Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы города Липецка
от 26 августа 2008 г. N 2195
Концепция
демографического развития города Липецка до 2025 года
1. Общие положения.
Концепция демографического развития города Липецка - это система идей, взглядов, подходов, определяющая границы правового и идеологического пространства, в рамках которого могут формулироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, смертности и продолжительности жизни, здоровья и самосохранительного поведения, миграции и иных направлений регулирования процессов воспроизводства населения на муниципальном уровне.
Концепция демографического развития года Липецка до 2025 года разработана на основе Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.
Настоящая концепция отражает демографическую ситуацию в городе Липецке. В ней определяются цели, принципы, задачи и основные направления деятельности администрации города Липецка в области народонаселения до 2025 года.
2. Современная демографическая ситуация в г. Липецке и тенденции ее развития.
Современная демографическая ситуация в г. Липецке обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в последние десятилетия, и характеризуется нестабильностью тенденций ее развития.
В результате депопуляции г. Липецк ежегодно теряет 2,5-3,0 тыс. человек населения, продолжается старение населения. Наметившиеся в последние годы тенденции незначительного роста рождаемости и снижения смертности не внесли перелома в процесс воспроизводства населения города, так как в этот период происходило снижение миграционного прироста населения, который перестал в полной мере компенсировать естественную убыль и существенно не влиял на динамику общей численности населения.
Позитивные изменения в демографических процессах последних лет обусловлены стабилизацией социально-экономического положения в городе, а также колебаниями в "календаре рождений" и положительными результатами государственной демографической политики в первой половине 80-х гг. Как известно, в эти годы были введены социальные льготы для многодетных семей, значительно увеличены детские пособия и оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и другие меры социально-демографического регулирования. Поэтому рождаемость в этот период значительно возросла, и на свет появилось более многочисленное, чем в предыдущие и последующие годы, поколение детей. Принятые меры, к сожалению, имели краткосрочный эффект, и рождаемость уже во второй половине 80-х гг. стала снижаться.
В 2000-е гг. относительно многочисленное поколение людей, родившихся в начале 80-х гг., достигло фертильного возраста и включилось в процесс деторождения. Именно этим, прежде всего, и объясняется некоторое увеличение рождаемости, которое, по оценкам специалистов, продлится до 2009 года. При этом репродуктивные установки относительно общего числа детей в семье существенно не изменились, а суммарный коэффициент рождаемости, показывающий, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15 - 49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня того же года, для которого вычислены возрастные коэффициенты, даже снизился и в настоящее время составляет 1,1-1,15. Если не будут приняты широкомасштабные и эффективные меры по стимулированию рождаемости, она неизбежно начнет снижаться.
Динамика абсолютного числа рождений за последние 20 лет красноречиво свидетельствует об устойчивости тенденции снижения рождаемости и ориентации большинства липчан на однодетную модель семьи (таблица 1). Последний значительный пик числа родившихся в г. Липецке пришелся на 1987 год, когда родилось 7944 младенца. В последние годы этот показатель неуклонно снижался и достиг в 1999 году - 3662 родившихся, т.е. на 46% меньше, чем в 1987 году.
