Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Областная целевая программа "Молодежь Липецкой области (2009 - 2013 годы)" определяет в соответствии с Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года", Законом Липецкой области от 28 апреля 2010 года N 377-ОЗ "О молодежной политике в Липецкой области" приоритетные направления государственной молодежной политики в Липецкой области на 2009 - 2013 годы и меры по их реализации.
Современные приоритеты экономического и политического развития регионов, в том числе Липецкой области (далее - области), не могут не учитывать человеческий капитал, качественное улучшение и развитие которого признано на нынешнем этапе основным вектором развития России. Среди основных ресурсов региона важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение области в ближайшем будущем.
Молодежь как социально-демографическая группа имеет ряд особенностей. К позитивным тенденциям, требующим целенаправленного развития в молодежной среде, можно отнести:
- восприимчивость к новому, рост инновационной активности;
- рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу;
- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки;
- рост заинтересованности в сохранении своего здоровья;
- стремление к интеграции в международное молодежное сообщество.
К негативным тенденциям, требующим целенаправленного снижения в молодежной среде, можно отнести:
- отчуждение молодежи от участия в событиях политической, экономической и культурной жизни общества;
- неравномерность социальной и профессиональной адаптации различных групп молодежи;
- криминализацию молодежной среды, воздействие деструктивных субкультур и сообществ на молодежь;
- влияние деструктивных информационных потоков на молодежную среду.
Приоритетные задачи социально-экономического развития области требуют продолжения реализации государственной молодежной политики в рамках идеи создания условий для интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в развитие региона.
На территории области проживают свыше 282 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет почти 24% от общего количества населения.
Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные явления в молодежной среде, усиливается тенденция размывания духовно-нравственных ценностей, ориентиров. В то же время молодежи области свойственно стремление получить образование, открыть собственное дело, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях.
По данным социологического опроса, для 53% респондентов остается актуальной проблема трудоустройства и занятости. Среди главных приоритетов при выборе работы молодые люди называют следующие: высокая заработная плата (82%), удобный график работы (31%), наличие перспектив карьерного роста (27%). Среди факторов, мешающих найти работу по специальности - низкая заработная плата (24%), отсутствие вакансий (25%), отсутствие опыта работы, недостаточный уровень образования (34%). Медленное решение этих проблем приводит к негативному отношению молодых людей к общественно-политической жизни, их низкой активности в электоральном процессе.
По данным Избирательной комиссии Липецкой области, на 02.03.2008 количество молодых избирателей в области составило 219 тысяч человек (23% от общего числа избирателей, проживающих на территории области). Анализ явки молодых избирателей показывает положительные тенденции. Молодежь активнее участвует в выборах всех уровней. Если в 2005 году доля голосовавших молодых людей относительно общего количества избирателей в возрасте от 18 до 30 лет составляла около 30%, то к 2008 году этот показатель вырос до 44,5%.
Необходимо оказывать поддержку развивающемуся детскому и молодежному движению. С 1998 года в области существует Союз пионерских и детских организаций, насчитывающий свыше 50 тысяч членов. Активно участвует в общественной жизни региона Липецкое региональное отделение Всероссийской общественной организации "Молодая гвардия Единой России". На территории области функционируют 16 местных отделений, работают 34 первичные организации. Организация насчитывает свыше 3 тысяч активных членов. Развивается военно-историческое направление в деятельности молодежных общественных объединений. Сразу несколько клубов существуют в Ельце. Старейшим объединением по военно-исторической реконструкции в области является клуб "Копье", основанный в 1998 году. Движение исторической реконструкции объединяет в Липецкой области свыше 400 молодых людей. Постоянным участником межрегиональных и всероссийских мероприятий является Липецкая областная общественная организация "Клуб веселых и находчивых "Новые металлурги". В организации состоят более 2 тысяч молодых людей.
Всего на территории области действуют более 30 молодежных и детских общественных объединений. Из них 19 входят в областной реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Успешно функционируют областные клубы: молодых журналистов, предпринимателей, творческой молодежи.
Совершенствуются формы и методы физического воспитания молодых жителей региона. Развивается деятельность по пропаганде здорового образа жизни, профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде. Результатом работы стало сокращение в 2007 году по сравнению с 2006 годом количества преступлений, совершенных молодыми людьми, на 5%. Вместе с тем специалисты отмечают незаинтересованность значительной части молодых людей в сохранении собственного здоровья. Так, по данным ГУЗ "Липецкий областной наркологический диспансер", в 2007 году по сравнению с 2006 годом отмечается тенденция к росту официально зарегистрированных больных с диагнозом "наркомания" на 12%. Особую тревогу вызывает увеличение количества молодых людей, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, а также мощная пивная алкоголизация подросткового населения.
