Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Бутковой Т.М, Вдовиченко С.В, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-125/2022 по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области и апелляционному представлению прокурора Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года и дополнительное решение Ленинградского областного суда от 30 мая 2022 года, которыми удовлетворен административный иск ФИО1 о признании не действующими в части решения Совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 30 мая 2007 года N 152 "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", решения Совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2020 года N 182 "О внесении изменений в Положение "О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", утвержденного решением Совета депутатов N 152 от 30 мая 2007 года".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области - ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Капсамун И.С, поддержавшей доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Советом депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Совет) 30 мая 2007 года принято решение N 152 "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Решение N 152) (Т.1 л.д.60-63).
Пунктом 1 Решения N 152 утверждено Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений на территории муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Положение).
В пункте 1.1. Положения указано, что решения о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений на территории муниципального образования принимает Совет в соответствии с Уставом муниципального образования Кузьмоловское городское поселение.
Решением Совета от 17 сентября 2020 года N 182 (далее - Решение N 182) внесены изменения в Положение (пункт 1) (Т.1 л.д.58).
Решение N 182 опубликовано в приложении к газете "Всеволожские Вести" информационном вестнике городского поселения "Кузьмоловский Вестник" N 13, сентябрь 2020 года (Т.1 л.д.74-75).
Согласно пункту 1.1 Решения N 182 статья 1.1 Положения изложена в следующей редакции:
"1.1. Решения о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений на территории муниципального образования принимает Совет депутатов в соответствии с Уставом муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение". Совет депутатов является учредителем созданных, реорганизованных муниципальных предприятий и учреждений. Совет депутатов осуществляет функции и полномочия учредителя, определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности".
ФИО1 обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просил признать недействующими пункт 1.1 Положения, утвержденного Решением N 152 (в редакции Решения N 182); пункт 1.1 Решения N 182 (Т.1 л.д.6-11, 13-23).
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что устанавливая приведенное в указанном пункте Положения правовое регулирование, административный ответчик вышел за пределы своей компетенции и нарушил его права главы администрации Кузьмоловского городского поселения.
Решением Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействующим с момента принятия пункт 1.1 Положения, утвержденного Решением N 152 от 30 мая 2007 года в редакции Решения N 182. Также суд признал недействующим с момента принятия пункт 1.1. Решения N 182 (Т.2 л.д.13-21).
Дополнительным решением от 30 мая 2022 года суд признал недействующими с момента принятия подпункты 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16, 1.17, 1.18 пункта 1, пункты 2, 3, 4, 5 Решения N 182 (Т.2 л.д.49-52).
В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области просит решение Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года и дополнительное решение от 30 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая о присутствии на заседании Совета 17 сентября 2020 года не менее 50 процентов от числа избранных депутатов; голосовании депутатов за принятие Решения N 182 большинством от установленной Уставом численности депутатов. Податель жалобы указывает на наличие видеозаписи заседания Совета от 17 сентября 2020 года, которая является общедоступной, поскольку размещена в сети Интернет, а также на возвращение Следственным комитетом протокола указанного заседания Совета (Т.2 л.д.55-59, Т.3 л.д.18-20).
Прокурор в апелляционном представлении просит решение и дополнительное решение суда отменить, признать оспариваемое Решение N 182 недействующим с момента его принятия (Т.2 л.д.75-78).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года решение Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года изменено, его резолютивная часть изложена в следующей редакции: "признать недействующим с момента принятия решение совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2020 года N 182 "О внесении изменений в Положение "О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений МО Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", утвержденного решением Совета депутатов N 152 от 30 мая 2007 года". Дополнительное решение Ленинградского областного суда от 30 мая 2022 года отменено (Т.3 л.д.66-75).
В соответствии с кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции N 88а-15463/2023 апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд (Т.3 л.д.158-163).
Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо Глава муниципального образования Кузьмоловского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав новые доказательства по делу: протокол заседания Совета от 17 сентября 2020 года; повестку заседания Совета 17 сентября 2020 года; список депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области 17 сентября 2020 года; видеозапись заседания совета депутатов Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2020 года, заключение прокурора, приходит к следующим выводам.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (пункт 29).
В пункте 34 указанного Постановления определено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, частями 1 и 1.1 статьи 35, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 43, пункта 6 части 1 статьи 44, частями 1 и 2 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
В систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 19, частям 1, 2, 3 статьи 37 Устава муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Устав) Совет состоит из 15 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории поселения (Т.1 л.д.24-53).
Срок полномочий Совета составляет 5 лет. Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной данным уставом численности депутатов.
Заседание совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 (пятидесяти) процентов от числа избранных депутатов.
