Определением СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2024 г. N 59-КГ24-3-К9 настоящее определение отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Украинской Т.И, судей Куратова А.А, Храмцовой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Благовещенска о признании сети теплоснабжения бесхозяйным имуществом, обязании передать сеть теплоснабжения на обслуживание специализированной организации
по кассационной жалобе администрации г. Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 07 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Куратова А.А, пояснения прокурора Скарлухина М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Благовещенска обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующее. В рамках проведенной проверки по вопросу наличия по адресу: "адрес" бесхозяйной тепловой сети, которая подключена от тепломагистрали N N центрального района N установлено, что согласно схеме разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между АО "ДГК" и ЧУ "СШБИ Киокусинкай каратэ" спорный участок тепловой сети от точки Б до точки В длиной 135 метров и диаметром 76 мм является бесхозяйным, никем не эксплуатируется и не обслуживается. Указанный участок сети теплоснабжения является бесхозяйным, в состав общего имущества АО "ДГК", ЧУ "СШБИ Киокусинкай карате", администрации г. Благовещенска не включен, в реестре муниципального имущества не значится, никем не обслуживается, соответственно его своевременный ремонт и обслуживание не производится, сеть расположена под землей территории мест общего пользования, под дорогами общего пользования. Организация теплоснабжения является исключительной компетенций администрации г. Благовещенска. 04 декабря 2020 г. между муниципальным образованием г. Благовещенска Амурской области и АО "ДГК" заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения г. Благовещенска.
Прокурор просил признать сеть теплоснабжения от точки Б до точки В длиной 135 метров и диаметром 76 мм. по адресу: "адрес", которая подключена от тепломагистрали N N центрального района N бесхозяйным имуществом; обязать администрацию г. Благовещенска Амурской области в течение двух недель после вступления решения суда в законную силу передать указанную бесхозяйную сеть теплоснабжения на обслуживание специализированной организации.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 07 февраля 2023 г. иск удовлетворен, постановлено признать сеть теплоснабжения от точки Б до точки В, длиной 135 м. и диаметром 76 мм. по адресу: "адрес", подключенную от тепломагистрали N N центрального района N - бесхозяйным имуществом.
Возложена на администрацию г. Благовещенска обязанность в течение двух недель после вступления решения суда в законную силу передать указанную бесхозяйную сеть теплоснабжения на обслуживание специализированной организации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 июня 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Благовещенска просит отменить принятые по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании прокурор Скарлухин М.А. просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать с учетом представленных возражений.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 ГПК РФ правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При принятии решения суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценил представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установилобстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, которые подробно изложил в описательно-мотивировочной части судебного решения, проанализировал правоотношения сторон, руководствовался положениями ст.ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 16, 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 6, 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении".
Суд установилчто спорный участок тепловой сети не является составной частью здания, расположенного по адресу: "адрес", и не находится на земельном участке, принадлежащем собственнику указанного здания. Тепловая сеть проложена под землей по территории мест общего пользования (дорога, тротуар по ул. "адрес"), ни у кого на балансе не числится, в реестре муниципальной собственности не состоит, в связи с чем её своевременный ремонт и техническое обслуживание не производится. Поэтому суд пришел к выводу, что спорный объект теплоснабжения обладает признаками бесхозяйного имущества, в силу чего орган местного самоуправления обязан принять меры и передать бесхозную тепловую сеть теплоснабжения на обслуживание специализированной организации.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно п. 1 и 4 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
По смыслу п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейный объект является одним из видов сооружений, к которым также относятся трубопроводы.
Сооружения являются недвижимыми вещами (п. 1 ст. 141.3 ГК РФ).
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Из содержания пункта 3 Порядка следует, что на учет бесхозяйных недвижимых вещей принимаются здания, сооружения, помещения которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с абзацем 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Из указанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления, на котором лежит обязанность по организации надлежащего теплоснабжения населения в границах городского округа и по принятию мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обязан выявлять бесхозяйные линейные объекты теплоснабжения и принимать их на соответствующий учет; органом, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Суд первой инстанции, установив указанные выше обстоятельства, учитывая, что спорный объект находятся на территории муниципального образования, учитывая отсутствие собственников указанного имущества, а также, то, что уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Судебная коллегия находит выводы суда верными, основанными на положениях действующего законодательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
В целом доводы кассационной жалобы, о принадлежности спорного линейного объекта собственнику здания, расположенного по адресу: "адрес" направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы ответчика об отсутствии у прокурора права на подачу искового заявления в интересах неопределенного круга лиц, основаны на неправильном толковании положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В данном случае, отсутствие собственника объекта инженерной инфраструктуры, расположенного под землей территории мест общего пользования, и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием тепловой сети, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего теплоснабжения, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Невыполнение таких мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного участка тепловой сети не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что в силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор был вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного и поскольку при рассмотрении дела судами не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьёй 390 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 07 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Благовещенска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.