Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Состояние и проблемы
образования Лебедянского района
Система общего образования района на сегодняшний день представлена 9-ю средними, 11-ю основными, 4 начальными школами и 1 комплексом "начальная школа - детский сад". В них обучаются свыше 4 тыс. школьников. 1206 ребенка дошкольного возраста воспитываются в 13 дошкольных образовательных учреждениях.
Работают 3 учреждения дополнительного образования: детско-юношеский центр, детско-юношеская спортивная школа, станция юных натуралистов.
Педагоги района под руководством отдела образования продолжают работать над решением задачи, доминирующей в приоритетном национальном проекте "Образование" - повышение качества образования. Положительным примером этому являются позитивные изменения в системе образования района:
- расширилась сеть образовательных услуг;
- в 8 школах введено изучение основ православия;
- профильное обучение реализуют 7 средних общеобразовательных школ по 12 направлениям в 23 классах,
- всего в школах района преподается более 80 элективных курсов;
- во всех школах введен 3-й час физкультуры;
- продолжают работать оборонно-спортивные классы в МОУ СОШ с. Б.-Попово и с. Троекурово.
- введено пре профильное обучение по курсу ОБЖ класс "Юный спасатель" на базе МОУ СОШ п. Агроном.
Результаты ЕГЭ, который в 2009 году сдавался в штатном режиме, по 5 предметам из 7 превзошли прошлогодние. Средний балл, набранный выпускниками района, по 3 предметам превысил областной показатель. В целом по результатам единого государственного экзамена успеваемость по району составила 99,6% (по области 98,8%). Две выпускницы гимназии N 1 (Воинова Дарья и Грибкова Анна) получили абсолютный результат (100 баллов), в 2008 этого добился только 1 выпускник. В целом по району отрицательная динамика результатов ЕГЭ, которая прослеживалась в предыдущие годы, остановлена. Но проблема повышения качества знаний остается не просто актуальной, а является самой насущной в современных условиях обновления образования.
Одновременно с реализацией стандартов общего образования совершенствуются условия для развития и реализации способностей каждого ребенка, талантливой молодежи. Ярким подтверждением тому являются 10 призовых мест, в том числе 6 первых, по русскому языку, обществознанию, математике, экономике, физической культуре, ОБЖ, завоеванных нашими школьниками в областном этапе Всероссийской олимпиады. В прошлом 2008 году было 8 призовых мест (в т.ч. 4 победы). 2 ученицы гимназии N1 стали призерами Всероссийской олимпиады: Воинова Дарья - по русскому языку, а Зарецкая Юлия - по политологии.
За последних 4 года доля победителей и призеров регионального этапа олимпиады по району увеличилась с 0,52% до 1,1%. А показатель эффективности участия района в региональном этапе олимпиады выше только у липецких школьников. Мы начали и будем продолжать работу по построению разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а так же их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Отдел образования рассматривает взаимодействие "ШКОЛА - ВУЗ" как новый этап содержательного развития образования района в направлении усиления практической ориентации общего образования.
Сотрудничество с ЛГПУ, ЕГУ им. И.А.Бунина, а также с Научно-информационным центром экономического и компьютерного образования молодежи г. Липецка является динамичным элементом развития креативных способностей учащихся.
Отбор лучших инновационных идей, способных наиболее эффективно решать проблемы современного образования, способствовал расширению сети экспериментальных площадок в ОУ района по разнообразным направлениям: восстановление и развитие школьного здравоохранения (Куликовская школа), апробация новых учебников (гимназия N 1, СОШ N 2), государственная итоговая аттестация за курс основной школы в экспериментальной форме с включением материалов по теории вероятности и комбинаторике (СОШ N 3, гимназия N 1, СОШ п. Агроном), частичное использование методики Н.Б.Фоминой для определения качества обучения учащихся (гимназия N 1).
МОУ СОШ с. Большое Попово в 2009 году в числе всего лишь 10 общеобразовательных учреждений области определена как база региональной экспериментальной площадки. Тема площадки школы "Роль школьного библиотечно-информационного центра в информационной среде школьного пространства".
Одним из приоритетных направлений в развитии школьного образования является здоровье сбережение. Во всех общеобразовательных учреждениях действуют спортивно-оздоровительные секции и группы, в которых занимается свыше 2000 человек.
Постоянно совершенствуется спортивная база ОУ. В 2008 году реконструирован спортивный зал в МОУ ООШ с. Куликовка Вторая, в 2009 году произведен ремонт спортзала в МОУ гимназия N 1.
К началу нового 2009-2010 учебного года в 9 образовательных учреждениях района полностью подготовлены и оснащены в соответствии с требованиями медицинские кабинеты.
Не менее важно для здоровья - правильно организованное питание. Шестой год все наши школьники получают горячее питание. В целях повышения его качества и доступности разработана и реализуется целевая программа "Модернизация системы школьного питания в образовательных учреждениях Лебедянского района до 2010 г.". В ходе ее выполнения в 2009 году реконструированы помещения под столовую и закуплено технологическое оборудование, мебель на сумму 220 тыс. руб. для Куликовской школы, это позволило еще двум образовательным учреждениям (СОШ с. Большое Попово и ООШ с. Куликовка Вторая) отказаться от использования концентратов в организации горячего питания и снизить долю школьников, питающихся продуктами быстрого приготовления с 17% до 10%.
Завершился капитальный ремонт МУП "Комбинат питания", который обеспечивает питанием 56% школьников района.