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами совета депутатов, главой муниципального образования, инициативными группами граждан, Всеволожским городским прокурором.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов, порядок их принятия устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты, если иное не установлено федеральным законом или данным уставом.
Решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, если иное не установлено федеральным законом.
Решением Совета от 29 октября 2009 года утвержден регламент Совета (далее - Регламент) (Т.1 л.д.79-87).
Согласно статьям 12, 14, пункту 16.8 статьи 16, статьям 22, 25, 27 Регламента основной формой работы Совета является заседание Совета с регистрацией присутствующих депутатов.
Заседание правомочно, если на нем присутствовало не менее 8 депутатов.
Заседание Совета ведет председатель Совета, а в случае его отсутствия - заместитель председателя Совета. Председательствующий на заседании Совета организует совместно с аппаратом Совета ведение протокола заседания.
Текст проекта и документы к нему направляются в Совет на имя председателя Совета. Регистрация проекта в Совете осуществляется не позднее 5 (пяти) дней с момента его поступления.
После регистрации проект незамедлительно направляется председателю Совета и Всеволожскому городскому прокурору для проведения юридической (правовой) и антикоррупционной экспертиз.
Председатель Совета направляет в трехдневный срок проект в постоянную комиссию Совета в соответствии с ее компетенцией, определяя ее как профильную постоянную комиссию, ответственную за проект с момента его внесения до принятия по нему Советом окончательного решения. Одновременно проект направляется председателем Совета в юридическую службу Совета.
Юридическая служба Совета в течение 30 (тридцати) дней дает заключение по вопросам соблюдения порядка внесения проекта в Совет, предусмотренного данным Регламентом, соответствия текста проекта нормативным правовым актом Российской Федерации и Ленинградской области, правилам юридической техники, о муниципальных правовых актах, подлежащих разработке и принятию, отмене или изменению в связи с принятием проекта, а также о необходимости проведения оценки регулирующего воздействия в отношении проекта.
Заключение направляется на имя председателя профильной постоянной комиссии Совета.
Поправки к проекту и отдельным его пунктам, предложения об исключении либо дополнении тех или иных пунктов, либо проекта в целом вносятся депутатами Совета в письменном виде в отведенное для этого время в аппарат Совета, который передает их на рассмотрения в постоянную комиссию или непосредственно депутатам на заседании Совета.
Повестка дня заседания Совета утверждается по представлению председателя Совета на основе поступивших заблаговременно предложений от депутатов, организаций и лиц, названных в статье 22 данного Регламента.
В повестку дня заседания включаются вопросы, по которым имеются проекты решений.
Проекты решений, касающиеся деятельности администрации, должны иметь юридическое заключение (согласование).
Решение о включении вопросов в повестку дня считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Решение Совета по вопросам повестки дня принимается простым большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов Совета.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в процессе рассмотрения дела административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие исполнение Советом требований Федерального закона N 131-ФЗ, Устава и Регламента при принятии Решения N 182 в части включения в повестку дня заседания Совета вопроса о рассмотрении проекта Решения N 182, присутствия на заседании Совета не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, голосования депутатов за принятие Решения N 182 большинством от установленной Уставом численности депутатов, а также проведения юридической экспертизы и антикоррупционной экспертизы проекта решения, получения юридического заключения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют документы, подтверждающие исполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру принятия Решения N 182, тем самым представительным органом местного самоуправления были допущены существенные нарушения порядка его принятия. Доказательств обратного материалы дела не содержат. В ходе рассмотрения дела административный ответчик ссылался на то, что документы, подтверждающие процедуру принятия Решения N 182, были изъяты сотрудниками следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области (далее - Следственный комитет) при расследовании уголовного дела. 25 апреля 2022 года судом первой инстанции направлен запрос в Следственный комитет об истребовании указанных документов (Т.1 л.д.242-244). Согласно ответу Следственного комитета от 6 мая 2022 года N документы, перечисленные в запросе, отсутствуют, в связи с тем, что они по уголовному делу не изымались (Т.2 л.д.1).
Обжалуя решение Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года и дополнительное решение Ленинградского областного суда от 30 мая 2022 года в апелляционном порядке, совет депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в апелляционной жалобе и в дополнениях к апелляционной жалобе приводил доводы о присутствии на заседании Совета не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, голосовании депутатов за принятие Решения N 182 большинством от установленной Уставом численности депутатов и ссылался на видеозапись указанного заседания, которая является общедоступной, поскольку размещена в сети Интернет, также ссылался на возвращение Следственным комитетом протокола указанного заседания Совета, представляя его суду апелляционной инстанции.