Для информационного обеспечения молодежной политики издаются областные газеты "Молодежный вестник" и "Золотой ключик", размещается информация в глобальной компьютерной сети Интернет, активно используются возможности аудиовизуальных средств массовой информации. Количество публикаций молодежной тематики в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросло на 20%. Однако социологический опрос показал, что работа по информированию молодежи может быть продолжена в нескольких направлениях: распространение сведений об общественных объединениях, их деятельности и роли в реализации молодежной политики в Липецкой области, а также необходимости участия молодых людей в их работе; пропаганда достижений молодых людей в разнообразных сферах деятельности; информирование о возможностях научного, творческого, профессионального роста и получения образования. Ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные реализации в регионе молодежной политики, по итогам которых издаются методические материалы. Проходят социологические исследования, анкетирования.
Для результативной работы с молодежью области необходимо не только сохранение сложившейся системы, но и ее активное развитие.
Целесообразность программного решения поставленных и проанализированных выше проблем на уровне области обосновывается в рамках системы соответствующих программных мероприятий.
Мероприятия по социальной и профессиональной адаптации молодежи (ярмарки вакансий рабочих мест, профессиональные турниры молодых специалистов, "Школа молодежного предпринимательства", организация временной занятости несовершеннолетней молодежи и другие) позволят, используя программный метод, решать проблемы, связанные с неравномерностью процессов социального и профессионального становления различных категорий молодых граждан.
Решению программным методом проблем повышения гражданской активности и ответственности молодежи, развития молодежного и детского движения будут способствовать фестивали молодых лидеров, молодежных социальных инициатив, молодых исследователей родного края, конференции молодых избирателей, "Школа молодого парламентария", форумы молодежи Липецкой области и другие мероприятия.
Программное решение проблем поддержки талантливой молодежи, духовно-нравственного воспитания и интеллектуально-творческого развития молодежи предусмотрено через систему таких мероприятий, как фестивали молодежного творчества, молодежных увлечений, художественной самодеятельности, научно-технического творчества молодежи, слеты и церемонии чествования талантливой молодежи, съезды молодых ученых и другие.
Мероприятия, связанные с физическим воспитанием, пропагандой здорового образа жизни, организацией отдыха и оздоровления молодежи, профилактикой асоциального поведения в молодежной среде (лагерные и палаточные смены, экспедиции, походы, экскурсии, молодежные спортивные фестивали, соревнования по нетрадиционным видам спорта, фестивали спорта и здоровья и другие), осуществляемые программным методом, создадут условия для снижения уровня криминализации молодежной среды и будут способствовать уменьшению воздействия на молодежь деструктивных сообществ.
Программное решение проблем информированности молодежи планируется осуществлять через ряд мероприятий по научно-методическому и информационному обеспечению реализации государственной молодежной политики (научные, социологические и статистические исследования, конференции и семинары, создание и пополнение электронной базы данных, конкурсный отбор социальной рекламы и другие).
За последние годы в Липецкой области заметно активизировалось развитие малого и среднего бизнеса. По мере выхода из состояния мирового экономического кризиса увеличивается потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе должно способствовать не только подготовке квалифицированных кадров, но и скорейшему переходу страны на инновационный путь развития. Активность молодежи сдерживают значительные трудности, с которыми сталкиваются молодые предприниматели при открытии своего дела. Не решенными остаются целый ряд специфических проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. К ним следует отнести:
- социальные настроения. Слабо выраженным в молодежной среде остается предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск, создавать новое;
- восприятие предпринимателей массовым сознанием. Предприниматели как социальная группа не входят в число ведущих профессиональных предпочтений молодых людей. В молодежной среде предпринимательская деятельность воспринимается в контексте, скорее, преодоления трудностей, чем достижения успеха;
- содержание образования. В традиционных учебных заведениях даются необходимые экономические знания, но не формируются стимулы и поведенческие компетенции, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
- стартовые условия. Меры, предпринимаемые в направлении поддержки малого бизнеса для молодежи, как социальной группы, пока не дают видимого результата. Административные, правовые и финансовые барьеры, препятствующие свободному выходу на рынок, по-прежнему труднопреодолимы;
- неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства.
Вовлечению жителей области в активную деятельность по решению социально-экономических задач региона способствует развитие добровольчества, волонтерства. Содействие распространению добровольческой деятельности и развитие благотворительности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. В этом направлении предстоит осуществить мероприятия по:
- формированию мотивации жителей области, прежде всего молодежи к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;
- созданию действенных механизмов вовлечения жителей области в многообразную общественную деятельность, развитие и поддержка общественных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда;
- формированию информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда в регионе, расширение сети добровольческих агентств и центров.
2. Цели и задачи Программы с указанием сроков ее реализации
Основной целью Программы является создание условий для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества. Достижение цели предполагает реализацию трех направлений:
1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.
2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.
3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.
Интеграция молодежи в социально-экономические отношения связана с решением вопросов профессиональной ориентации молодых людей, их трудоустройства, занятости, формирования у молодежи позитивного отношения к производительному труду.
