Определением СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2024 г. N 66-КГ24-5-К8 настоящее определение отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-583/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-006777-07) по иску Чекасиной Евгении Владимировны к Областному государственному автономному учреждению здравоохранения "Ангарская городская больница" о признании периода работ относящимся к работам, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании откорректировать сведения индивидуального персонифицированного учета, по кассационной жалобе Чекасиной Евгении Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чекасина Евгения Владимировна (далее по тексту - Чекасина Е.В, истец) обратилась в суд с иском к областному государственному автономному учреждению здравоохранения "Ангарская городская больница" (далее также - ОГАУЗ "Ангарская городская больница", ответчик) о признании периода работ, относящимся к работам, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании откорректировать сведения индивидуального персонифицированного учета.
В обоснование заявленных требований Чекасина Е.В. указала, что в период с 9 июля 2015 г. по 19 сентября 2022 г. работала в течение полного рабочего дня в качестве маляра в административно-хозяйственном отделе учреждения. По результатам специальной оценки условий труда работников по профессии маляр итоговый класс условий труда установлен 3.1. Вместе с тем, данный период работы отражен в индивидуальном лицевом счете на общих основаниях, без кода особых условий труда.
С учетом уточнений исковых требований Чекасина Е.В. просила суд признать выполнение работ в периоды с 9 июля 2015 г. по 14 сентября 2017 г, с 16 сентября 2017 г. по 31 августа 2022 г. в качестве маляра административно-хозяйственного отдела относящимся к работам, предусмотренным подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать Областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Ангарская городская больница" произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части периодов работы с 9 июля 2015 г. по 14 сентября 2017 г, с 16 сентября 2017 г. по 31 августа 2022 г. в качестве маляра административно-хозяйственного отдела и предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области сведения о занятости в периоды с 9 июля 2015 г. по 14 сентября 2017 г, с 16 сентября 2017 г. по 31 августа 2022 г. на работах, предусмотренных подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанием соответствующих кодов особых условий труда, произвести уплату страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 13 марта 2023 г. исковые требования Чекасиной Е.В. удовлетворены.
Признано выполнение работ Чекасиной Е.В. в периоды с 9 июля 2015 г. по 14 сентября 2017 г. и с 16 сентября 2017 г. по 31 августа 2022 г. в качестве маляра административно- хозяйственного отдела ОГАУЗ "Ангарская городская больница скорой медицинской помощи" относящимся к работам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На Областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Ангарская городская больница" возложена обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части периодов работы Чекасиной Е.В. с 9 июля 2015 г. по 14 сентября 2017 г. и с 16 сентября 2017 г. по 31 августа 2022 г. в качестве маляра административно-хозяйственного отдела ОГАУЗ "Ангарская городская больница скорой медицинской помощи" как работ, предусмотренных подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанием соответствующих кодов особых условий труда и уплатой страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 июля 2023 г. решение Ангарского городского суда Иркутской области от 13 марта 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чекасиной Е.В. отказано.
В кассационной жалобе Чекасина Е.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 июля 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что в период с 9 июля 2015 г. по 31 августа 2022 г. (за исключением отпуска без сохранения заработной платы) истец работала в течение полного рабочего дня в качестве маляра в административно-хозяйственном отделе ОГАУЗ "Ангарская городская больница скорой медицинской помощи", что подтверждается записями в трудовой книжке, картой специальной оценки условий труда работников N, справкой, уточняющей особый характер работы, что предусмотрено Списком N 2, разделом XXXIII, кодом позиции 23200000-13450. Проведенная в 2022 году специальная оценка условий труда также подтвердила право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В суде апелляционной инстанции представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела документов, подтверждающих постоянную и непосредственную занятость истца на работе в качестве маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Указанные документы были представлены в суд стороной ответчика, однако суд апелляционной инстанции отказал в их приобщении к материалам дела.
Истцом суду апелляционной инстанции было разъяснено, что вредные факторы на рабочем месте повлекли "данные изъяты" от накопительного эффекта применения лакокрасочных материалов, что не было учтено судом апелляционной инстанции при принятии постановления.
Также судом апелляционной инстанции не учтено, что согласно протоколу измерений (оценки) химического фактора N комбинация веществ (уайт спирт, диметилбензол, метилбензол) относятся к классу условий труда - 3.1 и что в составе эмалей ПФ-266 и ПФ-115 содержатся сиккативы, в составе которых имеются вещества 1 и 2 класса опасности.
Заявитель полагает, что истцом представлены суду доказательства полной занятости работника (не менее 80% рабочего времени) в условиях труда - на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в спорный период, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области представлены письменные возражения, в которых просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Чекасина Е.В, представитель ответчика ОГАУЗ "Ангарская городская больница", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, сведений о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив принятые судебные постановления в оспариваемой заявителем части, таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Чекасина Е.В. в период с 9 июля 2015 г. по 31 августа 2022 г. работала в административно-хозяйственном отделе ОГАУЗ "Ангарская городская больница скорой медицинской помощи" в качестве маляра, условия ее труда являлись вредными (класс условий труда 3.1), вместе с тем, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о периоде работы Чекасиной Е.В. с 9 июля 2015 г. по 31 августа 2022 г. отражены на общих основаниях, без указания кода особых условий труда, страховые взносы по дополнительному тарифу работодателем не уплачивались.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. Сведения индивидуального персонифицированного учета за период работы истца с 9 июля 2015 г. по 31 августа 2022 г. суд посчитал недостоверными, противоречащими содержанию справки N 150 от 9 декабря 2022 г, уточняющей особый характер работы Чекасиной Е.В, и не соответствующими результатам проведенной работодателем специальной оценки условий труда, в связи с чем, признал выполнение работ Чекасиной Е.В. в периоды с 9 июля 2015 г. по 14 сентября 2017 г. и с 16 сентября 2017 г. по 31 августа 2022 г. в качестве маляра административно-хозяйственного отдела ОГАУЗ "Ангарская городская больница скорой медицинской помощи" относящимся к работам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и возложил на работодателя обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета за данные периоды как за периоды работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанием соответствующих кодов особых условий труда и уплатой страховых взносов по дополнительным тарифам.
