Приказ Управления финансов Липецкой области
от 28 декабря 2011 г. N 233
"Об утверждении ведомственной целевой программы"
8 августа 2012 г.
В соответствии с постановлением администрации области от 30 апреля 2008 года N 93 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений и обеспечение деятельности управления финансов области на 2012 - 2014 годы".
2. Отделу бюджетного планирования и межбюджетных отношений (Мезенина Е.А.) обеспечить публикацию ведомственной целевой программы в газете "Липецкая газета" и в сети Интернет на официальном сайте администрации Липецкой области.
Заместитель главы администрации области - |
В. Щеглеватых |
Ведомственная целевая программа
"Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений и обеспечение деятельности управления финансов области на 2012 - 2014 годы"
8 августа 2012 г.
Приказом Управления финансов Липецкой области от 8 августа 2012 г. N 125 в раздел I настоящей Программы внесены изменения
I. Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений и обеспечение деятельности управления финансов Липецкой области на 2012 - 2014 годы"
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета |
Управление финансов Липецкой области |
Наименование Программы |
"Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений и обеспечение деятельности управления финансов Липецкой области на 2012 - 2014 годы" |
Должностное лицо, утвердившее Программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Приказ управления финансов Липецкой области от 28.12.2011 N 233 "Об утверждении ведомственной целевой программы" в редакции приказа управления финансов Липецкой области от 8 августа 2012 года N 125 |
Задачи |
Задача 1. Развитие механизма регулирования межбюджетных отношений Задача 2. Повышение качества управления муниципальными финансами. Задача 3. Оптимизация расходов на содержание аппарата управления |
Показатели задачи |
- Доля налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в общем объеме доходов (без учета субвенций) - Сводная оценка качества управления муниципальными финансами - Расходы областного бюджета на содержание аппарата управления |
Характеристика программных мероприятий |
Данная программа реализуется путем: Совершенствования нормативной правовой базы по укреплению доходной базы местных бюджетов Своевременного и в полном объеме предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам Повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Липецкой области Оптимизации расходов на содержание аппарата управления |
Сроки реализации |
2012 - 2014 годы. |
Объемы финансирования из областного бюджета |
Объем финансирования Программы 1995824,4 тыс. руб., в том числе по годам: 2012 год - 984 414,2 тыс. руб. 2013 год - 512 273,3 тыс. руб. 2014 год - 499 136,9 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели экономической эффективности |
Совершенствование областного бюджетного законодательства в части укрепления собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований будет способствовать увеличению доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов местных бюджетов до 71,5%, а также сокращению объема дотаций, предоставляемых из областного бюджета. Создание условий для финансовой стабильности муниципальных образований области позволит улучшить их социально-экономическое положение. Внесение изменений в действующий порядок оценки качества управления муниципальными финансами и ранжирование муниципальных образований по 3 группам степени качества будет способствовать увеличению средней оценки качества управления муниципальными финансами до 89, что позволит повысить заинтересованность органов местного самоуправления в повышении качества управления муниципальными финансами. Проведение оптимизации приведет к сокращению расходов на содержание управленческого аппарата. |
Приказом Управления финансов Липецкой области от 8 августа 2012 г. N 125 в раздел II настоящей Программы внесены изменения
II. Характеристика проблемы (задачи)
Важнейшим инструментом региональной политики, механизмом влияния на социально-экономическое развитие территорий и эффективность деятельности органов местного самоуправления являются межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов бюджетам муниципальных образований.
В Липецкой области накоплен достаточно большой опыт оказания помощи муниципальным образованиям в сфере развития механизма регулирования межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения в Липецкой области регулируются законом Липецкой области от 9 октября 2007 года N 94-ОЗ "О бюджетном процессе Липецкой области".
В области функционируют следующие инструменты по обеспечению сбалансированности местных бюджетов - предоставление субсидий и дотаций. Администраторами по предоставлению субсидий органам местного самоуправления с 2008 года являются исполнительные органы государственной власти области, по предоставлению дотаций - управление финансов области.
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и формирование фондов финансовой поддержки осуществляется на основе следующих методик:
- Методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
- Методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
- Методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;
- Методика расчета субсидий, предоставляемых областному бюджету из бюджетов поселений;
- Методика расчета субсидий, предоставляемых областному бюджету из бюджетов муниципальных районов (городских округов);
- Методика расчета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов);
- Методика расчета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений (включая городские округа).
- Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из областного бюджета отражают объективные потребности муниципальных образований в финансовых ресурсах.
С целью повышения эффективности межбюджетных отношений и создания стимулов по укреплению доходной базы местных бюджетов производится замена дотации дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц. В 2010 году произведена замена дотации 19 муниципальным образованиям на сумму 1492,2 млн. руб., в 2011 году - 20 муниципальным образованиям на сумму 1657,6 млн. руб., включая городской округ город Липецк.
