Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа
повышения качества торгового и бытового обслуживания сельского населения
Лебедянского муниципального района на 2010 - 2013 годы
6 декабря 2010 г.
О порядке реализации отдельных направлений настоящей программы, см. постановление Администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 29 марта 2010 г. N 579
Постановлением Администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 6 декабря 2010 г. N 2110 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт программы
Наименование программы - Программа повышения качества торгового и бытового обслуживания сельского населения Лебедянского муниципального района на 2010-2013 годы (далее - программа)
Основание для разработки программы - Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации"; Закон Липецкой области от 25.12.2006 г. N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года"; Устав Лебедянского муниципального района; решение Лебедянского районного Совета депутатов от 14.11.2007 г. N 355 "О стратегическом плане социально-экономического развития Лебедянского района до 2020 года".
Государственный заказчик программы - администрация Лебедянского муниципального района.
Основной разработчик программы - отдел экономики и прогнозирования администрации Лебедянского муниципального района.
Цели и задачи программы
1. Повышение качества и комфортности жизни посредством создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса сельских жителей на потребительские товары, услуги бытового обслуживания.
2. Обеспечение ценовой и территориальной доступности товаров и услуг, а также установленных государством гарантий их качества и безопасности.
3. Создание условий, способствующих привлечению хозяйствующих субъектов всех форм собственности к деятельности по обеспечению сельских жителей торговым и бытовым обслуживанием.
4. Организация эффективных схем товародвижения по отдельным и малонаселенным пунктам.
Сроки реализации программы - 2010-2013 годы.
Основные исполнители программы - отдел экономики и прогнозирования, отдел финансов администрации Лебедянского района.
Объемы и источники финансирования программы
Сумма расходов на реализацию Программы из местного бюджета составит 600,707 тыс. руб., в т.ч.:
2010 год - 103,607 тыс. руб.;
2011 год - 150,5 тыс. руб.;
2012 год - 165,0 тыс. руб.;
2013 год - 181,6 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение Программы устанавливаются при формировании местного бюджета на очередной финансовый год.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели активности - реализация мероприятий программы позволит достичь следующих результатов:
- обеспечение доступности для сельского населения качественных товаров и услуг;
- увеличение в 2013 году к уровню 2009 года продажи товаров на 45% и оказания бытовых услуг на 63%;
- уменьшение диспропорций в обеспечении сельского населения товарами и услугами;
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения программы - контроль за реализацией программы осуществляет администрация Лебедянского муниципального района.
1. Характеристика проблем на
потребительском рынке, на решение которых
направлена программа
Принятие районной целевой программы "Повышения качества торгового и бытового обслуживания сельского населения Лебедянского района на 2010-2013 годы" обусловлено необходимостью сохранения стабильного функционирования потребительского рынка района, увеличения объемов торговых и бытовых услуг, обеспечения их доступности для сельского населения, уменьшения диспропорций в обеспечении жителей товарами и услугами.
Деятельность органов местного самоуправления в рамках реализации программы основана на сочетании основополагающих принципов:
- ориентирование бюджетных расходов на сферы, определяющие качество жизни населения;
- стимулирование инвестиционной активности субъектов торговли и услуг, осуществляющих обслуживание сельского населения;
- формирование общих условий для развития инфраструктуры потребительского рынка в сельской местности.
За последние годы на потребительском рынке происходят позитивные изменения. Сегодня это один из стремительно растущих сегментов экономики, который характеризуется устойчивыми ежегодными темпами наращивания объемов продаж и предоставляемых услуг. Улучшается качество обслуживания населения, расширяется диапазон предлагаемых услуг, открываются предприятия новых форматов, создаются дополнительные рабочие места.
Активно развивается материально-техническая база торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Следует отметить, что за последние годы меняется в лучшую сторону торговля и бытовое обслуживание в сельской местности. Потребительский рынок постепенно получает свое развитие на селе. Улучшается и техническое оснащение торговых точек. На сегодняшний день на территории каждой сельской администрации имеются магазины или киоски предпринимателей, ими же оказываются и бытовые услуги. На 1 января 2010 года село обслуживает 106 объектов торговли (в т.ч. 79 частной формы собственности) 21 комплексный приемный пункт бытового обслуживания, 223 индивидуальных предпринимателя оказывают платные услуги сельскому населению. Открываются и предприятия общественного питания.
