих индикаторов и показателей:
Значение целевых
показателей и оценка эффективности программы
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
12013 |
Цель 1. "Содействие вовлечению населения в систематические занятия физической культурой и спортом" |
|
|
|
|
|
|
Показатель 1.1. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом |
14,1 |
14,4 |
14,5 |
14,7 |
15, 1 |
15, 5 |
Показатель 1.2. Удельный вес детей (6-15 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях дополнительного образования |
22, 8 |
23, 0 |
23, 2 |
23, 5 |
24, 4 |
25,0 |
Показатель 1.3. Организация и проведение соревнований межмуниципального, межрегионального и международного уровней (количество соревнований) |
190 |
198 |
201 |
203 |
205 |
210 |
Показатель 1.4. Активизация ветеранского движения |
|
|
|
|
|
|
Показатель 1.4.1. Количество участников региональных соревнований среди ветеранов |
165 |
200 |
220 |
240 |
260 |
280 |
Показатель 1.4.2. Количество участников, командированных на межрегиональные, международные соревнования среди ветеранов |
35 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
Цель 2: "Обеспечение конкурентоспособности липецкого спорта во всероссийском спортивном движении, подготовка кандидатов в национальные сборные" |
|
|
|
|
|
|
Показатель 2.1. Члены сборных команд России по видам спорта |
115 |
117 |
120 |
122 |
125 |
128 |
Показатель 2.2. Количество липчан, победителей соревнований высокого уровня (не ниже первенства ЦФО) |
187 |
205 |
210 |
215 |
220 |
225 |
Показатель 2.3. Количество липчан, победителей международных соревнований |
42 |
44 |
45 |
48 |
50 |
55 |
Показатель 2.4. Динамика присвоения спортивных званий |
|
|
|
|
|
|
Показатель 2.4.1. ЗМС - заслуженный мастер спорта России |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Показатель 2.4.2. МСМК - мастер спорта международного класса |
8 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
Показатель 2.4.3. МС - мастер спорта России |
70 |
75 |
75 |
80 |
85 |
88 |
Показатель 2.5. Количество спортсменов высокого класса, занимающихся в группах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ) спортивных школ Липецкой области |
362 |
364 |
370 |
375 |
380 |
386 |
Цель 3: "Формирование и сохранение в условиях кризиса конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Липецкой области" |
|
|
|
|
|
|
Показатель 3.1. Объем туристического потока в области, тыс. чел. |
|
|
|
90 |
120 |
200 |
Показатель 3.2. Объем услуг (выручка) по отрасли туризма, млн. руб. |
|
|
|
430 |
470 |
520 |
Показатель 3.3. Туристических событийных мероприятий в ОЭЗ РУ ТРТ "Елец", "Задонщина", кол-во |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
Информация об изменениях:См. текст строки |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.