Однако тенденция увеличения зависимости доходов местных бюджетов от межбюджетных трансфертов из областного бюджета сохраняется. В 2010 году доля дотаций с учетом дополнительных нормативов в собственных доходах местных бюджетов составляла 28,9%, в 2011 году - 37%. При этом объем денежной дотации в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрос на 41%.
В сложившихся экономических условиях развитие межбюджетных отношений должно быть направлено на дальнейшее повышение стимулов к увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований, усиление роли собственных средств в обеспечении деятельности муниципалитетов.
В связи с чем в целях повышения самостоятельности муниципальных образований, развития доходной базы местных бюджетов в действующее бюджетное законодательство области будут внесены изменения о закреплении на постоянной основе единых нормативов отчислений от налогов и доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет, за каждым уровнем местного самоуправления в отдельности.
В области постоянно проводится мониторинг состояния муниципальных финансов. В соответствии с Положением о проведении оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Липецкой области, утвержденным постановлением администрации области от 16.04.2010 N 102, проводится оперативная и годовая оценка качества управления финансами и платежеспособности путем применения системы индикаторов. Перечень индикаторов охватывает целый ряд направлений и позволяет с разных сторон охарактеризовать качество управления финансами и платежеспособность муниципальных образований в сопоставлении с другими муниципальными образованиями. Это такие показатели, как мобилизация доходов в местный бюджет; планирование и исполнение бюджета; уровень и динамика кредиторской задолженности; уровень долговой нагрузки и платежеспособность; оптимизация бюджетной сферы; качество предоставляемых муниципальных услуг.
Публикация рейтинга муниципальных образований в средствах массовой информации способствует повышению эффективности использования бюджетных ресурсов на муниципальном уровне и является стимулом для повышения результативности работы органов местного самоуправления. В областном бюджете ежегодно предусматриваются средства на поощрение муниципальных образований области, занявших в рейтинге места с первого по десятое.
Вместе с тем по итогам регулярно проводимого мониторинга следует отметить, что уровень управления финансами муниципальных образований недостаточно высок. Так, по итогам анализа за 2009 - 2010 годы сводная оценка качества управления муниципальными финансами увеличилась всего на 1,9 пункта, тогда как разница между максимальной и минимальной оценкой составляет более 20 пунктов.
Одной из важнейших проблем является слабая заинтересованность муниципальных образований в реализации мероприятий по повышению качества управления муниципальными финансами в связи с нехваткой финансовых ресурсов на покрытие текущих потребностей.
В связи с чем действующий порядок оценки качества управления муниципальными финансами будет совершенствоваться. В частности, к нему планируется добавить ряд новых показателей и по аналогии с методикой Минфина России разделить муниципальные образования на 3 группы: с высоким, надлежащим и низким уровнем организации бюджетного процесса.
В дальнейшем намечено предусмотреть систему поощрения в отношении муниципальных образований с высокой степенью качества управления бюджетным процессом и систему мер воздействия в отношении муниципальных образований с низкой степенью качества управления.
Расходные обязательства управления финансов по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности управления, в том числе вопросы оплаты труда работников, установлены законами Липецкой области от 30.12.2005 г. N 259-ОЗ "О государственной гражданской службе" и от 05.01.2000 N 61 "О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона от 05.01.2000 г. следует читать как "61-ОЗ"
В рамках мероприятий по оптимизации расходов на содержание аппарата управления финансов планируется сокращение государственных гражданских служащих и работников, осуществляющих функции финансового, документационного и хозяйственного обеспечения деятельности управления финансов. Экономия средств, предусмотренных на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, при сокращении численности работников управления финансов в размере 50% будет направлена на материальное стимулирование работников управления финансов.
В целях эффективного и рационального использования бюджетных средств планируется сокращение закупок для нужд управления финансов у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов, увеличение доли закупок через проведение открытых аукционов в электронной форме, проведение тщательной проработки рынка при подготовке заявок к размещению заказа с целью обоснования начальной (максимальной) цены контракта с использованием данных государственной статистической отчетности, официального сайта, реестра контрактов, информации о ценах производителей.
Также планируется продолжить проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности.
III. Основные задачи ведомственной целевой программы
Задача 1. Развитие механизма регулирования межбюджетных отношений
Настоящая задача будет решаться путем внесения изменений в действующее бюджетное законодательство области по укреплению доходной базы местных бюджетов, в частности через закрепление на постоянной основе единых нормативов отчислений от налогов и доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет, за каждым уровнем местного самоуправления в отдельности. От решения данной задачи будет зависеть развитие собственной доходной базы местных бюджетов и повышение заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогового потенциала.