Не остаются без внимания малые труднодоступные села: в рамках областных программ (на 2005-2008 гг.) осуществлялась финансовая поддержка сферы торговли и бытовых услуг, а также району был выделен спецавтотранспорт для развозной торговли и выездного обслуживания населения во все отдаленные малонаселенные пункты.
Однако в сфере потребительского рынка сохраняется ряд проблем, решение которых на данном этапе только рыночными механизмами невозможно. В районе 29 населенных пунктов не имеют стационарных торговых предприятий, из 85 сел района 21 - имеют комплексные приемные пункты бытового обслуживания. Обеспечить жителей этих поселений торговыми и бытовыми услугами возможно только через организацию развозной торговли и выездного обслуживания.
Как правило, маршруты доставки пролегают по бездорожью, что приводит к частым поломкам и быстрому износу автотранспортных средств. Техническое состояние имеющегося автотранспорта затрудняет обеспечение бесперебойного снабжения населения торговыми и бытовыми услугами, особенно отдаленных и малонаселенных пунктов.
Географическая удаленность от районных центров и малая численность населенных пунктов делает наиболее приемлемой выездную форму обслуживания. Однако и эта форма обслуживания требует значительных финансовых затрат (расход горюче-смазочных материалов, заработная плата водителя и продавца и т.д.), которые не окупаются из-за небольших объемов розничного оборота и количества заказов бытовых услуг в связи с недостаточным платежеспособным спросом населения.
Одной из проблем является и убыточность продажи хлеба и хлебобулочных изделий в торговых предприятиях, особенно в отдаленных и малонаселенных пунктах. Социальная значимость этой продукции ограничивает уровень торговых надбавок до 10-15%, доходы от продажи не перекрывают затраты на автомобильное топливо.
Для снижения издержек обращения, влияющих на уровень розничных цен реализуемых в сельской местности товаров, необходима поддержка хозяйствующих субъектов, имеющих стационарную сеть на селе.
Существенные изменения происходят в сфере бытового обслуживания, сворачиваются услуги, не нашедшие широкого спроса или не дающие прибыли, такие как пошив обуви, ремонт трикотажных изделий, услуги химчистки и проката и другие. Вместе с тем, эти виды услуг востребованы. Для расширения их перечня, обеспечения доступности бытовых услуг населению необходима организация доставки заказов для исполнения их в специализированных предприятиях г. Липецка (рембыттехника, химчистка, ремонт ювелирных изделий).
С целью решения указанных проблем предусматривается возмещение части затрат по доставке товаров и заказов в сельские населенные пункты (затраты на приобретение автомобильного топлива).
Сельская местность для инвесторов является непривлекательной в плане финансовых вложений. Недостаток собственных оборотных средств при высоких затратах на содержание предприятий не позволяет привести материально-техническую базу в соответствие с современными требованиями, произвести реконструкцию и ремонт объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, приобрести новое технологическое оборудование, а также увеличить запасы товаров и материалов.
Несмотря на смещение структуры продажи непродовольственных товаров в сторону увеличения, в целом обеспеченность сельских жителей данной группой нельзя считать удовлетворительной.
Сложившееся размещение объектов торгового и бытового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения. Торговые предприятия в селах в основном размещаются на центральных усадьбах. Проблема территориальной доступности товаров и услуг в сельской местности сохраняется.
Указанные проблемы поможет решить привлечение заемных средств банков, что будет способствовать укреплению материально-технической базы предприятий потребительского рынка, расширению ассортимента предлагаемых товаров и услуг, следовательно, увеличению объемов розничного оборота, бытовых услуг, снижению диспропорций в обеспечении городских и сельских жителей.
Таким образом, реализация программных мероприятий будет способствовать созданию условий для развития в сельской местности торговли и бытового обслуживания, позволит повысить уровень жизни сельского населения, развить инфраструктуру сферы потребительского рынка, организовать новые рабочие места.
2. Цели, задачи и сроки реализации программы
Программа повышения качества торгового и бытового обслуживания сельского населения Лебедянского муниципального района на 2010-2013 годы предусматривает комплексный план действий по повышению качества обслуживания и созданию благоприятной среды для развития розничной торговли и бытового обслуживания в сельской местности.
Цель программы - повышение качества, комфортности жизни сельского населения посредством создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса на потребительские товары, услуги бытового обслуживания при обеспечении их ценовой, территориальной доступности и установленных государством гарантиях качества, безопасности, а также создания условий для развития предприятий сферы потребительского рынка в сельской местности.