Таблица 1
Естественное движение населения г. Липецка
Год |
Количество (чел.) |
Естественный прирост (чел.) |
|
Родившихся |
Умерших |
||
1987 |
7944 |
3608 |
4336 |
1988 |
7346 |
3933 |
3413 |
1989 |
6565 |
4299 |
2266 |
1990 |
6151 |
4371 |
1780 |
1991 |
5000 |
4475 |
525 |
1992 |
4562 |
4779 |
-217 |
1993 |
3991 |
5598 |
-1607 |
1994 |
4113 |
6187 |
-2074 |
1995 |
3958 |
6220 |
-2262 |
1996 |
3709 |
5683 |
-1974 |
1997 |
3723 |
5363 |
-1640 |
1998 |
3668 |
5350 |
-1682 |
1999 |
3662 |
6143 |
-2481 |
2000 |
3668 |
6464 |
-2598 |
2001 |
4094 |
7023 |
-2929 |
2002 |
4551 |
6965 |
-2414 |
2003 |
4411 |
7405 |
-2994 |
2004 |
4690 |
7276 |
-2586 |
2005 |
4682 |
7201 |
-2519 |
2006 |
4663 |
6974 |
-2311 |
2007 |
4880 |
6870 |
-1990 |
В последующие годы количество родившихся несколько возросло и в 2004 году достигло 4690. Соответственно, вырос и общий коэффициент рождаемости - 9,3 родившихся на 1000 населения. Однако годовые колебания этого показателя от 8,7 до 9,3 родившихся на 1000 населения говорят о том, что тенденция роста рождаемости по г. Липецку не приобрела в последние годы необходимой устойчивости. Это подтверждают и годовые колебания суммарного коэффициента рождаемости от 1,10 до 1,15. Во всех других муниципальных образованиях Липецкой области этот показатель существенно выше, что объясняется не только общероссийской, но и общемировой закономерностью: чем крупнее город, тем сильнее негативное влияние его среды обитания, условий и образа жизни на репродуктивное поведение горожан. В итоге режим естественного производства населения, сложившийся в г. Липецке, носит депопуляционный характер. Ведь даже для простого замещения поколений необходимо достичь суммарного коэффициента рождаемости вдвое большего, чем тот, что мы имеем в последние годы, то есть 2,3.
В последние годы 20-21% детей рождается вне зарегистрированного брака (таблица 2). Большинство этих детей регистрируется не по совместному заявлению родителей, а только матери. По величине этого показателя г. Липецк вплотную приблизился к уровню стран Запада, где данное явление объясняется тотальной эмансипацией, трансформацией семейных ценностей, возможностями женщин в одиночку воспитывать и обеспечивать потребности ребенка.
Таблица 2
Число родившихся вне зарегистрированного брака
Годы |
Доля в общем числе родившихся, % |
Всего |
2002 |
20,4 |
930 |
2003 |
19,7 |
870 |
2004 |
20,9 |
980 |
2005 |
20,2 |
938 |
2006 |
19,9 |
930 |
2007 |
20,0 |
975 |
Однако социально-экономические условия нашей страны, положение женщины в обществе свидетельствует о том, что главные причины внебрачной рождаемости у нас и на Западе - разные. Явный перекос в половой структуре населения детородного возраста негативно сказывается на формировании семейных пар, сужает возможности женщины при выборе спутника жизни (рис. 1). Поэтому для многих женщин единственная возможность и желание реализовать репродуктивную функцию означает стать матерью-одиночкой.
Рисунок 1
Половозрастная структура населения г. Липецка на начало 2006 г.
Таблица 3
Половозрастная структура населения г. Липецка на 1 января 2006 г.
Возраст |
Мужчины |
Женщины |
Мужчины и женщины |
Превышение женщин над мужчинами |
Число женщин на 100 мужчин |
0 |
2439 |
2185 |
4624 |
-254 |
89,6 |
1 |
2414 |
2291 |
4705 |
-123 |
94,9 |
0 - 2 |
7153 |
6625 |
13778 |
-528 |
92,6 |
3 - 5 |
6353 |
5806 |
12159 |
-547 |
91,4 |
6 |
2039 |
1751 |
3790 |
-288 |
85,9 |
1 - 6 |
13106 |
11997 |
25103 |
-1109 |
91,5 |
7 |
1951 |
1950 |
3901 |
-1 |
99,9 |
8 - 13 |
13979 |
13080 |
27059 |
-899 |
