Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Козловой Е.В, Сенчуковой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 6 июля 2023 г. по гражданскому делу N 2-849/2023 по иску Барменкова С.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 5 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ВМФ) о взыскании средней заработной платы за время прохождения военных сборов, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Барменков С.С. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФЕБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) в лице жилищно-коммунальной службы N 5 филиала ФЕБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВМФ) о взыскании средней заработной платы за время прохождения военных сборов в размере 42670 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что является работником жилищно-коммунальной службы N 5 филиала ФЕБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВМФ). В периоды с 16 мая по 14 июня 2022 года и с 22 августа по 20 сентября 2022 года был призван на военные сборы, продолжительность которых составила 30 календарных дней за каждый период сборов. Средний заработок за периоды военных сборов работодателем ему в полном объёме не выплачен, начисления произведены только за 21 и 22 дня соответственно. Полагает действия работодателя незаконными.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 6 июля 2023 г, исковые требования удовлетворены частично.
С ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу Барменкова С.С. взыскана средняя заработная плата за период прохождения военных сборов в размере 42614, 69 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как следует из материалов дела, 22 ноября 2021 года Барменков С. С. принят на работу в жилищно-коммунальную службу N 5 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВМФ), в настоящее время работает мастером аварийно-ремонтной бригады производственного участка N 5/1 (г. Северодвинск).
Согласно справкам военного комиссариата г. Северодвинска от 14 июня 2022 года N 143, от 16 июля 2022 года N 266 и от 20 сентября 2022 года N 401 в периоды с 16 мая по 14 июня 2022 года, с 11 июля по 16 июля 2022 года и с 22 августа по 20 сентября 2022 года истец проходил военные сборы в войсковой части N.
Как следует из расчётных листков, работодателем за время военных сборов выплачен средний заработок: за 12 дней в мае 2022 года, за 9 дней в июне 2022 года, за 5 дней в июле 2022 года, за 8 дней в августе 2022 года и за 14 дней в сентябре 2022 года, без учёта иных дней прохождения военных сборов.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании суммы заработной платы за время прохождения военных сборов в соответствии с расчетом, приведенным в решении, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы и возражения сторон, установив указанные обстоятельства, пришел к выводу, что поскольку истец проходил военные сборы без перерывов на выходные дни, оплате подлежит количество календарных, а не рабочих дней в каждом периоде военных сборов. Частично удовлетворяя исковые требования, суд взыскал в пользу истца невыплаченную среднюю заработную плату за периоды военных сборов в общей сумме 42614, 69 руб, с учётом среднего заработка истца в мае 2022 года в размере 2573, 53 руб, в июне 2022 года - 2524, 78 руб, в июле-сентябре 2022 года - 2469, 05 руб.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 г. N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, а не пропорционально количеству рабочих дней, как неосновательно полагает заявитель.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций, не усматривает, поскольку выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 5 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) установлено, что граждане на время призыва на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 г. N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности".
Согласно пункту 26 постановления N 333 осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзаце 4 и 5 подпункта "б" пункта 25 данного постановления, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 704.
Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1?го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно пункту 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы") при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска (абзац второй); для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени (абзац третий). Названный пункт также устанавливает, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате (абзац четвертый); средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 данного Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (абзац пятый).
Суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку истец проходил военные сборы в спорном периоде без перерывов на выходные дни, следовательно, оплата должна быть произведена путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней в периоде, подлежащем оплате, что соответствует требованиям п.9 вышеуказанного Положения.
Доводы кассационной жалобы о том, что средний дневной заработок определяется исходя из рабочих дней, в связи с чем и период, подлежащий оплате, тоже следует определять в рабочих днях, а также доводы со ссылкой на положения ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работник освобождается от работы на время выполнения им государственной обязанности при условии, что эти обязанности исполняются в рабочее время, в связи с чем оплата должна быть произведена исходя из рабочих дней истца, а исполнение таких обязанностей в нерабочие дни не влечет возникновения у работодателя каких-либо обязанностей по отношению к работнику, основаны на неверном толковании регулирующего законодательства, повторяют позицию заявителя, изложенную в суде первой и апелляционной инстанции, являлись предметом исследования и оценки нижестоящих судов, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения. Указанные доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела, и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 6 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.