Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть областной целевой программы
"Население Липецкой области:
стратегия народосбережения (2009-2014 годы)"
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена целевая Программа
Перспективы развития области определяются не только состоянием экономической ситуации, производственного потенциала, уровнем развития технологий и инфраструктуры, но и, прежде всего, состоянием и динамикой народонаселения, его количественными и качественными характеристиками.
В области наметились положительные тенденции в демографическом развитии. Сохраняется рост рождаемости. В 2007 году рождаемость на 1000 человек населения составила 10,2 человек против 7,3 в 1999 году, сокращается естественная убыль населения.
Область входит в группу регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, которые имеют в основном однотипные негативные проблемы демографического развития: уменьшение численности населения вследствие депопуляции (высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости); старение населения вследствие одновременного снижения рождаемости и роста смертности; высокая смертность среди мужчин в трудоспособном возрасте и связанный с ней большой разрыв в ожидаемой продолжительности предстоящей жизни у мужчин и женщин; недостаточный миграционный прирост населения.
Прогноз численности и состава населения области до 2050 года показывает, что при наиболее вероятных перспективных тенденциях рождаемости, смертности и миграции численность населения к началу 2010 года сократится до 1161,6 тыс. человек (с 1168,7 тыс. человек на начало 2008 года), к началу 2025 года - до 1027,4 тыс. человек, а к началу 2050 года до 789,9 тыс. человек, т.е. будет в 1,5 раза меньше сложившейся на текущий период.
При общем сокращении численности населения области число лиц пенсионного возраста увеличится к началу 2050 года (по сравнению с переписью населения 2002 года) на 11,1 тыс. человек, численность населения трудоспособного возраста сократится на 320 тыс. человек (в 1,8 раза), моложе трудоспособного возраста - на 114,4 тыс. человек (в 2,26 раза). Рост доли населения пенсионного возраста заставит выделять все большие средства на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание.
Последствия существенного сокращения численности населения области могут быть крайне негативными. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности трудоспособного населения вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой миграции.
Заметно затормозить убыль населения Липецкой области может проведение активной демографической политики, в связи с чем настоящая Программа предусматривает:
комплексность решения демографических задач, охватывающих все направления в их взаимосвязи;
концентрацию на приоритетах (выбор наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения);
координацию действий государственных органов власти на региональном и муниципальном уровнях с институтами гражданского общества.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для реализации активной семейно-демографической политики, направленной на стабилизацию численности населения области и создание условий для ее роста.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, информационного, организационного, научно-методического характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми и преодоление негативных тенденций в демографических процессах;
принятие дополнительных мер по повышению престижа благополучной семьи и общественной значимости труда родителей по воспитанию детей, укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, поддержка и поощрение опекунов и приемных родителей;
создание условий для перехода от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3-4 ребенка в семье).
Реализация Программы рассчитана на период 2009-2014 годы и будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2009-2011 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития; созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2012 года.
На втором этапе (2012-2014 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по улучшению демографической ситуации, создание условий и предпосылок для стабилизации численности населения области к 2015 году, реализация специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей.
Постановлением Администрации Липецкой области от 14 июля 2010 г. N 222 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета на 2009-2014 годы составляет прогнозно 71,6 млн. рублей, в том числе:
первый этап (2009-2011 годы) - 27,4 млн. руб.,
второй этап (2012-2014 годы) - 44,2 млн. руб.
Год |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Сумма, млн. руб. |
7,7 |
8,1 |
11,5 |
14,2 |
14,0 |
16,2 |
В связи с тем, что данная Программа предусматривает наличие нескольких исполнителей, распределение финансирования мероприятий Программы по исполнителям осуществляется в следующем объеме (в тыс. руб.):
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Заказчиком Программы является администрация области.
Взаимодействие участников Программы:
- заказчик осуществляет общий контроль деятельности по реализации Программы, а также контроль за целевым использованием средств.
Управление социальной защиты населения Липецкой области:
- осуществляет координацию деятельности по реализации Программы со всеми исполнителями Программы;
- заключает государственные контракты и договоры с исполнителями мероприятий;
- определяет исполнителей мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управление социальной защиты населения Липецкой области представляет отчетные данные о ходе реализации Программы в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области осуществляет информационное сопровождение Программы, обеспечивает доведение до населения области информации о реализации мероприятий Программы, в том числе: создает и размещает в средствах массовой информации тематические разделы (рубрики), циклы теле- радиопередач по основным направлениям Программы; изготавливает и размещает социальную рекламу (как в средствах массовой информации, так и на наружных носителях - рекламных щитах, перетяжках, билбордах и т.п.); организует и проводит творческие конкурсы среди журналистов и средств массовой информации в соответствии с целями и задачами Программы; осуществляет иные мероприятия по ее информационному сопровождению.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Выполнение мероприятий первого этапа Программы позволит снизить темпы естественной убыли населения за счет увеличения рождаемости.
Реализация мероприятий второго этапа Программы предполагает создание условий и предпосылок для стабилизации численности населения.
Эффективность реализации Программы определяется соотношением целей и задач Программы с ее результатами.
Источником информации для оценки эффективности Программы является статистическая информация территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, ведомственная статистика исполнительных органов государственной власти.
Показатели достижения цели и задач программы представлены в таблице.
Наименование целей и показателей |
Величина показателя в базовом году (до начала реализации целевой Программы) |
Периоды действия целевой Программы (годы) |
|||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
Задача 1. Реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, информационного, научно-методического характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми и преодоление негативных тенденций в демографических процессах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 1.1. Увеличение общего коэффициента рождаемости |
10,2 (2007 г.) |
10,4 |
|
10,5 |
|
10,7 |
|
10,8 |
|
10,9 |
|
11,0 |
|
Показатель 1.2. Увеличение суммарного коэффициента рождаемости |
1,361 (2007 г.) |
1,416 |
|
1,444 |
|
1,473 |
|
1,503 |
|
1,533 |
|
1,563 |
|
Показатель 1.3. Сокращение числа абортов на 100 родов |
91,3 (2007 г.) |
88,5 |
|
87,0 |
|
85,5 |
|
84,0 |
|
82,5 |
|
81,0 |
|
Задача 2. Принятие дополнительных мер по повышению престижа благополучной семьи и общественной значимости труда родителей по воспитанию детей, укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, поддержка и поощрение опекунов и приемных родителей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 2. 1. Отношение числа браков к числу разводов |
1,83 (2007 г.) |
1,85 |
|
1,88 |
|
1,91 |
|
1,94 |
|
1,97 |
|
2,0 |
|
Показатель 2.2. Сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей человек |
4700 чел. - 100% (2007 г.) |
98,9% |
|
97,9% |
|
96,8% |
|
95,7% |
|
94,6% |
|
93,6% |
|
Показатель 2.3. Сокращение числа детей, находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов |
1363 чел. - 100% (2007 г.) |
98,5% |
|
97% |
|
96% |
|
94,5% |
|
93% |
|
92% |
|
Показатель 2.4. Снижение числа семей с детьми, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума |
53100 чел. -100% (2007 г.) |
97% |
|
94% |
|
91% |
|
88% |
|
85% |
|
82% |
|
Информация об изменениях:См. текст строки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.