93,6 |
14 - 15 |
6491 |
5941 |
12432 |
-550 |
91,5 |
16 - 17 |
7689 |
7091 |
14780 |
-598 |
92,2 |
18 - 19 |
8786 |
8400 |
17186 |
-386 |
95,6 |
20 - 24 |
19119 |
21875 |
40994 |
2756 |
114,4 |
25 - 29 |
19748 |
20511 |
40259 |
763 |
103,9 |
30 - 34 |
18595 |
19280 |
37875 |
685 |
103,7 |
35 - 39 |
16555 |
18145 |
34700 |
1590 |
109,6 |
40 - 44 |
18817 |
21513 |
40330 |
2696 |
114,3 |
45 - 49 |
21072 |
25575 |
46647 |
4503 |
121,4 |
50 - 54 |
18123 |
22784 |
40907 |
4661 |
125,7 |
55 - 59 |
14008 |
18811 |
32819 |
4803 |
125,7 |
60 - 64 |
6641 |
10407 |
17048 |
3766 |
156,7 |
65 - 69 |
10226 |
17112 |
27338 |
6886 |
167,3 |
70 - 74 |
5364 |
10306 |
15670 |
4942 |
192,1 |
75 - 79 |
4536 |
9697 |
14233 |
5161 |
213,8 |
80 - 84 |
1364 |
4670 |
6034 |
3306 |
342,4 |
85 и > |
538 |
2344 |
2882 |
1806 |
435,7 |
Итого |
229147 |
273674 |
502821 |
44527 |
119,4 |
Моложе трудоспособного возраста |
37966 |
35153 |
73119 |
-2813 |
92,6 |
В трудоспособном возрасте |
162512 |
165174 |
327686 |
2662 |
101,6 |
Старше трудоспособного возраста |
28669 |
73347 |
102016 |
44678 |
255,8 |
0 - 4 |
11539 |
10586 |
22125 |
-953 |
91,7 |
5 - 9 |
10232 |
9471 |
19703 |
-761 |
92,6 |
10 - 14 |
12726 |
11919 |
24645 |
-807 |
93,7 |
15 - 19 |
19944 |
18668 |
38612 |
-1276 |
93,6 |
0 - 14 |
34497 |
31976 |
66473 |
-2521 |
92,7 |
0 - 17 |
45655 |
42244 |
87899 |
-3411 |
92,5 |
10 и > |
207376 |
253617 |
460993 |
46241 |
122,3 |
15 - 49 |
133850 |
145567 |
279417 |
11717 |
108,8 |
16 - 29 |
55342 |
57877 |
113219 |
2535 |
104,6 |
Наряду с низким уровнем рождаемости не меньшую роль в формировании демографического режима воспроизводства населения играет высокий уровень смертности населения. Сравнительный анализ общих коэффициентов смертности населения г. Липецка и других территорий подтверждает зависимость этого показателя от возрастной структуры населения (таблица 3).
Таблица 4
Общие коэффициенты смертности населения
|
Число умерших на 1000 человек населения |
||
2007 г. |
2006 г. |
2005 г. |
|
г. Липецк |
13,7 |
13,9 |
14,3 |
Липецкая обл., в т.ч.: |
17,0 |
17,4 |
17,9 |
Городское население |
14,9 |
14,9 |
15,6 |
Сельское население |
20,9 |
21,8 |
22,1 |
В 2006 году уровень смертности населения г. Липецка оказался на 25% ниже, чем в целом по области, на 7% ниже, чем по городскому и на 56% - чем по сельскому населению. Кроме того, смертность населения в областном центре самая низкая среди всех муниципальных образований Липецкой области. Это объясняется, главным образом, более молодой возрастной структурой населения в г. Липецке. Доля населения в возрасте старше трудоспособного в городе существенно ниже, чем на территориях, выбранных для сравнения. Ведь начиная с 30-х годов прошлого столетия население города формировалось в основном за счет массового переезда из сельских районов Липецкой области и даже из соседних регионов.
Однако темпы роста численности населения г. Липецка к началу 80-х годов значительно снизились, что привело к быстрому росту доли населения пожилого возраста и, как следствие, к росту смертности населения. Таким образом, данная негативная тенденция обозначилась еще до начала коренных общественно-политических и социально-экономических реформ в России.
Ежегодно регистрируемое количество умерших в г. Липецке за последние 20 лет практически удвоилось (таблица 1). Если в 1987 году по данным управления ЗАГС администрации г. Липецка умерло 3608 человек, то в 2007 году уже 6870 человек. Динамика данного показателя в указанный период времени характеризуется значительными колебаниями.
