Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Основанием для разработки Программы являются Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Закон Липецкой области от 27 октября 2010 года N 429-ОЗ "О порядке разработки областной и муниципальных программ развития торговли".
Потребительский рынок является социально ориентированной сферой экономики. Приоритетной функцией органов власти и неотъемлемой частью региональной политики в сфере потребительского рынка является повышение качества жизни населения области путем гарантированно высоких стандартов жизнеобеспечения, а именно: повышение доступности товаров для сельских жителей, возможность приобретения сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей.
В течение ряда лет из областного бюджета велось финансирование мероприятий, направленных на доставку товаров народного потребления жителям сельских населенных пунктов.
В результате эффективного использования бюджетных средств достигнуты показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития потребительского рынка области: опережающие темпы роста оборота розничной торговли и объема бытовых услуг в сельской местности; изменение структуры оборота в сторону увеличения доли непродовольственных товаров, оказание новых бытовых услуг; рост заготовительного оборота, в том числе за счет увеличения закупок от личных подсобных хозяйств населения, создание дополнительных рабочих мест.
Принятие областной программы обусловлено необходимостью решения ряда проблем существующих на потребительском рынке.
Сложившееся в области размещение объектов торгового и бытового обслуживания на селе не полностью отвечает потребностям населения. В особо сложном положении находятся населенные пункты, расположенные вдали от крупных поселений, дорожных магистралей и с небольшим (до 200 человек) количеством проживающих.
Половина сельских поселений области (831 поселение) не имеют стационарных розничных предприятий, обеспеченность комплексными приемными пунктами составляет 75%. Организация торгового и бытового обслуживания жителей осуществляется через развозную торговлю и выездное обслуживание.
В последние годы наиболее динамично развивается инфраструктура потребительского рынка, особенно предприятий торговли. Однако сохраняется проблема неравномерного размещения торговых объектов на территории области. В настоящее время обеспеченность торговыми площадями по области составляет 446 кв. м в расчете на 1000 жителей (в 2010 году прирост к уровню 2009 года составил 6%), при этом среднерайонный показатель составляет 346 кв. м, а в Елецком и Липецком районах он втрое ниже областного.
За 2010 год оборот розничной торговли в целом по области увеличился на 7% к уровню 2009 года (в сопоставимых ценах), по районам темп роста составил 113,2%.
Объем оказанных бытовых услуг составил 4,9 млрд. руб. или 106,9% (по районам - 125,4%) к соответствующему периоду прошлого года.
Среднедушевой оборот розничной торговли по области сложился на уровне 102 тыс. руб. на одного жителя, по районам - более 68 тыс. руб. При этом наблюдается диспропорция между муниципальными районами: в Воловском, Долгоруковском, Измалковском, Краснинском районах среднедушевой оборот в 2 раза ниже среднеобластного, Елецком и Липецком - ниже в 3 раза.
Ввиду отсутствия экономической привлекательности для субъектов малого и среднего предпринимательства, по-прежнему, сохраняется недостаток торговых предприятий в сельской местности. Основными потребителями на селе являются жители с низкой платежеспособностью: неработающие пенсионеры и малообеспеченные граждане. Вследствие этого осуществление торговой деятельности на селе неизбежно влечет за собой убытки предприятий, что способствует их закрытию (в 2010 году в районах закрыто более 100 объектов).
Одной из проблем остается обеспеченность специализированным автотранспортом хозяйствующих субъектов. Специфика доставки товаров в отдаленные населенные пункты требует использования транспорта особого назначения: автолавок, тонаров и т.д. Фондоемкость приобретаемого автотранспорта для частных инвесторов практически непосильна, так как они или находятся на стадии становления, либо долгие годы обслуживают территории с населением, имеющим низкий уровень доходов (пенсионеры).
Недостаток собственных оборотных средств на содержание предприятий не позволяет привести материально-техническую базу в соответствие с современными требованиями, произвести реконструкцию и ремонт объектов, приобрести современное оборудование, а также увеличить запасы товаров, закупить сырье для дальнейшей переработки.
