Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблемы
Программа "Повышение эффективности бюджетных расходов городского поселения г. Данков на 2011 - 2013 годы" разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, постановления администрации Липецкой области N 32 от 10.02.2011.
Результатом проводимых реформ в городском поселении г. Данков стало формирование современной системы управления муниципальными финансами путем:
организации бюджетного процесса, исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады главных распорядителей бюджетных средств об основных направлениях деятельности, городские целевые программы, ведомственные целевые программы, муниципальные задания);
перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию;
создания нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг.
Экономический кризис оказал негативное воздействие на экономику городского поселения г. Данков, и экономические проблемы, прежде всего проблемы, связанные со структурой экономики, встали крайне остро.
В 2010 году перед администрацией города была поставлена задача по повышению эффективности расходов и структурных реформ в бюджетном секторе. За счет остатков средств на счете бюджета по состоянию на 01.01.2010 увеличили расходную часть бюджета городского поселения на 8824,1 тыс. руб. и отнесли данную сумму на дефицит бюджета.
Послекризисные явления в экономике обусловили необходимость проведения ряда мероприятий, нацеленных на обеспечение сбалансированности бюджета. В частности, необходимо повысить точность прогнозов доходной базы бюджета, эффективность процесса формирования и корректировки расходных обязательств бюджета. Необходимо выработать политику, обеспечивающую стабильное финансирование ключевых расходных обязательств бюджета вне зависимости от краткосрочных колебаний доходной базы.
Бюджетная политика городского поселения г. Данков не всегда увязана со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития городского поселения г. Данков.
Все это свидетельствует о необходимости повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета.
Для ускорения реформы бюджетной сети на федеральном уровне был принят Федеральный закон от 8 мая 2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который определил ключевые направления дальнейшего реформирования бюджетной сети на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Закон ввел новые типы учреждений: казенное учреждение, которое по своему статусу приближено к существующему бюджетному учреждению, и бюджетное учреждение, которое приближено по правовому статусу к автономному учреждению. В 2011 году и первом полугодии 2012 года в городском поселении г. Данков необходимо осуществить перевод всей бюджетной сети в новые организационно-правовые формы, что подразумевает принятие значительного количества нормативных правовых актов, обеспечивающих указанный переход к новым формам учреждений.
Также целесообразно предпринять ряд дальнейших шагов, направленных на повышение эффективности и оптимизацию функций муниципального управления.
Острой проблемой в бюджетной сфере является организация эффективного финансового контроля. Особую актуальность имеют вопросы организации новых форм и методов финансового контроля, поскольку финансирование учреждений на основе бюджетных заданий, а не на основе принятых смет, предполагает новые подходы к контролю и смещение акцентов в контроле на вопросы выполнения муниципальных заданий.
Таким образом, стоящие перед городским поселением г. Данков задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации всех органов местного самоуправления, главных распорядителей бюджетных средств городского поселения. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является городская целевая программа.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, главных распорядителей городского поселения г. Данков по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребности граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития городского поселения г. Данков.
Программа предусматривает решение следующих задач:
I. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского поселения г. Данков
Основным условием повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского поселения. Достижение цели Программы будет осуществлено путем реализации жестких бюджетных ограничений по следующим направлениям:
1. Консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга городского поселения г. Данков.
Мировой экономический кризис привел к замедлению темпов роста объема доходов, существенно ограничил возможности публично-правовых образований по исполнению в полном объеме действующих расходных обязательств или по принятию новых. В целях проведения ответственной бюджетной политики, обеспечения в полном объеме исполнения публичных обязательств перед населением формирование объемов доходов бюджета городского поселения должно быть основано на консервативном прогнозе развития экономики городского поселения г. Данков. Для обеспечения устойчивости бюджета городского поселения в среднесрочной перспективе требуется реально оценить объемы бюджетного дефицита и муниципального долга городского поселения г. Данков.
2. Удлинение горизонта планирования. Формирование долгосрочного (на срок не менее 10 лет) прогноза социально-экономического развития городского поселения г. Данков и построение на его основе долгосрочной бюджетной стратегии городского поселения г. Данков.
Для более четкого формирования целей и задач деятельности органов местного самоуправления, главных распорядителей городского поселения г. Данков необходимо обеспечить формирование долгосрочного (на срок не менее 10 лет) прогноза социально-экономического развития городского поселения г. Данков. На основе указанного прогноза возможно построение долгосрочной бюджетной стратегии городского поселения г. Данков, определяющей основные направления использования бюджетных средств на указанный период.
3. Установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям муниципальной политики (Программы).
Установление на основе бюджетной стратегии городского поселения г. Данков среднесрочных показателей объемов расходов для конкретных исполнительных органов муниципальной власти городского поселения г. Данков с одновременным определением значений целевых показателей их деятельности с учетом выделяемого за счет средств бюджета городского поселения объема бюджетных ассигнований позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечивая преемственность и стабильность бюджетной политики городского поселения г. Данков.