При этом суд первой инстанции указал, что профессия, в которой работала Чекасина Е.В. у ответчика в спорный период, подпадает под работы, предусмотренные подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а ответчиком не представлены доказательства работы истца менее 80 процентов рабочего времени с вредными веществами.
Суд апелляционной инстанции решение Ангарского городского суда Иркутской области от 13 марта 2023 г. отменил, принял по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чекасиной Е.В. отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (пункты 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665) предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда (подпункт "б") применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173)
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе "XXXIII Общие профессии" позицией 23200000-13450 предусмотрена работа в качестве маляров, занятых на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
В общей части индивидуального лицевого счета указываются, в том числе:
периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии;
периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1- 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными;
сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов (подпункты 10, 10.1, 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения о периодах работы (деятельности), в том числе о периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
Сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, представляются страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в отношении застрахованных лиц, которые в отчетном периоде выполняли работу (осуществляли деятельность), дающую право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 30, 31, пунктами 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (подпункт 1 пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно статье 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально- экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В свою очередь, в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми упразднена процедура аттестации рабочих мест по условиям труда и введена процедура специальной оценки условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией работодателем обязанности по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 года, которым установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определено правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" регламентировано, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Исходя из вышеприведенного правового регулирования, специальная оценка условий труда устанавливает не только наличие вредных факторов на рабочих местах, но и является основанием для дальнейшего предоставления работникам льгот и гарантий, в том числе и на льготное пенсионное обеспечение.
Результаты специальной оценки условий труда могут наряду с другими документами быть использованы в качестве подтверждения занятости в особых условиях труда, при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые представляют право на досрочное назначение страховой пенсии, однако не подтверждают право соответствующего работника на досрочное пенсионное обеспечение в безусловном порядке.
Право конкретного работника на досрочное пенсионное обеспечение зависит от условий его труда, которые носят сугубо индивидуальный характер, в том числе и от продолжительности неблагоприятного воздействия различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, в течение рабочего дня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда установлено, что согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда, утвержденному Областным государственным автономным учреждением здравоохранения "Ангарская городская больница скорой медицинской помощи" 26 сентября 2019 г, карте N специальной оценки условий труда работников по профессии "маляр" итоговый класс условий труда по химическому фактору производственной среды - 3.1; одна из гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, занятому на данном рабочем месте, - право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N10, раздел "XXXIII Общие профессии", 23200000-13450, маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Из протокола измерений (оценки) химического фактора N-Х следует, что 24 сентября 2018 года специализированной организацией проведены измерения химического фактора на рабочем месте маляра Областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Ангарская городская больница скорой медицинской помощи", установлено не соответствие фактического уровня вредного фактора гигиеническим нормативам, класс условий труда 3.1, а также время воздействия вредного фактора - 40%.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда пришла к обоснованному выводу об отсутствии доказательств работы Чекасиной Е.В. маляром в ОГАУЗ "Ангарская городская больница" в спорный период с 9 июля 2015 г. по 19 сентября 2022 г. во вредных условиях труда при полной занятости (не менее 80% рабочего времени), то есть в таких условиях, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и, как следствие, порождает обязанность работодателя по представлению соответствующих сведений в пенсионный орган и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу.
Кроме того, отсутствуют доказательства занятости Чекасиной Е.В. на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности с 9 июля 2015 г. и до момента проведения специальной оценки условий труда в 2019 году.
Как установлено судом апелляционной инстанции, аттестация рабочего места маляра с целью определения наличия или отсутствия вредных производственных факторов до введения специальной оценки условий труда работодателем не проводилась.
При таких обстоятельствах, учитывая определенное по результатам измерений (оценки) химического фактора (протокол N) время воздействия вредного фактора на рабочем месте маляра в ОГАУЗ "Ангарская городская больница" 40%, отсутствие доказательств занятости Чекасиной Е.В. на работах с вредными условиями труда большей продолжительности, не менее 80% рабочего времени, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, отнесения выполняемых Чекасиной Е.В. работ к работам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и возложения на работодателя обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части спорных периодов работы, как работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанием соответствующих кодов особых условий труда и уплатой страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам.
Справка N от 9 декабря 2022 г, выданная ОГАУЗ "Ангарская городская больница", содержит лишь сведения о работе Чекасиной Е.В. постоянно, полный рабочий день в качестве маляра административно- хозяйственного подразделения с 9 июля 2015 г. по настоящее время, что предусмотрено Списком N 2, раздел XXXIII "Общие профессии", код 23200000-13450, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, но не содержит сведений о занятости маляра Чекасиной Е.В. на данных работах во вредных условиях труда не менее 80% рабочего времени, то есть сведений о негативном воздействии на работника вредного производственного фактора в течение полного рабочего дня.
С учетом установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, и правильного применения норм материального права, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда пришла к верному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чекасиной Евгении Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.