Интеграция молодежи в общественно-политическую деятельность возможна через решение вопросов участия молодых граждан в работе общественных объединений, органов государственной власти области, в электоральных процессах, межрегиональных и международных контактах.
Интеграция молодежи в социокультурные отношения предполагает решение вопросов воспитания молодежи, ее информированности, физического, духовного и нравственного здоровья молодого поколения, профилактики асоциального поведения в молодежной среде.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
- совершенствование системы, обеспечивающей различные формы социальной и профессиональной поддержки и адаптации молодежи, вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность;
- создание условий для повышения гражданской активности и ответственности молодежи, развития молодежного и детского движения, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений, активизация их участия в решении социально значимых проблем молодежи;
- содействие духовно-нравственному воспитанию и интеллектуально-творческому развитию молодежи, поддержка талантливой молодежи;
- формирование в молодежной среде положительного отношения к здоровому образу жизни, физическому развитию, профилактика асоциального поведения в молодежной среде;
- развитие системы информационного обеспечения молодежи, научно-методического обеспечения реализации молодежной политики;
- развитие общественных, творческих, научных и иных связей между молодыми гражданами Липецкой области и других регионов России, зарубежных стран, создание условий для международного и межрегионального взаимодействия молодых граждан.
- развитие и поддержка добровольчества и благотворительности
Срок реализации Программы: 2009 - 2013 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования целевой программы являются средства областного бюджета. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Общий объем бюджетного финансирования мероприятий Программы прогнозно составит 53252,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2009 год - 6584,0 тыс. рублей;
2010 год - 12695,3 тыс. рублей;
2011 год - 11602,5 тыс. рублей;
2012 год - 8789,6 тыс. рублей;
2013 год - 13581,5 тыс. рублей.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Постановлением Администрации Липецкой области от 30 июня 2009 г. N 235 в подраздел 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Управление внутренней политики Липецкой области осуществляет координацию деятельности по реализации Программы со всеми исполнителями Программы.
Исполнители Программы в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев - до 10 числа месяца следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 20 января года следующего за отчетным) представляют информацию о реализации мероприятий в управление внутренней политики Липецкой области.
Управление внутренней политики Липецкой области представляет отчетные данные о ходе реализации Программы в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется исполнителями Программы в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Оценка эффективности Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- совершенствовать систему профориентации, трудоустройства, занятости молодежи;
- способствовать росту деловой активности и предприимчивости молодежи;
- обеспечить решение актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;
- привлечь большее количество молодежи к научной, творческой, спортивной деятельности;
- повысить гражданскую и социальную активность молодых людей;
- повысить информированность молодежи о возможностях участия в социальной и экономической жизни региона;
- преодолеть негативные тенденции в молодежной среде;
- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры, созданной в ходе реализации Программы, по окончании сроков ее реализации;
Эффективность реализации Программы определяется соотношением цели и задач Программы с ее результатами.
Показателем достижения цели Программы является увеличение доли молодых людей, вовлеченных в социально политическую и экономическую жизнь области. К показателям задач отнесены:
- абзац двенадцатый утратил силу
- увеличение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на социальную адаптацию молодежи;
- увеличение доли молодых людей, принимающих участие в выборах всех уровней;
- увеличение доли молодых людей, вовлеченных в деятельность общественных объединений и реализацию социально значимых проектов;
- увеличение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на поддержку талантливой молодежи, духовно-нравственное воспитание и интеллектуально-творческое развитие молодежи;
- снижение доли молодых людей в возрасте от 14 - 30 лет, совершивших преступления, в общей численности населения данного возраста;
- увеличение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциальных проявлений в молодежной среде;
- увеличение доли молодых людей, информированных о реализации в области государственной молодежной политики;
- увеличение количества информационных, справочных и методических материалов о реализации в области государственной молодежной политики;
- увеличение количества молодых людей - участников межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий;
- рост числа участников региональных и всероссийских конкурсов молодых предпринимателей;
- увеличение количества молодежи области, охваченной агитационными и информационными материалами и социальной рекламой, направленной на развитие предпринимательства среди молодежи;
- увеличение числа молодых людей, прошедших обучение по программам краткосрочного и долгосрочного обучения основам предпринимательства;
- рост количества жителей области, участвующей в добровольческих акциях;
- увеличение количества жителей области, охваченных социальной рекламой, направленной на развитие социального добровольчества;
- открытие центров и агентств добровольной помощи в муниципальных образованиях.
Источники сбора информации для оценки эффективности реализации целевой программы:
- официальная информация исполнительных органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных министерств, ведомств и служб;
- статистическая информация;
- социологические опросы;
- данные, полученные в ходе реализации областной целевой программы "Молодежь Липецкой области (2009 - 2013 годы)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.