Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Региональная политика в области образования в период с 2006 по 2011 годы осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной целевой программой развития образования, приоритетным национальным проектом "Образование", комплексным Планом модернизации образования Липецкой области до 2014 года, областной целевой программой "Модернизация образования Липецкой области 2009 - 2011 годы".
За период реализации областной целевой программы "Модернизация образования Липецкой области 2009 - 2011 годы" удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов, начать осуществление системных изменений в отрасли, формирование новой модели образования. Практически по всем направлениям активизировались процессы, нацеленные на улучшение не только количественных показателей, но и качественных изменений. Создана устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития системы образования Липецкой области.
Однако результаты анализа современного состояния образования области свидетельствуют о том, что образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Сегодня не теряют своей остроты следующие проблемы, обусловившие разработку Программы:
1) Усиление неравного доступа к качественному образованию начиная с дошкольного возраста.
Серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
Уменьшение за последние 5 лет контингента учащихся в области более чем на 3000 человек привело к существенному сокращению сети образовательных учреждений на 138 единиц. Количество обучающихся, подвозимых школьным транспортом, растет ежегодно. В сложившихся условиях необходимо обеспечить равный доступ обучающихся вне зависимости от места жительства за счет безопасного подвоза обучающихся. Актуальным остается приобретение новых автобусов, соответствующих ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические условия", и поэтапная замена имеющегося автотранспорта.
Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Неотъемлемой частью повышения доступности качественного образования является совершенствование образовательной деятельности и социализации детей-инвалидов. Одним из основных направлений образовательной деятельности детей-инвалидов является дистанционное обучение, при котором необходимо наличие современных информационно-коммуникационных и дистанционных технологий.
Учитывая тенденцию роста рождаемости, отмечаемую в целом в Российской Федерации и в частности в Липецкой области с 2000 года, предварительный мониторинг потребности населения в услугах дошкольного образования показал, что в 2012 году спрос на них превысит предложения, дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях составит более 8,5 тыс. Такая дифференциация уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования. Принимаемые меры должны обеспечить введение дополнительно 3,5 тыс. дошкольных мест за счет строительства, восстановления зданий, перепрофилирования других учреждений в дошкольных образовательных учреждениях, открытия дополнительных групп и частных детских садов.
2) Необходимость обновления содержания и технологии образования в условиях перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения.
С 1 сентября 2011 г. все общеобразовательные учреждения области перешли на новые государственные образовательные стандарты начального общего образования, с 2015 года предстоит переход на стандарты основного общего образования.
Вопросы перехода на новые стандарты образования и одновременное повышение качества образовательного процесса требуют обновления содержания и технологий образования, выполнения:
материально-технических условий реализации основной образовательной программы учреждения, в том числе информационно-образовательной среды учреждения, организации внеурочной деятельности учащихся во второй половине дня (с привлечением учреждений дополнительного образования), отдыха и питания учащихся;
требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы учреждения (100% повышение квалификации всех учителей, приступающих к реализации новых образовательных стандартов).
3) Заниженный социальный статус и недостаточный общественный престиж работников системы образования.
Сложившуюся ситуацию, когда размер среднемесячной заработной платы учителей области ниже среднемесячной заработной платы по экономике региона, сегодня необходимо менять.
Реализация задач модернизации образования региона требует профессиональной и социальной состоятельности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений.
Необходимость повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования неразрывно связана с комплексом мероприятий, нацеленных на поддержку лучших учителей, тиражирование их опыта, развитие профессиональной коммуникации, стимулирование притока в школы молодых кадров для создания оптимального баланса между работниками со стажем педагогической работы свыше 20 лет и молодыми специалистами.
В настоящее время доля педагогических работников со стажем до 5 лет в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет 6,9%.
4) Несформированность системы консолидированной целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
В области разработан комплекс мер по сохранению и развитию интеллектуального и творческого потенциала Липецкой области до 2014 года. Проводится работа по развитию сети образовательных учреждений для поддержки одаренных школьников. Однако в такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность процесса, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, требует совершенствования система психолого-педагогической диагностики детской одаренности.