В 1986 - 1995 годы количество умерших увеличилось на 44%, но в последующие три года наблюдалось снижение этого показателя. После финансового кризиса (дефолта) 1998 г. вновь наблюдается рост смертности вплоть до 2003 года. В последующие годы и до настоящего времени смертность медленно снижается. Так, если в 2003 г. общий коэффициент смертности составил 14,7 умерших на 1000 человек населения, то в 2007 г. этот показатель снизился до 13,7. Динамика показателей смертности в гораздо большей степени зависит от уровня и качества жизни населения, которые в последние годы постепенно росли.
Чрезвычайно острой проблемой воспроизводства населения является высокий уровень смертности людей трудоспособного возраста, особенно мужчин. Именно эта категория липчан обеспечила общее увеличение уровня смертности населения в начале 90-х годов и в 1998 - 2003 гг. И в настоящее время доля лиц трудоспособного возраста от общего числа умерших довольно высока. По данным департамента здравоохранения г. Липецка она составила почти 31% от общего числа умерших в 2006 году.
Младенческая смертность достаточно объективно отражает не только демографическую ситуацию, но и уровень социально-экономического развития территории, качество услуг здравоохранения и качества окружающей среды. Показатели умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся по г. Липецку существенно ниже, чем по области и России в целом. Необходимо отметить, что этот показатель имеет устойчивую тенденцию к снижению. За период 2001 - 2007 гг. коэффициент младенческой смертности снизился с 10,1 до 7,0 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся.
Таблица 5
Младенческая смертность 2003 - 2007 гг.
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
г. Липецк |
8,7 |
6,4 |
8,9 |
7,7 |
7,0 |
Липецкая область |
10,5 |
7,5 |
9,3 |
8,1 |
7,9 |
РФ |
12,4 |
11,6 |
11,0 |
10,2 |
9,4 |
Это, несомненно, свидетельствует о более высоком уровне медицинского обслуживания липчан - рожениц и младенцев, чем в сельских районах области. Вместе с тем, об устойчивой тенденции снижения младенческой смертности говорить не приходится, так как этот показатель испытывает колебания по годам. Несомненно, большое значение в снижении младенческой смертности имеет ввод в строй городского перинатального центра.
Анализ причин общей смертности населения г. Липецка за 2006 год показал, что главной причиной смертности населения являются болезни системы кровообращения, унесшие жизни 4298 человек (рисунок 2). По причине новообразований умерло 989, а в результате несчастных случаев, отравлений и травм - 829 человек. Таким образом, на указанные три группы причин смерти населения пришлось 87,8% умерших.
Рисунок 2
Структура общей смертности населения г. Липецка 2006 г.
Следует отметить, что структура смертности населения в трудоспособном возрасте имеет существенное отличие (рисунок 3). Главной причиной смерти здесь тоже являются болезни системы кровообращения, но их доля составляет 34,6%. Чрезвычайно высокой оказалась доля умерших по причине новообразований - 28,4%, а от несчастных случаев, отравлений и травм - 14,1%. В общей сложности на все три группы причин смертности пришлось 77,1% умерших.
Рисунок 3
Структура смертности трудоспособного населения г. Липецка 2006 г.
В 2006 году число липчан, умерших моложе трудоспособного возраста, составило 64 человека. Из них 30,6% умерли в результате несчастных случаев, отравлений и травм, а врожденные аномалии стали причиной смертности 18,3% детей и подростков (рисунок 4).
Рисунок 4
Структура смертности населения младше трудоспособного возраста г. Липецка 2006 г.
Серьезный проблемой, связанной с высокой смертностью населения, является низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В 2005 году по г. Липецку этот показатель едва превысил 60 лет у мужчин, а у женщин составил 74 года. Причем в предыдущие годы показатель продолжительности жизни липчан - мужчин не достигал и пенсионного возраста. Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста объясняет огромную разницу ожидаемой продолжительности жизни между полами, составляющую 14 лет.