Для достижения указанной цели программой решаются задачи:
1. Обеспечение необходимого уровня и качества потребления товаров, услуг сельскому населению, уменьшение диспропорции в обеспечении жителей товарами и услугами;
2. Создание экономических условий, способствующих привлечению хозяйствующих субъектов к деятельности по обеспечению сельских жителей торговым и бытовым обслуживанием;
3. Организация эффективных схем товародвижения по отдаленным малочисленным сельским населенным пунктам.
Результативность программных мероприятий характеризуется достижением
показателей, разработанных в соответствии с целью и задачами программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Итого 2013 в % к 2009 |
1 |
Темп роста оборота розничной торговли в сельской местности |
в % к пред. году в сопост. ценах |
105,3 |
105 |
106 |
106 |
145 |
2 |
Оборот розничной торговли на одного сельского жителя |
руб. |
10511 |
11690 |
13128 |
14976 |
145 |
3 |
Доля непродовольственных товаров |
% |
21 |
22 |
24 |
26 |
130 |
4. |
Охват торговым обслуживанием населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
5. |
Темп роста объемов бытовых услуг в сельской местности |
в % к пред, году в сопост. ценах |
104,7 |
105,4 |
106,5 |
106,5 |
162 |
6. |
Объем бытовых услуг на одного сельского жителя |
руб. |
113,5 |
132,9 |
154,3 |
181 |
162 |
Сроки реализации программы - 2010-2013 годы.
Постановлением Администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 6 декабря 2010 г. N 2110 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Предполагаемый объем средств на реализацию программных мероприятий из средств местного бюджета будет составлять 600,707 тыс. руб., в том числе:
2010 год - 103,607 тыс. руб.;
2011 год - 150,5 тыс. руб.;
2012 год - 165,0 тыс. руб.;
2013 год - 181,6 тыс. руб.
Объем финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняется при формировании местного бюджета на очередной финансовый год. Предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Лебедянского района на реализацию мероприятий Программы.
4. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
Субсидии, определенные мероприятиями программы, предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных решением Совета депутатов Лебедянского района о бюджете на очередной финансовый год и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами Лебедянского района.
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация Лебедянского муниципального района. Отдел экономики и прогнозирования администрации Лебедянского района ежеквартально предоставляет отчет об исполнении программы.
5. Оценка эффективности программы
Реализация мероприятий программы будет способствовать достижению следующих результатов:
- обеспечению доступности для сельского населения качественных товаров и услуг через организацию развозной торговли и выездного обслуживания во все населенные пункты района;
- увеличению в сельской местности оборота розничной торговли и объемов бытовых услуг;
- развитию предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка сельской местности;
- стимулированию инвестиционной активности субъектов торговли и услуг, осуществляющих обслуживание сельского населения;
Оценка эффективности реализации программы будет проводиться на основе использования целевых индикаторов.
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Предоставление субсидий на компенсацию затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для доставки товаров и заказов сельскому населению | ||||||
1.1. |
Прирост оборота розничной торговли в сельской местности к предыдущему году |
млн. руб. |
24 |
23 |
28 |
30 |
1.2. |
Процент прироста объема бытовых услуг в сельской местности к предыдущему году |
тыс. руб. |
336 |
390 |
424 |
455 |
1.3. |
Охват торговым обслуживанием населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Предоставлений субсидий на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитным договорам, полученным в кредитных организациях для закупки товаров, сырья и материалов | ||||||
2.1. |
Прирост продажи товаров непродовольственной группы в сельской местности |
млн. руб. |
7,1 |
7,3 |
11.7 |
13,5 |
Постановлением Администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 6 декабря 2010 г. N 2110 раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Основные мероприятия программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования (прогноз) - тыс. руб. |
Исполнитель мероприятия |
||||
Всего 2010 - 2013 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
1. |
Предоставление субсидий на компенсацию затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для доставки товаров и заказов сельскому населению |
582,607 |
103,607 |
145 |
159 |
175 |
Отдел экономики и прогнозирования, отдел финансов администрации района |
2. |
Предоставление субсидий на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитным договорам, полученным в кредитных организациях для закупки товаров, сырья и материалов |
18,1 |
- |
5,5 |
6,0 |
6,6 |
Отдел экономики и прогнозирования, отдел финансов администрации района |
|
Итого |
600,707 |
103,607 |
150,5 |
165 |
181,6 |
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 3 марта 2010 г. N 436 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.