Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа
Программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Липецкой области (2009-2011 годы)" разработана в развитие подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560 и направлена на создание и ведение геоинформационной системы управления объектами недвижимости земельными участками, находящимися в собственности Липецкой области (далее - ГИС) и создание информационно-технической инфраструктуры системы учета и управления объектами недвижимости на территории Липецкой области.
Отсутствие современной картографической основы территории Липецкой области создает проблемы при формировании и учете земельных участков с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю. Невозможность ведения мониторинга и анализа использования земель и иной недвижимости, находящейся в собственности Липецкой области, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, как составной части системы формирования и учета объектов недвижимости, ограничивает оборот земель и иной недвижимости, находящейся в собственности Липецкой области, реализацию инвестиционных проектов в секторе экономики области.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения мероприятий правового, организационного, производственного, технического и технологического характера.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью и иным имуществом, находящимся в собственности Липецкой области.
В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также предоставления сведений из государственного земельного кадастра составляет 1 месяц. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра (Управление Роснедвижимости по Липецкой области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Липецкой области), технического учета объектов капитального строительства (ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация", ФГУП "Ростехинвентаризация" Липецкий филиал), а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров.
В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие их многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.
Для создания государственного кадастра недвижимости необходимо провести инвентаризацию и введение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках и объектах капитального строительства. На территории Липецкой области архивы органов технической инвентаризации объектов капитального строительства ведутся как в бумажном, так и в электронном виде. Вместе с тем электронная база содержит только технические описания объектов капитального строительства и частично земельные и поэтажные планы на недвижимое имущество. Таким образом, существуют определенные трудности инвентаризации вышеуказанных архивов в части формирования электронных баз чертежей и схем, а также конвертации баз данных органов технической инвентаризации в общую базу единого государственного реестра объектов капитального строительства (ЕГРОКС).
Наличие достоверного планово-картографического материала является базовой основой для создания кадастра объектов недвижимости. На территории восьми районов Липецкой области полностью выполнено создание и обновление ортофотопланов масштаба 1:10000 (год создания 2005-2006). По населенным пунктам трех районов и восьми городам области изготовлены ортофотопланы масштаба 1:2000 (год создания 2001-2006). За счет проведения мероприятий данной Программы планируется изготовление необходимых картографических материалов и обновление существующих. Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.
На территории Липецкой области создается базовая опорно-межевая сеть. В результате реализации данной Программы планируется провести работы по сгущению уже существующей опорной межевой сети на территории сельских населенных пунктов и городов области. В результате выполненных мероприятий будут устранены затруднения, связанные с проведением полевых геодезических измерений при межевании. Это позволит снизить стоимость вышеуказанных работ, а следовательно, и стоимость оформления документов на земельные участки.
Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в области осуществлялось в рамках реализации областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Липецкой области (2003 - 2007 годы)", утвержденной постановлением областного Совета депутатов от 30.10.2003 N 354-пс. Кадастровая оценка земель всех категорий на территории Липецкой области проведена. Результаты выполненных работ согласованы Роснедвижимостью и утверждены постановлениями администрации Липецкой области.
Согласно п. 3 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земельных участков проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В связи с этим результаты выполненных работ по оценке нуждаются в актуализации для последующего налогообложения.
В 2006 году проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения области. Результаты выполненной работы утверждены постановлением администрации Липецкой области от 27.11.2006 г. N 165. В 2007 году выполнена кадастровая оценка земель населенных пунктов.
Актуализация работ предусматривает детальное изучение рынка, приведение значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в соответствие с уровнем цен на земельном рынке и направлена на увеличение налоговых платежей в местные бюджеты. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с 2006 года вводится порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. При отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.
Информация, полученная в результате проведения оценочных работ, необходима всем участникам оборота земельных участков для принятия правильных и обоснованных решений при совершении сделок с объектами недвижимости и приобретения на них прав.
Создание и ведение государственного кадастра недвижимости исключает возможность двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль деятельности органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.
Положительным является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.
Интеграция актуальной и полной информации государственного кадастра недвижимости, возможность оперативной передачи ее в налоговую службу повышают эффективность выполнения отчетных, аналитических и контрольных функций. При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также у организаций и граждан появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа и прогнозирования с целью принятия решений.
Однако следует отметить, что реализация данной Программы предъявляет более высокие требования к технической инфраструктуре, но ее исполнение будет компенсироваться положительным эффектом.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
совершенствование системы управления областным имуществом, земельными участками, на которые зарегистрировано право собственности Липецкой области;
создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;
создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, используемого в целях налогообложения.