По утверждениям отечественных и зарубежных специалистов мужской организм оказывается менее стойким к стрессовым ситуациям, жизненным неурядицам и проблемам, чем женский. Поэтому преждевременная смерть мужчин в результате сердечного приступа, инфаркта, инсульта и т.п., к сожалению, остается довольно частым явлением. Аналогичная ситуация наблюдается и в смертности трудоспособного населения от причин, непосредственно связанных с употреблением алкоголя. Общий рост потребления алкоголя населением, поступление на рынок города суррогатов и некачественных спиртосодержащих напитков стали причиной значительного числа смертей от отравлений, которое за последние 15 - 16 лет практически удвоилось. Начиная с 1993 года, данная причина удерживает печально лидирующее положение в структуре неестественных причин смерти. Как правило, подавляющее большинство преждевременно ушедших по вине алкоголя - мужчины. На одну отравившуюся алкоголем женщину приходится восемь мужчин.
По-прежнему остаются высокими показатели смертности от неестественных причин смерти, в том числе среди трудоспособного населения. Ежегодно по причине самоубийств в городе умирает 30 - 35 человек на 100 тыс. населения трудоспособного возраста. Аналогичный показатель смертности от убийств составляет 20 - 25 человек. Достаточно большое число трудоспособных горожан ежегодно гибнет в результате дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев на воде, а также от инфекционных и паразитарных болезней.
Долгие годы мощным фактором роста численности населения г. Липецка была миграция населения. Значение этого процесса всегда было более весомым, чем естественное движение населения, а в 90-е годы миграционный прирост населения не только компенсировал естественную убыль, но и обеспечивал общий рост численности населения. В последние годы миграционный прирост населения по г. Липецку сократился до 2,1 - 2,2 тыс. человек в год.
В 2007 году миграционный прирост населения по городу Липецку составил 2431 человек.
3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографического развития города Липецка до 2025 года.
Целями демографического развития г. Липецка на период до 2025 года является увеличение численности населения к началу 2016 года до 505,5 тыс. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 508 - 510 тыс. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
Достижение целей демографического развития г. Липецка в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста качества жизни населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
В основу демографического регулирования в г. Липецке положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
своевременное реагирование на негативные демографические тенденции в текущий период;
учет местных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации муниципальных программ;
взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества.
Основными задачами демографического развития г. Липецка на период до 2025 года являются:
сокращение числа умерших до 6 тыс. в год, а среди лиц в трудоспособном возрасте - в 1,8 раза по сравнению с 2006 г.;
сокращение уровня младенческой смертности в 2 раза по сравнению с 2006 г., укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости, увеличение суммарного показателя рождаемости до 1,7 за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями в рабочей силе особой экономической зоны "Липецк" и учет необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных на муниципальном уровне;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на предприятиях города и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с горожанами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп.
Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно-ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения городской службы материнства и детства, в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в муниципальных образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.
Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:
усиление помощи семьям, имеющим детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
- усилить стимулирующую роль дополнительных мер муниципальной поддержки семей, имеющих детей, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;
- удовлетворить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных учреждений, повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
- создать в городе среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;
создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:
- развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;
- реализации муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений;
- развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг;
реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
- создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
- расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
- разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:
развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
создание муниципальной системы защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями в рабочей силе особой экономической зоны "Липецк", а также с потребностями демографического и социально-экономического развития города включает в себя:
разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территории городского округа г. Липецка;
выполнение мероприятий Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007 - 2012 годы, утвержденной постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19.12.2006 г. N 84-пс;
создание условий для развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
4. Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции.
Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписи населения и данных социологических исследований, проводимых на муниципальном уровне.
Для получения достоверных сведений о демографической обстановке в г. Липецке необходимо создать муниципальную систему статистического наблюдения, соответствующую современным информационным потребностям и международным рекомендациям в области демографического развития.
Необходимо обеспечить информационную поддержку реализации мероприятий демографического и миграционного регулирования в г. Липецке - расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, информировать население о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической установкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, с появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека.
Последовательно осуществлять мероприятия, направленные на повышение престижа материнства и отцовства, возрождение и сохранение духовно-нравственных семейных отношений.