Не менее важной проблемой является низкий уровень насыщения потребительского рынка местной сельскохозяйственной продукцией. Дальнейшее решение задачи развития специализированных предприятий по реализации местной сельскохозяйственной продукции позволит эффективно использовать потенциал личных подсобных хозяйств, повысит их мотивацию труда и уровень доходов, обеспечит гарантированный сбыт выращенной продукции.
Эффективное решение указанных проблем возможно только с использованием программных методов, учитывая социальные аспекты в развитии сельских районов области.
Принятие Программы позволит сохранить стабильность функционирования потребительского рынка области, увеличить объемы розничного оборота, обеспечить территориальную и ценовую доступность торговых услуг для сельского населения, создать новые рабочие места, увеличить занятость и повысить доходы населения, развивать и совершенствовать сельскую инфраструктуру.
2. Цель и задачи Программы с указанием сроков их реализации
Цель, задачи и мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетами социально-экономической политики Российской Федерации и Липецкой области.
Основной целью Программы является создание условий для полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь, отечественного производства по доступным ценам в пределах территориальной доступности.
Для достижения указанной цели Программой решаются задачи:
1. Определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров и услуг до потребителей в достаточном объеме и ассортименте.
2. Определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической и территориальной доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения области и муниципальных образований, обеспечение качества и безопасности товаров.
Сроки реализации Программы 2012 - 2014 годы.
Постановлением Администрации Липецкой области от 31 октября 2013 г. N 496 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит - 51,35 млн. руб., в том числе:
2012 год - 17,05 млн. руб.;
2013 год - 16,55 млн. руб.;
2014 год - 17,75 млн. руб.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации Программы включает меры, направленные на выполнение в полном объеме программных мероприятий, порядок корректировки объемов финансирования и сроков реализации.
Правовую основу Программы составляют: Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Указ Президента РФ от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", Закон Липецкой области от 27 октября 2010 года N 429-ОЗ "О порядке разработки областной и муниципальных программ развития торговли" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Липецкой области, регламентирующие вопросы государственного регулирования торговой деятельности.
Методика расчета субсидий на реализацию муниципальных программ, направленных на создание условий для обеспечения услугами торговли и бытового обслуживания поселений, входящих в состав муниципального района, приведена в приложении к Программе.
Мониторинг Программы проводится в соответствии с планами работ исполнителя Программы.
Объемы финансирования программных мероприятий ежегодно утверждаются законом Липецкой области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Исполнитель Программы с учетом выделяемых финансовых средств ежегодно может уточнять показатели эффективности реализации Программы, затраты по программным мероприятиям и механизм ее реализации.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация области. Исполнитель мероприятий Программы ежеквартально (по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным годом) представляет в управление контроля и проверки исполнения, управление экономики администрации Липецкой области, управление финансов Липецкой области в электронном виде и на бумажном носителе отчетную информацию:
- информацию о ходе выполнения мероприятий Программы;
- отчет об объемах финансирования Программы;
- информацию об оценке эффективности реализации Программы, которая предоставляется по итогам прошедшего года.
К отчетной информации прилагается пояснительная записка, отражающая:
- состояние проблем, на решение которых была направлена Программа;
- достижение поставленных целей;
- эффективность реализованных мероприятий.
В год завершения действия Программы в отчете дается оценка за весь период ее реализации.
5. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь, отечественного производства по доступным ценам в пределах территориальной доступности и гарантированного качества.
Основными показателями эффективности являются:
- сохранение доли населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, в которых организована развозная торговля;
- удовлетворенность населения торговым сервисом.
Эффективность Программы оценивается путем сравнения фактических и плановых значений индикатора и показателя за каждый период действия Программы по соответствующим мероприятиям.
Фактические значения индикатора и показателя определяются путем проведения мониторинга исполнителем Программы.
Постановлением Администрации Липецкой области от 31 октября 2013 г. N 496 в таблицу "Оценка эффективности реализации Программы" подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Оценка эффективности реализации Программы
Таблица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.