4. Повышение точности прогнозирования доходов бюджета городского поселения.
В 2010 году отклонения поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета городского поселения г. Данков от соответствующего прогноза составили 99,1%.
Разработка методики прогнозирования доходов бюджета городского поселения г. Данков позволит повысить уровень точности прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета.
5. Совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств.
Порядок ведения реестра расходных обязательств городского поселения г. Данков регулируется постановлением администрации города Данкова от 25.01.2006 N 1-р "О порядке ведения реестра расходных обязательств г. Данкова Данковского района". Вместе с тем структура реестра расходных обязательств не связана с муниципальными услугами, работами и функциями, выполняемыми главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными учреждениями. Совершенствование форм и порядка ведения реестра расходных обязательств обеспечит сокращение неэффективных расходов, которые могут возникнуть в результате несоответствия реестра расходных обязательств расходам бюджета городского поселения г. Данков.
6. Формализация процедуры введения новых и увеличения действующих расходных обязательств.
Для обеспечения стабильности исполнения расходных обязательств и повышения эффективности бюджетных расходов планирование бюджетных ассигнований должно производиться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться четкой оценкой необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения. Одновременно должны проводиться систематический анализ и оценка рисков для бюджета городского поселения вследствие принятия новых расходных обязательств. При этом должны быть определены механизмы реализации новых расходных обязательств уже на стадии принятия решения об их введении.
II. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики
1. Инвентаризация сети бюджетных учреждений с учетом ее загруженности, объема предоставляемых муниципальных услуг, востребованности населением городского поселения г. Данков муниципальных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями. Инвентаризация имущественного комплекса бюджетных учреждений.
Наличие бюджетных учреждений требует соответствующих расходов бюджета городского поселения. В условиях сокращения расходов бюджета на содержание бюджетных учреждений, а также для повышения эффективности расходов бюджета городского поселения, направляемых на содержание сети бюджетных учреждений, необходимо:
- провести инвентаризацию имеющейся сети бюджетных учреждений с учетом ее загруженности, объема предоставляемых бюджетными учреждениями муниципальных услуг, востребованности населением городского поселения г. Данков муниципальных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями;
- провести анализ имущественного комплекса бюджетных учреждений, их структуры и штатной численности, финансово-хозяйственной деятельности. В результате должны быть оценены объемы затрат бюджета городского поселения на содержание вышеуказанной сети.
На основе проведенных мероприятий должны быть приняты решения о реструктуризации бюджетных учреждений, проведена оптимизация структуры и штатной численности бюджетных учреждений, необходимой и достаточной для эффективного выполнения их функций.
2. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета городского поселения.
Мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета городского поселения ориентирован на повышение качества управления финансами главных распорядителей бюджетных средств, от эффективности деятельности которых в значительной степени зависит уровень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых бюджетных услуг.
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития городского поселения г. Данков до 2020 года (утвержденной решением сессии Совета депутатов города Данкова от 7 ноября 2008 года N 77) в 2010 году был разработан и утвержден Порядок проведения мониторинга показателей эффективности и результативности для оценки результатов деятельности главных распорядителей средств бюджета городского поселения (постановление администрации города Данкова Данковского района Липецкой области от 16.12.2010 N 723 "Об утверждении Положения о мониторинге и ежегодной оценке деятельности главных распорядителей средств бюджета городского поселения г. Данков на основе системы показателей эффективности и результативности") (далее - Порядок). В соответствии с указанным постановлением ежегодно по результатам деятельности за отчетный финансовый год проводится оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств бюджета городского поселения.
Данное постановление также предусматривает распределение стимулирующих выплат по результатам оценки качества управления финансами и составление методических рекомендаций по повышению эффективности и результативности расходования средств главных распорядителей бюджетных средств.
В течение последних двух лет произошли значительные изменения в методологии бюджетного процесса: внедряется формат заданий на предоставление услуг, проводятся мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений, разрабатываются планы перехода на программно-целевое бюджетирование и др. В связи с этим показатели, предусмотренные в Порядке, уже не в полной мере охватывают все аспекты бюджетного процесса. Таким образом, назрела необходимость совершенствования утвержденного Порядка.
III. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
1. Приведение муниципальных нормативно-правовых актов в соответствие с Федеральным законом от 8 мая 2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений".
Бюджетные учреждения в настоящее время не имеют четко выраженных стимулов к повышению качества предлагаемых муниципальных услуг. Объем бюджетных расходов на обеспечение предоставления указанных услуг не зависит от качества этих услуг и опосредованно связан с их объемом.