Обеспечение условий для финансовой стабильности муниципальных образований области позволит улучшить их социально-экономическое положение и гарантировать всем гражданам, независимо от места их проживания, необходимый объем бюджетных услуг.
Задача 2. Повышение качества управления муниципальными финансами
Решение настоящей задачи будет осуществляться в рамках совершенствования порядка оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований области путем дополнения новыми показателями оценки.
Внедрение системы поощрения в отношении муниципальных образований с высокой степенью качества и системы мер воздействия в отношении муниципальных образований с низкой степенью качества позволит повысить заинтересованность органов местного самоуправления в повышении качества управления муниципальными финансами.
Задача 3. Оптимизация расходов на содержание аппарата управления
Решение данной задачи является необходимым условием для эффективного и рационального использования бюджетных средств. Оптимизация будет проводиться за счет сокращения численности аппарата управления, совершенствования механизма закупок для нужд управления финансов и проведения мероприятий по энергосбережению.
Реализация указанных мер приведет к сокращению расходов на содержание аппарата управления.
IV. Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы
Ожидаемые показатели реализации Программы приведены в следующей таблице:
Приказом Управления финансов Липецкой области от 8 августа 2012 г. N 125 в таблицу "Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы" раздела IV настоящей Программы внесены изменения
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы
Итоги выполнения программных мероприятий подводятся ежегодно по данным отчетов об исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Липецкой области. Ежегодный отчет о выполнении ведомственной целевой программы, включая меры по повышению эффективности их реализации, предоставляется управлением финансов области в управление экономики администрации области не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, одновременно с докладом о результатах и основных направлениях деятельности управления финансов области.
V. Перечень и описание программных мероприятий ведомственной целевой программы
Перечень и описание программных мероприятий ведомственной целевой программы приведены в следующей таблице:
Приказом Управления финансов Липецкой области от 8 августа 2012 г. N 125 в таблицу "Перечень мероприятий ведомственной целевой программы" раздела V настоящей Программы внесены изменения
Перечень мероприятий ведомственной целевой программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Код расходов по бюджетной классификации |
Срок реализации |
Объем финансирования, тыс. руб. |
Показатель реализации мероприятий |
Ответственный исполнитель |
|||||||||
Раздел |
Подраздел |
целевая статья |
вид расхода |
Всего |
в том числе по годам |
Наименование показателя |
по годам реализации |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
|
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||||
Задача 1. Развитие механизма регулирования межбюджетных отношений | |||||||||||||||
1.1 |
Подготовка предложений по совершенствованию областного законодательства в части укрепления собственной доходной базы органов местного самоуправления с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства (Закон Липецкой области от 07.12.2005 N 234-ОЗ "О нормативах отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет") |
|
|
|
|
По мере внесения изменений в федеральное законодательство |
|
|
|
|
Наличие нормативного правового акта, устанавливающего единые нормативы отчислений от налогов и доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет, за каждым уровнем местного самоуправления в отдельности |
да |
да |
да |
Отдел бюджетного планирования и межбюджетных отношений Отдел государственных доходов |
1.2 |
Проведение мониторинга местных бюджетов в разрезе доходных источников |
|
|
|
|
ежемесячно |
|
|
|
|
Доля налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в общем объеме доходов (без учета субвенций), (%) |
64,7 |
69,5 |
71,5 |
Отдел бюджетного планирования и межбюджетных отношений Отдел государственных доходов |
1.3 |
Расчет объемов дотаций и своевременное перечисление их в местные бюджеты |
14 |
01 |
5160100 |
517 |
ежегодно |
1101716,2 |
392357,4 |
361 295,6 |
348 063,2 |
Объем дотаций, предоставляемых органам местного самоуправления, (тыс. руб.) |
882752,2 |
411 773,2 |
398 540,8 |
Отдел бюджетного планирования и межбюджетных отношений |
14 |
02 |
5170200 |
518 |
|
439917,2 |
401 327 |
|
|
|||||||
14 |
03 |
5210221 |
530 |
|
124 432,8 |
41 477,6 |
41 477,6 |
41 477,6 |
|||||||
Задача 2. Повышение качества управления муниципальными финансами | |||||||||||||||
2.1 |
Подготовка предложений по совершенствованию Порядка оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований (Постановление главы администрации Липецкой обл. от 16.04.2010 N 102 "Об утверждении Порядка выделения дотаций для предоставления грантов на стимулирование качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Липецкой области") |
|
|
|
|
По мере внесения изменений в федеральное законодательство |
|
|
|
|
Внесение изменений в порядок оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований |
да |
да |
да |
Отдел бюджетного планирования и межбюджетных отношений |
2.2 |