Частью 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, системы веб-конференции, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Как следует из предписаний части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе отказать участвующему в деле лицу в удовлетворении ходатайства о приобщении или об истребовании дополнительных доказательств, если доказательства были необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора. В иных случаях суд апелляционной инстанции принимает новые доказательства при условии, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Судебная коллегия, принимая во внимание положения пункта 78 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, с учетом принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда в целях всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, приняла в качестве новых доказательств, в соответствии с положениями части 2 статьи 14, части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные административным ответчиком документы, в том числе: протокол заседания Совета от 17 сентября 2020 года; повестку заседания Совета 17 сентября 2020 года; список депутатов присутствующих на заседании 17 сентября 2020 года, а также видеозапись заседания Совета от 17 сентября 2020 года (Т.3 л.д.21-29).
Согласно повестке заседания Совета, 17 сентября 2020 года на заседании подлежит рассмотрению вопрос N 2 "о внесении изменений в Положение "О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", утвержденного решением совета депутатов N 152 от 30 мая 2007 года" (Т.3 л.д.24-оборот).
На заседании Совета 17 сентября 2020 года присутствовало 13 депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (из 15 избранных), что подтверждается списком депутатов присутствующих на заседании (Т.3 л.д.25).
Как следует из протокола заседания совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2020 года, на заседании рассмотрен вопрос N 2 о внесении изменений в Положение "О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", утвержденного решением совета депутатов N 152 от 30 мая 2007 года, решение по вопросу N 2 принято присутствующими на заседании депутатами единогласно, голосовали "за" 13, "против" нет, "воздержались" нет (Т.3 л.д.21-24).
Обстоятельства присутствия на заседании Совета не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, голосовании депутатов за принятие Решения N 182 большинством от установленной Уставом численности депутатов, подтверждается совокупностью представленных административным ответчиком доказательств, в том числе: протоколом заседания Совета от 17 сентября 2020 года; повесткой заседания Совета от 17 сентября 2020 года; списком депутатов, присутствующих на заседании 17 сентября 2020 года, а также видеозаписью указанного заседания, которая является общедоступной, что подтверждается протоколом осмотра доказательства от 11 июля 2022 года удостоверенного нотариусом Белевской А.И, временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Арбузовой Е.Ю. (Т.3 л.д.26-30).
Видеозапись заседания совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2020 года исследована судебной коллегией в судебном заседании 6 декабря 2023 года и соответствует положениям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подтверждает те обстоятельства, что на заседании Совета 17 сентября 2020 года присутствовало не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, Решение N 182 принято большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов.
Таким образом, в своей совокупности, представленные судебной коллегии доказательства, подтверждают факт соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта. Приходя к указанному выводу, судебная коллегия, оценивая по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, учитывает, что подлинники документов представлены административным ответчиком в судебное заседание для обозрения, стороной административного истца не оспорены.
Тот факт, что административным ответчиком в материалы дела не представлены доказательства проведения юридической экспертизы и антикоррупционной экспертизы проекта решения, юридического заключения, не свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия оспариваемого решения.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе N 131-ФЗ общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
В соответствии с пунктами 5, 6 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5); определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункт 6).
При этом частью 11 указанной статьи определено, что иные полномочия органов представительной власти местного самоуправления определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. При этом функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Таким образом, федеральное законодательство не определяет конкретный орган местного самоуправления, который, выступая от имени муниципального образования, уполномочен осуществлять права собственника муниципальных предприятий и принимать решение об их создании, реорганизации и ликвидации, а относит решение этого вопроса к актам, устанавливающим статус органа местного самоуправления.
Пунктом 6 части 1 статьи 20 Устава предусмотрено, что в исключительной компетенции совета депутатов находятся определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (Т.1 л.д.36).
Следовательно, вышеуказанными положениями не определена исключительная компетенция администрации муниципального образования по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, в связи с чем, доводы административного истца, о противоречии оспариваемого муниципального правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу подлежат отклонению.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а именно соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, отсутствие противоречий законодательству, имеющему большую юридическую силу, решение Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года, дополнительное решение Ленинградского областного суда от 30 мая 2022 года подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года, дополнительное решение Ленинградского областного суда от 30 мая 2022 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании недействующим пункта 1.1 Положения "О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 152 от 30 мая 2007 года, в редакции решения совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2020 года N 182; недействующим в части решения совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2020 года N 182 "О внесении изменений в Положение "О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", утвержденное решением совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 152 от 30 мая 2007 года" - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, путем подачи кассационной жалобы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев с даты его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.12.2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.