Повышение доступности и качества муниципальных услуг в социально значимых сферах деятельности будет осуществлено за счет:
изменения правового статуса бюджетных учреждений;
внедрения новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
обеспечения доступности и открытости информации о деятельности муниципальных учреждений городского поселения г. Данков, оказывающих муниципальные услуги для потребителей этих услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений городского поселения г. Данков будут проводиться путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений".
IV. Формирование программного бюджета
В городском поселении г. Данков в целях повышения результативности бюджетных расходов и обеспечения эффективного использования бюджетных средств и организационных ресурсов активно используются такие инструменты программно-целевого управления, как долгосрочные программы социально-экономического развития городского поселения г. Данков, доклады органов местного самоуправления, главных распорядителей бюджетных средств городского поселения о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные и городские программы.
Доклады ежегодно предоставляются главными распорядителями средств бюджета городского поселения г. Данков в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации города Данкова от 27.02.2006 N 6 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Они используются в целях расширенного применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, установления обоснованности выделения ассигнований в предстоящем финансовом году.
Порядки разработки, утверждения и реализации ведомственных и городских целевых программ утверждены постановлением администрации г. Данкова от 31.12.2010 N 773 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" и решением Совета депутатов г. Данкова от 30.05.2008 N 40 "О Положении о порядке разработки, утверждения и реализации городских целевых программ". Городские целевые программы разрабатываются на срок продолжительностью 3 года и более и являются долгосрочными целевыми программами. В настоящее время в городском поселении г. Данков реализуется 12 городских целевых программ. Объем бюджетного финансирования городских целевых программ составляет в 2010 году 15375,5 тыс. рублей.
Однако данные стратегические инструменты не представляют единой взаимоувязанной системы, которая прозрачно отображалась бы в структуре бюджетного планирования. Для координации стратегического и бюджетного циклов необходимо интегрировать все функционирующие стратегические инструменты в единую систему - долгосрочные целевые программы.
Для увязки городских целевых программ городского поселения г. Данков с бюджетной классификацией будет сформировано программное представление бюджета городского поселения.
V. Совершенствование муниципального финансового контроля
1. Совершенствование контроля муниципальных учреждений в отношении их финансового состояния и хозяйственной деятельности. Повышение эффективности муниципального финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего финансового контроля.
В настоящее время осуществление муниципального финансового контроля регулируется разделом 13 "Муниципальный финансовый контроль" Положения о бюджетном процессе в городском поселении г. Данков, принятого Советом депутатов г. Данкова от 16.10.2009 N 71. Согласно данному Положению муниципальный финансовый контроль в городском поселении г. Данков осуществляют отдел экономики и финансов администрации г. Данкова, главные распорядители бюджетных средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "регулируется разделом 13" имеется в виду "регулируется разделом 12"
С вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений" возникает необходимость приведения системы муниципального контроля в соответствие с новыми требованиями.
VI. Совершенствование информационной системы управления муниципальными финансами
Совершенствование информационной базы по составлению и ведению реестров расходных обязательств.
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу, объему и качеству информации о деятельности органов местного самоуправления, главных распорядителей бюджетных средств городского поселения г. Данков.
Кроме того, решение задач, поставленных Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, невозможно без использования новейших информационно-технологических средств.
В отделе экономики и финансов администрации г. Данкова установлены системы исполнения бюджета - программный комплекс на базе Бюджет-КС, Бюджет-Web.
В сложившейся ситуации наиболее целесообразным является продолжение работы над построением единой системы управления муниципальными финансами городского поселения.
В рамках мероприятий по созданию единой интегрированной информационной системы управления финансами будут:
- завершена работа по созданию инструментов для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования;
- модернизированы информационные базы по:
- составлению и ведению реестров расходных обязательств публично-правовых образований, учитывая необходимость разграничения обязательств на действующие и принимаемые;
- формированию муниципальных заданий;
- разработке обоснованных бюджетных ассигнований субъектов бюджетного планирования.
Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы являются средства бюджета городского поселения. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Предполагаемый общий объем финансирования мероприятий Программы составит 150 тыс. руб., в том числе:
2011 - 50 тыс. руб.;
2012 - 50 тыс. руб.;
2013 - 50 тыс. руб.
Объемы финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год и в процессе исполнения бюджета городского поселения соответствующего года.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет глава администрации города Данкова. Отдел экономики и финансов администрации г. Данкова предоставляет отчетные данные о реализации Программы в соответствии с решением Совета депутатов г. Данкова от 30 мая 2008 г. N 40 "О Положении о порядке разработки, утверждения и реализации городских целевых программ".
Координация деятельности по реализации Программы осуществляется отделом экономики и финансов администрации г. Данкова. Исполнители Программы представляют координатору информацию о ходе реализации мероприятий Программы:
- по итогам 1-го квартала, 1-го полугодия и 9 месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- по итогам года - до 20 января года, следующего за отчетным.