Предоставление муниципальным образованиям стимулирующих межбюджетных трансфертов (грантов) в целях достижения наилучших показателей качества управления финансами, тыс. руб. |
14 |
02 |
5170500 |
519 |
ежегодно |
4500 |
1500 |
1500 |
1500 |
Разработка системы поощрения в отношении муниципальных образований с высокой степенью качества и системы мер воздействия в отношении муниципальных образований с низкой степенью качества |
да |
да |
да |
Отдел бюджетного планирования и межбюджетных отношений |
5170600 |
9000 |
3000 |
3000 |
3000 |
|||||||||||
5170800 |
4500 |
1500 |
1500 |
1500 |
|||||||||||
5171000 |
9000 |
3000 |
3000 |
3000 |
|||||||||||
2.3 |
Проведение мониторинга показателей, характеризующих качество управления финансами и платежеспособности муниципальных образований |
|
|
|
|
ежегодно |
|
|
|
|
Увеличение сводной оценки качества управления муниципальными финансами (баллов) |
80 |
84 |
89 |
Отдел бюджетного планирования и межбюджетных отношений |
Задача 3. Оптимизация расходов на содержание аппарата управления | |||||||||||||||
3.1 |
Проведение оптимизации расходов на содержание аппарата управления |
|
|
|
|
ежегодно |
|
|
|
|
Сокращение расходов на содержание аппарата управления в сравнимых условиях (%) |
99,5 |
100 |
105 |
Отдел государственной службы и административной работы, отдел учета исполнения бюджета |
VI. Срок реализации ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа реализуется в 2012 - 2014 годах.
VII. Социально-экономические последствия реализации ведомственной целевой программы, общая оценка ее вклада в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации
Реализация мероприятий Программы позволит создать условия для повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований области, качества управления муниципальными финансами, направленное на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на бюджетные услуги, что в конечном итоге будет способствовать достижению цели Государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Липецкой области на 2012 - 2020 годы" - Повышение доли налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области в общем объеме доходов консолидированного бюджета области и стратегической цели по повышению благосостояния и качества жизни населения области за счет устойчивого социально-экономического развития.
Степень достижения цели программы существенно снизится в случае сокращения объема средств, выделяемых из бюджета области на предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям.
VIII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам в течение всего срока реализации ведомственной целевой программы
Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам определяется по следующей формуле:
,
где:
- уровень выполнения Программы в процентах;
- количество фактически набранных баллов за выполнение индикаторов Программы;
- максимальное количество баллов.
При выполнении индикатора Программы ему присваивается 1 балл, при невыполнении баллы не присваиваются. Максимальное количество баллов соответствует количеству индикаторов Программы.
IX. Оценка экономической эффективности ведомственной целевой программы
Оценка экономической эффективности ведомственной целевой программы рассчитывается по итогам отчетного года по следующей формуле:
,
где:
- оценка экономической эффективности расходования бюджетных средств;
- межбюджетные трансферты местным бюджетам, предусмотренные законом Липецкой области на соответствующий финансовый год;
- фактические межбюджетные трансферты местным бюджетам за соответствующий финансовый год;
- плановые доходы местных бюджетов;
- фактические доходы местных бюджетов за соответствующий финансовый год.
Экономическая эффективность признается достигнутой при условии, что значение Ээк больше или равно 1.
Приказом Управления финансов Липецкой области от 8 августа 2012 г. N 125 в раздел X настоящей Программы внесены изменения
X. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Общий объем расходов на реализацию Программы предусматривает затраты на предоставление дотаций органам местного самоуправления и расходы на содержание аппарата управления.
Объем межбюджетных трансфертов определяется управлением финансов области в соответствии с утвержденными методиками.
Источником финансирования Программы является областной бюджет. В течение периода реализации Программы объемы финансирования из областного бюджета могут уточняться.
Общий объем финансирования Программы на период действия ведомственной целевой программы составляет 1995824,4 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Задачами Программы являются: развитие механизма регулирования межбюджетных отношений; повышение качества управления муниципальными финансами; оптимизация расходов на содержание аппарата Управления.
Программа рассчитана на 2012 - 2014 годы. Общий объем финансирования установлен в размере 1 958 200,8 тыс. руб. Результатами являются: увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов местных бюджетов до 71,5%, а также сокращение объема дотаций, предоставляемых из областного бюджета; улучшение социально-экономического положения муниципальных образований; сокращение расходов на содержание управленческого аппарата и др.
Приказ Управления финансов Липецкой области от 28 декабря 2011 г. N 233 "Об утверждении ведомственной целевой программы"
Текст приказа опубликован в "Липецкой газете" от 18 января 2012 г. N 8
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Управления финансов Липецкой области от 8 августа 2012 г. N 125