Система образования использует и такой ресурс охраны здоровья детей, как организация их отдыха. Количество детей, отдохнувших в пришкольных лагерях дневного пребывания, растет: в этом году - 74%, в 2008 году - 72%.
В районе сложилась система моральной поддержки учительства. Это: традиционные конкурсы профессионального мастерства "Учитель года", "Сердце отдаю детям", "Пионервожатый года" и др., публикации в СМИ, педагогические выставки, региональные педагогические конкурсы им. К.Москаленко и им. А.Горской, и самый главный конкурс - конкурс лучших учителей в рамках ПНП "Образование".
5 школ и 7 педагогов района стали победителями конкурсных отборов среди образовательных учреждений и учителей в рамках нацпроекта, что позволило сделать значительный шаг вперед в повышении качества обучения. В 2009 году победителем конкурса лучших учителей стала Мальцева Ираида Николаевна - учитель гимназии N 1. А педагог этой же школы Иншакова Ирина Валентиновна стала лауреатом премии им. К.Москаленко.
Начал реализовываться новый формат аттестации педагогических и руководящих кадров.
Самостоятельным элементом современной модели образования становится система дошкольной подготовки детей, функционированию которой в нашем районе уделяется пристальное внимание.
В дошкольных образовательных учреждениях помимо типовой программы порционно используются программы "Радуга", "Юный эколог"; "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", "Основы безопасности дошкольников". Обеспечивая комплексный подход в решении воспитательных и образовательных задач с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, педагоги ДОУ г. Лебедяни используют в своей работе программу "Детство".
В рамках реализации районной целевой Программы "Развитие и оптимизация образовательной сети Лебедянского района до 2010 года" и в целях решения проблемы доступности дошкольного образования в 2008 году:
- восстановлен ранее закрытый д/с "Колобок", который в настоящее время посещают 142 ребенка;
- МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад реорганизована в детский сад N 5 г. Лебедяни "Родничок", что дало дополнительно еще 50 мест.
Наряду с этим, с целью реализации получения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу в феврале 2009 года в детском саду села Романове дополнительно открыта новая группа на 15 мест. Кроме того, ряд общеобразовательных учреждений района и МОУ ДОД ДЮЦ также оказывают услуги дошкольного образования в группах кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста (от 4-х до 7-ми лет). Количество детей, посещающих данные группы, растет (с 87 человек в начале 2008 года до 106 на 01.09.2009 г.).
В результате проведенных мероприятий на сегодняшний день очередность в дошкольные образовательные учреждения района снизилась с 1089 до 677 человек, охват услугами дошкольного образования возрос до 39%, против 35,8% на начало 2008 года. Но данный вопрос по-прежнему остается актуальным для образования района.
Совершенствование воспитательных функций образования рассматривается как одна из главных задач профессионального вклада педагогов в оздоровление общества.
Воспитание в образовательных учреждениях района направлено на формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, здорового и нравственного образа жизни через совершенствование института классных руководителей.
Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования и воспитания детей. В районе работают 3 учреждения дополнительного образования детей, которые дают возможность учащимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
В ходе оптимизации образовательной сети в 2008-2009 г.г. закрыто 10 малокомплектных школ (МОУ НОШ с. Сурки, Старый Копыл, Хорошовка, Грязновка, п. Инициатор, МОУ ООШ с. Сезеново, Павелка, К-Лубна, Теплое). МОУ СОШ N 4 г. Лебедянь, с. Михайловка, с. Куликовка Вторая изменили свой статус на МОУ ООШ.
С 1 января 2009 года в районе введена новая система оплаты труда педагогических работников и нормативно - подушевое финансирование ОУ района.
В результате проведенной работы в новых финансовых условиях показатель наполняемости классов по району увеличился с 11,8 чел. в 2007 г. до 15 чел. (областной показатель - 16,9): по городу: с 19,8 чел. до 21,2 чел. (область - 22,7); по селу: с 7,9 чел. до 11 (область - 11,7 чел.), коэффициент нагруженности педагогов возрос с 7 в 2007 г. до 10,1 (область - 9,8).
Но сложившаяся ситуация ' еще не обеспечивает эффективное использование финансовых ресурсов ОУ.
Кроме того, отсутствуют параллели в старшем звене в большинстве средних школ, не развита районная система дистанционного обучения и сетевого взаимодействия ОУ, что затрудняет полноценное профильное обучение и оптимальное использование образовательных ресурсов.
Стабильность в положительной динамике результатов ЕГЭ пока не достигнуты. Кадровое обеспечение на 18,7% состоит из педагогов пенсионного возраста, ресурсный возраст с 25 до 35 лет - 25%, и только 7% являются молодыми специалистами.
Материально-техническая база некоторых школ не имеет современную инфраструктуру.
Наблюдается разбросанность имеющихся образовательных ресурсов.
Повышение качества образования, перевод его на компетентностную основу, обеспечение доступности современного образования требует:
- создания ресурсных образовательных центров;
- модернизации материально-технической базы ресурсных образовательных центров;
- обновления содержания образования через профилизацию старшей ступени;
- обеспечения пространственной доступности услуг, предоставляемых образовательной сетью района;
- создание сети ресурсного взаимодействия образовательных центров и образовательных учреждений;
- обеспечить условия психофизической безопасности учащихся и комфортность образовательного процесса;
- создания системы поиска и поддержки талантливых и одаренных детей;
- создания системы поддержки и профессионального развития результативно работающих педагогов;
- развития общественно-государственных форм управления образовательными учреждениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.