Основными задачами Программы являются:
информационное наполнение базы данных;
информационное наполнение кадастра объектов недвижимости;
проведение кадастровой оценки земель.
Планируется:
создание геоинформационной системы для оперативного управления, мониторинга и анализа использования земель и иной недвижимости, находящейся в собственности Липецкой области, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, как составной части системы формирования и учета объектов недвижимости на территории Липецкой области;
текущая модернизация программно-технических комплексов и оснащение компьютерной техникой и лицензионными программными средствами;
формирование цифровой картографической основы;
создание опорной межевой сети;
проведение государственной кадастровой оценки земель.
Срок реализации Программы - 2009-2011 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Сумма расходов на реализацию Программы в 2009-2011 годах из областного бюджета прогнозно составляет всего 27,708 млн. рублей, в том числе:
2009 г. - 9,183 млн. рублей;
2010 г. - 9,889 млн. рублей;
2011 г. - 8,636 млн. рублей.
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком Программы является администрация Липецкой области.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области при выполнении мероприятий Программы взаимодействует с территориальными исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области представляет отчетные данные в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ". Отчетные данные предоставляются в установленные сроки (по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) в управления контроля и проверки исполнения, экономики и финансов за I квартал, I полугодие, 9 месяцев, год в электронном виде и на бумажных носителях.
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области осуществляет информационное сопровождение Программы, обеспечивает доведение до населения области информации о реализации мероприятий Программы, в том числе: создает и размещает в средствах массовой информации тематические разделы (рубрики), циклы теле- радиопередач по основным направлениям Программы; изготавливает и размещает социальную рекламу (как в средствах массовой информации, так и на наружных носителях - рекламных щитах, перетяжках, билбордах и т.п.); организует и проводит творческие конкурсы среди журналистов и средств массовой информации в соответствии с целями и задачами Программы; осуществляет иные мероприятия по ее информационному сопровождению.
5. Оценка эффективности Программы
Эффективность реализации Программы достигается за счет создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить эффективное и рациональное использование земель и иной недвижимости, находящейся в собственности Липецкой области.
Реестр объектов областного имущества, находящегося в собственности Липецкой области, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах областного имущества, геоинформационная система, содержащая автоматизированные базы данных, обеспечивающая формирование и учет объектов областного имущества, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, позволяют получать на их основе различные справочные и аналитические материалы с целью мониторинга, анализа и прогнозирования для управления недвижимым и иным имуществом.
Геоинформационная система обеспечит проведение мониторинга земельных участков и объектов недвижимости. Возможность определения положения земельного участка на карте (плане) позволит более эффективно и предметно принимать решения о возможности и необходимости перевода земельных участков из одной категории земель в другую, о целесообразности продажи земельных участков и объектов недвижимости.
Создание условий для обмена информацией в электронном виде со всеми структурными подразделениями администрации области, муниципальными образованиями, территориальными управлениями федеральных органов позволит значительно сократить время на предоставление государственных услуг, избежать дублирования информации в отраслевых базах данных, повысить достоверность и точность информации.
Программа предусматривает создание государственного кадастра недвижимости в целях обеспечения гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, их социальную и экономическую защищенность.
Эффективность реализации Программы достигается за счет создания развитой информационной инфраструктуры государства, позволяющей обеспечить рациональное использование земель и иного имущества как важнейших составляющих национального богатства России.
Эффективность реализации мероприятий Программы состоит в создании условий для регулярного роста налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогам на имущество, а также сборов, получаемых за ведение государственного кадастрового учета недвижимости и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости.
Существенный вклад в увеличение доходной части бюджетов всех уровней будет достигнут за счет более полного государственного кадастрового учета недвижимости и государственной кадастровой оценки, в том числе от дополнительно выявленных объектов налогообложения.
Государственный кадастр недвижимости создается как интегрированный источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, позволяющие получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования сделают информацию об объектах недвижимости более востребованной, что окажет существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений органами власти и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Эффективность реализации Программы будет заключаться в активизации сделок на рынке земли и иной недвижимости, создании благоприятного делового климата и росте объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, принятии эффективных решений по территориальному планированию и распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости.
Результатом реализации мероприятий Программы будет являться развитие рыночных институтов, в том числе института налоговой оценки объектов недвижимости, института формирования объектов государственного кадастрового учета недвижимости, что даст возможность создания новых рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.