5. Механизмы реализации Концепции демографического развития города Липецка до 2025 года.
Основой для реализации Концепции демографического развития города Липецка на период до 2025 года является "Стратегический план развития города Липецка до 2016 года", принятый 19 сессией Липецкого городского Совета депутатов третьего созыва (решение N 389 от 29.08.2006 г.).
Исполнителями Концепции демографического развития города Липецка являются структурные подразделения администрации города Липецка.
Реализация Концепции демографического развития города Липецка предполагает:
- объединение и координацию действий органов местного самоуправления, предприятий и организаций, общественных объединений;
- отражение идеологии Концепции демографического развития при разработке городских комплексных и ведомственных целевых программ;
- выполнение программ, направленных на улучшение жилищных условий населения города, городских целевых программ в области здравоохранения, образования, социальной защиты населения, дошкольного образования, экологии, культуры, физической культуры и спорта, ЖКХ, включающих мероприятия, призванные улучшить демографическую ситуацию в городе;
- концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств бюджетов различных уровней и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений;
- проведение мониторинга и анализа демографической ситуации и демографического поведения населения города.
6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографического регулирования в городе Липецке до 2025 года.
Реализация задач демографического развития в г. Липецке до 2025 года будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2008 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от болезней системы кровообращения, по повышению качества медицинской помощи в период беременности, родов и снижения младенческой смертности в перинатальный период, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, многодетным семьям, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей, по социальной поддержке населения города, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума.
Предусматривается разработать и внедрить специальные меры по профилактике и своевременному выявлению онкологических и профессиональных заболеваний, улучшения условий труда и отдыха, а также условий жизни горожан, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях детей работающих женщин и многодетных матерей.
На первом этапе предполагается снизить уровень естественной убыли населения до 1,9 тыс. человек в год, обеспечить миграционный прирост до 2 тыс. человек в год, что позволит уменьшить остроту демографического кризиса, стабилизировать численность населения города Липецка.
На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан:
- на осуществление проектов по формированию здорового образа жизни;
- на реализацию социальных мер по приоритетному обеспечению занятости родителей, имеющих детей;
- на осуществление поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;
- на разработку и реализацию мер по лечению и профилактике бесплодия населения репродуктивного возраста.
В связи с реализацией дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, будут осуществлены меры по увеличению объемов строительства жилья, развитию дополнительных образовательных и медицинских услуг, что существенно будет способствовать улучшению здоровья населения, созданию условий для комфортной жизнедеятельности семей с детьми.
По итогам реализации второго этапа предполагается к началу 2016 года:
- увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
- увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,7;
- снизить уровень смертности до 10,0 умерших на 1000 человек населения;
- увеличить приток высококвалифицированных специалистов и молодежи обеспечив миграционный прирост на уровне не менее 2,4 тыс. человек ежегодно.
На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе анализа влияния реализуемых мер на демографическую ситуацию в городе Липецке проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографических показателей.
В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принятие дополнительных мер, стимулирующих рождение в семьях второго и третьего ребенка, а также мер, повышающих статус многодетной семьи.
В условиях возможного сокращения рождаемости и увеличения естественной убыли населения предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в город Липецк переселенцев трудоспособного возраста, предпочтительно мужского пола.
К 2025 году предполагается:
- обеспечить постепенное увеличение численности населения города Липецка преимущественно за счет миграционного притока до 508-510 тысяч человек;
- увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
- суммарный коэффициент рождаемости увеличить до 1,7;
- снизить общий показатель смертности до 9,0 умерших на 1000 человек населения;
- увеличить миграционный прирост до 2,5 - 3,0 тысяч человек ежегодно.
7. Объемы и источники финансирования мероприятий настоящей Концепции.
Решение задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить посредством реализации городских целевых Программ, финансируемых за счет средств городского бюджета и бюджетов иных уровней.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы г. Липецка от 26 августа 2008 г. N 2195 "Об утверждении Концепции демографического развития г. Липецка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.