Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Описательная часть Программы
2.1. Характеристика проблемы
Программа "Повышения эффективности бюджетных расходов Елецкого района на 2011 - 2013 годы" разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
Результатом проводимых реформ в Елецком районе стало формирование современной системы управления муниципальными финансами путем:
- организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств между муниципальным районом и сельскими поселениями;
- поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады главных распорядителей бюджетных средств об основных направлениях деятельности, районные целевые программы, ведомственные целевые программы, муниципальные задания;
- перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию;
- создания нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг.
Экономический кризис оказал негативное воздействие на экономику Елецкого района, и экономические проблемы, прежде всего, проблемы, связанные со структурой экономики, встали крайне остро. Поступления в районный бюджет значительно сократились в связи негативными изменениями в производственной деятельности ряда предприятий КПК "Казацкий" (процедура банкротства), Елецкое обособленное подразделение ОАО ДСК "АВТОБАН" (снижение объемов производства), Участок N 3 филиала ОАО "Мостотрест" "Мостотряд-125", ООО Строительно-производственная фирма "Стромос" (прекратили деятельность на территории Елецкого муниципального района), ООО Агрофирма "Настюша-Елец" (нестабильное финансовое положение предприятия), ОАО "Липецкптицепром"(процедура банкротства). В связи с этим в Елецком районе возник значительный дефицит бюджета. В 2009 г. он составил 7,3 млн. руб. или 15,9% доходов бюджета. В 2010 г. Решением о бюджете Елецкого района дефицит утвержден на уровне 22,6 млрд. руб., что составляет 43,5% расходов бюджета.
Все это поставило перед администрацией Елецкого района задачу дальнейшего повышения эффективности расходов и структурных реформ в бюджетном секторе.
Кризисные явления в экономике и значительное падение доходов бюджета Елецкого района обусловили необходимость проведения ряда мероприятий, нацеленных на обеспечение сбалансированности бюджета. В частности, необходимо повысить точность прогнозов доходной базы бюджета, эффективность процесса формирования и корректировки расходных обязательств бюджета. Необходимо выработать политику, обеспечивающую стабильное финансирование ключевых расходных обязательств бюджета вне зависимости от краткосрочных колебаний доходной базы.
Бюджетная политика Елецкого района не всегда увязана со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития Елецкого района.
Все это свидетельствует о необходимости повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета.
Для ускорения реформы бюджетной сети на федеральном уровне был принят Федеральный закон от 8 мая 2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который определил ключевые направления дальнейшего реформирования бюджетной сети на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Закон ввел новые типы учреждений: казенное учреждение, которое по своему статусу приближено к существующему бюджетному учреждению, и бюджетное учреждение, которое приближено по правовому статусу к автономному учреждению. В 2011 году и первом полугодии 2012 года в Елецком районе необходимо осуществить перевод всей бюджетной сети в новые организационно-правовые формы, что подразумевает принятие значительного количества нормативных правовых актов, обеспечивающих указанный переход к новым формам учреждений.
Также целесообразно предпринять ряд дальнейших шагов, направленных на повышение эффективности и оптимизацию функций муниципального управления.
Острой проблемой в бюджетной сфере является организация эффективного финансового контроля. Особую актуальность имеют вопросы организации новых форм и методов финансового контроля, поскольку финансирование учреждений на основе бюджетных заданий, а не на основе принятых смет предполагает новые подходы к контролю и смещение акцентов в контроле на вопросы выполнения муниципальных заданий.
Таким образом, стоящие перед Елецким районом задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации всех структур администрации района, а также взаимодействия с сельскими поселениями входящих в состав Елецкого района. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является районная целевая программа.
2.2. Цели и задачи Программы
2.2.1. Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности администрации Елецкого района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребности граждан в муниципальных услугах, их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Елецкого района.
2. 3. Программа предусматривает решение следующих задач:
2.3.1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Елецкого района
Основным условием повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета. Достижение цели Программы будет осуществлено путем реализации жестких бюджетных ограничений по следующим направлениям:
2.3.2. Консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга Елецкого района
В целях проведения ответственной бюджетной политики, обеспечения в полном объеме исполнения публичных обязательств перед населением формирование объемов доходов местного бюджета должно быть основано на консервативном прогнозе развития экономики Елецкого района. Для обеспечения устойчивости местного бюджета в среднесрочной перспективе требуется реально оценить объемы бюджетного дефицита и муниципального долга Елецкого района.
2.3.3. Удлинение горизонта планирования. Формирование долгосрочного (на срок не менее 10 лет) прогноза социально-экономического развития Елецкого района и построения на его основе долгосрочной бюджетной стратегии Елецкого района
Для более четкого формирования целей и задач деятельности администрации Елецкого района необходимо обеспечить формирование долгосрочного (на срок не менее 10 лет) прогноза социально-экономического развития Елецкого района. На основе указанного прогноза возможно построение долгосрочной бюджетной стратегии Елецкого района, определяющей основные направления использования бюджетных средств на указанный период.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.3.3. Установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям муниципальной политики (Программы).
Установление на основе бюджетной стратегии Елецкого района среднесрочных показателей объемов расходов для конкретных распорядителей бюджетных средств Елецкого района с одновременным определением значений целевых показателей их деятельности с учетом выделяемого за счет средств районного бюджета объема бюджетных ассигнований позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечивая преемственность и стабильность бюджетной политики Елецкого района.
2.3.4. Повышение точности прогнозирования доходов районного бюджета
В 2007 - 2010 годах отклонение поступлений налоговых и неналоговых доходов районного бюджета от соответствующего прогноза составляли от 8,1% до 15,1%.
Разработка методики прогнозирования доходов бюджета Елецкого района позволит повысить уровень точности прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета.
2.3.5. Обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств в условиях возможных колебаний районного бюджета
В результате в 2008 - 2010 г.г. вариативность поступления доходов консолидированного бюджета Елецкого района колебалась:
2008 г. - 99%; 2009 г. - 103%; 2010 г. - 97%. Высокая волатильность доходов районного бюджета ставит под угрозу возможность стабильного исполнения расходных обязательств, колебание которых должно быть минимальным. Сгладить сложившуюся ситуацию по бюджетным доходам позволит внедрение в бюджетный процесс инструментов сбережения "конъюнктурных" доходов администрации Елецкого района.
2.3.6. Совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств
Порядок ведения реестра расходных обязательств Елецкого района регулируется постановлением администрации Елецкого района от 06 сентября 2005 N 223 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Елецкого района". Вместе с тем, структура реестра расходных обязательств не связана с муниципальными услугами, работами и функциями, выполняемыми главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными учреждениями. Совершенствование форм и порядка ведения реестра расходных обязательств обеспечит сокращение неэффективных расходов, которые могут возникнуть в результате несоответствия реестра расходных обязательств расходам районного бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "6 октября 2005"
2.3.7. Формализация процедуры введения новых и увеличения действующих расходных обязательств
Для обеспечения стабильности исполнения расходных обязательств и повышения эффективности бюджетных расходов планирование бюджетных ассигнований должно производиться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться четкой оценк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.