5) Ухудшение здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
По сведениям управления здравоохранения Липецкой области, основным источником сведений о состоянии здоровья школьников служат результаты обязательных профилактических медицинских осмотров.
Распределение школьников по группам здоровья по итогам профилактических осмотров
год |
Группы здоровья детей - удельный вес в % |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
2007 г. |
26,1 |
50,3 |
22 |
1,6 |
2008 г. |
24,3 |
50,4 |
23,8 |
1,9 |
2009 г. |
25,6 |
52,2 |
20,3 |
1,6 |
2010 г. |
25,2 |
52,5 |
20,7 |
1,6 |
2011 г. (прогноз) |
25,1 |
52,6 |
20,7 |
1,6 |
Только чуть более двадцати процентов школьников области могут быть отнесены к категории абсолютно здоровых. Низкая двигательная активность, несформированность у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, отсутствие заинтересованности детей и родителей в получении питания в образовательном учреждении, устаревшие технологические возможности школьных пищеблоков - вопросы, требующие решения.
Среди принятых мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся региона особенно значимыми стали увеличение до трех часов преподавания предмета "Физическая культура" (98% общеобразовательных учреждений области). В результате системных мероприятий на 8,6% увеличился процент учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе, и уменьшился - к специальной медицинской группе.
Однако по-прежнему актуальны вопросы формирования единой здоровьесозидающей образовательной среды, создания системы непрерывного обучения подрастающего поколения в области культуры здоровья, проведения мониторинга индивидуального здоровья детей, а также целостной системы управления здоровьеориентированным образовательным пространством региона.
Сегодня особенно актуальны вопросы повышения качества и доступности школьного питания, 100-процентного охвата школьников двухразовым здоровым питанием.
В Липецкой области в 2010/2011 учебном году - 337 общеобразовательных учреждений, 99 филиалов, 3 специальные (коррекционные) общеобразовательные школы. В 2011/2012 учебном году - 274 общеобразовательных учреждений, 136 филиалов, 3 специальные (коррекционные) общеобразовательные школы.
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях Липецкой области составляла 102622 чел. На прогнозируемый период 2012 г. - 102 000; 2013 г. - 102450; 2014 г. - 102800 чел.
В последние годы в нашей области складывается положительная тенденция в организации питания школьников области: охват горячим питанием школьников в 2008/2009 учебном году составлял 78%; в 2009/2010 учебном году - 81%; в 2010/2011 учебном году - 87%.
Однако большинство обучающихся, питавшихся в школе в прошедшем году, 57524 человека (64,83%), получали только одноразовое горячее питание.
Двухразовое горячее питание получали лишь 26831 человек (30,24%).
Питание обучающихся школ города Липецка, а это 43% всех обучающихся школ области, в связи с реализацией проекта по совершенствованию организации питания в значительной степени улучшилось. Среди детей до 14 лет за последние три года показатель заболеваемости болезнями органов пищеварения снизился на 15,6%: с 165,5 в 2008 году до 139,6 в 2010 году на 1000 детского населения.
Питание обучающихся организовано по двум моделям:
первая модель: столовая образовательного учреждения, работающая на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, производит и реализует блюда в данном образовательном учреждении;
вторая модель: школьно-базовая столовая осуществляет закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых нескольких общеобразовательных учреждений.
Обслуживание обучающихся осуществляют 340 организаций общественного питания образовательных учреждений и других организаций, из них 321 являлись собственниками общеобразовательные учреждения; 19 - сельскохозяйственные и др. предприятия.
В школах области функционируют 37 буфетов для дополнительного питания и 65 столов - саморасчета в г. Липецке, ассортимент пищевых продуктов в которых формируется на основании рекомендаций СанПиН 2.4.5.2409-08 для организации дополнительного питания.
Организация питания обучающихся школ областного центра осуществляется единым оператором питания ООО "Липецкая кетеринговая компания" - заключены муниципальные контракты между департаментом образования администрации города Липецка, образовательными учреждениями и компанией.
Питание обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений обеспечивают 1233 работника, из них 1159 поваров и подсобных рабочих.