5. Оценка эффективности Программы
Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности
Наименование задач и показателей |
Ед. изм. |
2010 (базовый год) |
2011 |
|
План |
Факт |
|||
Задача 1: Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского поселения |
|
|
|
|
Направление: Консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга городского поселения |
|
|
|
|
Дефицит бюджета городского поселения |
% |
17 |
34,4 |
|
Предельный объем муниципального долга не превышает общий годовой объем доходов бюджета городского поселения без учета безвозмездных поступлений |
% отношения предельного объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета городского поселения без учета безвозмездных поступлений |
0 |
30,4 |
|
Направление: Удлинение горизонта планирования. Повышение точности прогнозирования социально-экономического развития городского поселения |
|
|
|
|
Предельный размер отклонения фактических показателей социально-экономического развития от запланированных |
отклонения факта от плана |
-10 |
-10 |
|
Направление: Повышение точности прогнозирования доходов бюджета городского поселения |
|
|
|
|
Предельный размер отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов от первоначального запланированного на соответствующий финансовый год по абсолютной величине |
% отклонения от перв. плана |
-5,1 |
- |
|
Направление: Обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств в условиях возможных колебаний доходов бюджета городского поселения |
|
|
|
|
Предельный размер отклонения кассовых расходов бюджета городского поселения от уточненного плана |
% от уточненного плана |
-2,1 |
-1 |
|
Направление: Совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств |
|
|
|
|
Доля расходных обязательств бюджета городского поселения, детализированных по услугам |
% от общего объема расходов бюджета городского поселения |
8,9 |
8,7 |
|
Уровень расхождения между расходами бюджета и данными реестра расходных обязательств |
отношение абсолютных сумм отклонений к общему объему расходов бюджета городского поселения, % |
0 |
0 |
|
Направление: Формализация процедуры введения новых и увеличения действующих расходных обязательств |
|
|
|
|
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности к объему расходов бюджета городского поселения |
% к объему расходов бюджета городского поселения |
0 |
0 |
|
Задача 2: Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики |
|
|
|
|
Направление: Инвентаризация сети бюджетных учреждений с учетом ее загруженности, объема предоставляемых муниципальных услуг, востребованности населением городского поселения г. Данков муниципальных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями. Инвентаризация имущественного комплекса |
|
|
|
|
Удельный вес расходов бюджета городского поселения на выполнение функций бюджетными учреждениями в общем объеме расходов бюджета городского поселения |
% в общем объеме расходов бюджета городского поселения |
8,9 |
8,7 |
|
Направление: Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета городского поселения |
|
|
|
|
Количество главных распорядителей средств бюджета городского поселения с наилучшим качеством финансового менеджмента |
единиц |
2 |
2 |
|
Задача 3: Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг |
|
|
|
|
Направление: Приведение муниципальных нормативно-правовых актов в соответствие с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений" |
|
|
|
|
Приведение правового положения городского муниципального учреждения в соответствие с нормами Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений" |
Кол-во учреждений, всего |
1 |
1 |
|
|
Кол-во казенных учреждений |
- |
|
|
|
Кол-во автономных учреждений |
|
|
|
|
Количество бюджетных учреждений |
1 |
1 |
|
Задача 4: Переход к программной структуре расходов бюджетов |
|
|
|
|
Направление: Формирование программного бюджета |
|
|
|
|
Доля расходов бюджета городского поселения, осуществляемых в рамках городских целевых программ |
% от общего объема расходов бюджета городского поселения |
15,7 |
21,8 |
|
Задача 5: Совершенствование муниципального финансового контроля |
|
|
|
|
Направление: Совершенствование контроля а деятельностью муниципальных учреждений в отношении их финансового состояния и хозяйственной деятельности |
|
|
|
|
Соотношение объема проверенных средств бюджета городского поселения к общей сумме расходов бюджета городского поселения (без учета обслуживания муниципального долга) |
% к общей сумме расходов бюджета городского поселения |
100 |
100 |
|
Направление: Повышение эффективности муниципального финансового контроля за совершенствованием механизма внутреннего финансового контроля |
|
|
|
|
Соотношение возмещенных бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства в финансовой бюджетной сфере, к общей сумме средств, использованных с нарушением законодательства в финансово-бюджетной сфере |
% |
|
|
|
Задача 6: Развитие информационной системы управления муниципальными финансами |
|
|
|
|
Направление: Совершенствование информационной базы по составлению и ведению реестров расходных обязательств |
|
|
|
|
Доля от общего числа главных распорядителей средств бюджета городского поселения, формирующих реестр расходных обязательств с выделением расходов на оказание муниципальных услуг (работ) в соответствии с муниципальным заданием |
% |
0 |
0 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.