Оснащение школьных столовых оборудованием и их состояние на сегодня в большинстве случаев не согласуются с современными требованиями. Процент износа кухонно-технологического оборудования школьных столовых в большинстве территорий значителен (от 20% до 67%). Наибольший износ имеют электрические плиты, холодильное оборудование. Существует необходимость в обучении персонала школьных пищеблоков на базе профильных образовательных учреждений и у поставщиков технологического оборудования.
Очевидно, что для решения поставленной цели Программы: создание условий для организации двухразового горячего питания обучающихся во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях требуются системные, программные мероприятия, учитывающие современные требования к организации питания школьников, в том числе опыт города Липецка, где проводился эксперимент по совершенствованию организации питания.
В Липецкой области 20 муниципальных образований, из них муниципальные программы разработаны в 13 муниципальных образованиях, ведомственные программы - в 5. В 2-х муниципальных образованиях, в том числе в городе Липецке, разработаны комплексы мер в рамках ведомственных программ развития образования.
Реализация программ позволит привлечь дополнительные финансовые средства на организацию безопасного, качественного и сбалансированного питания обучающихся, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий, модернизацию материально-технической базы школьных столовых, профессиональную и гигиеническую подготовку работников столовых, организацию пропаганды здорового питания.
На совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений на период с 2012 по 2015 годы планируется затратить более 1,7 млрд. рублей средств консолидированного бюджета:
- 906,4 млн. рублей в соответствии с Законом Липецкой области от 27.12.2007 г. N 119-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования" в части социальных выплат на питание обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию" и Законом Липецкой области от 30.12.2004 г. N 166-ОЗ "О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области";
- 85,0 млн. рублей на реализацию мероприятий Программы;
- 754 млн. рублей муниципальных программ на 2012 - 2014 годы.
2. Цель и задачи Программы, сроки реализации
Целью Программы является создание условий для инновационного социально ориентированного развития регионального образования.
Цель Программы неразрывно связана с решением следующих задач:
1. Развитие инфраструктуры системы образования.
2. Модернизация учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
3. Создание образовательной среды, способствующей социализации, формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников.
4. Совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи в образовательном процессе.
5. Создание условий для дальнейшего развития научного потенциала и социально-образовательной среды, привлекательной для молодежи Липецкой области.
6. Содействие формированию позитивного образа учителя и престижа педагогической профессии посредством профессионального развития педагогического корпуса.
Мероприятия Программы реализуются с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года.
Таким образом, цель и задачи Программы, учитывая сроки ее реализации, соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года.
Достижение цели и решение основных задач программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и достигаемым результатам мероприятий.
Постановлением Администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 г. N 602 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы составит - 1386583,8 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
в том числе по годам:
2012 г. - 570651,6 тыс. руб.;
2013 г. - 372781,2 тыс. руб.;
2014 г. - 300634,0 тыс. руб.;
2015 г. - 142517,0 тыс. руб.
Из них:
Средства областного бюджета - 964392,8 тыс. руб., в том числе по годам:
2012 г. - 303243,6 тыс. руб.;
2013 г. - 217998,2 тыс. руб.;
2014 г. - 300634,0 тыс. руб.;
2015 г. - 142517,0 тыс. руб.
Средства федерального бюджета - 422191,0 тыс. руб., в том числе по годам:
на 2012 год - 267408,0 тыс. рублей;
на 2013 год - 154783,0 тыс. рублей.
Абзац шестнадцатый утратил силу
Перечень
мероприятий и объемы финансирования из федерального бюджета
Таблица
Постановлением Администрации Липецкой области от 17 августа 2012 г. N 337 в подраздел 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Реализация Программы осуществляется управлением образования и науки Липецкой области.
Условия предоставления и методика расчета субсидий бюджетам муниципальных образований устанавливаются приложениями 1-12 настоящей Программы.
Исполнитель Программы выполняет обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Исполнитель Программы осуществляют реализацию мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Липецкой области.
Управление образования и науки Липецкой области в установленные сроки (по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляет в управления контроля и проверки исполнения, экономики и финансов отчетные данные за I квартал, I полугодие, 9 месяцев, год в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Постановлением Администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 г. N 602 в подраздел 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
5. Оценка эффективности Программы
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.