Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. "Текущее состояние системы общего образования Липецкой области"
Региональная политика в области образования в период с 2006 по 2011 годы осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральными целевыми программами развития образования, приоритетным национальным проектом "Образование", национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", комплексным Планом модернизации образования Липецкой области до 2014 года, областной целевой программой "Модернизация образования Липецкой области, 2009 - 2011 годы", Комплексом мер по модернизации системы общего образования Липецкой области в 2011 году.
За данный период удалось обеспечить осуществление системных изменений в отрасли, формирование новой модели образования, активизировать процессы, нацеленные на улучшение не только количественных показателей, но и качественных изменений, создать устойчивую основу для дальнейшего инновационного развития системы образования Липецкой области.
В результате анализа современного состояния образования области определены актуальные проблемы:
- неравный доступ к качественному образованию в сельских (малокомплектных) школах области;
- неполное соответствие материально-технической базы общеобразовательных учреждений требованиям к оснащению в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС);
- заниженный социальный статус и недостаточный общественный престиж работников системы образования;
- отсутствие единой здоровьесозидающей образовательной среды.
Стратегическая цель развития образования Липецкой области до 2015 года продиктована Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦПРО): "Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации".
Основой модернизации общего образования области послужило участие области в федеральных проектах.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) на мероприятия, направленные на поддержку системы общего образования, из регионального бюджета выделено 856,6 млн. рублей, из федерального бюджета - 757,6 млн. рублей.
С 2006 года в области реализовывались следующие направления ПНПО:
- стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием;
- приобретение школьных автобусов;
- развитие технической основы современных образовательных технологий, включая подключение школ к сети Интернет (с оплатой трафика);
- экспериментальный проект по совершенствованию организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- выплата денежного вознаграждения за классное руководство;
- поддержка лучших учителей;
- развитие дистанционного образования детей-инвалидов;
- поддержка талантливой молодежи.
В рамках реализации мероприятий ПНПО удалось значительно улучшить и модернизировать материальную базу образовательных учреждений - приобретено: 274 комплекта оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, русского языка, интерактивных комплектов, в том числе 56,4% оборудования за счет средств областного бюджета, 211 школьных автобусов, в том числе 65% автобусов за счет средств областного бюджета.
Показатель удовлетворенности населения качеством общего образования возрастет с 58,5% - в 2010 году до 59,2% - в 2011 году, потребность в приобретении транспортных средств для подвоза обучающихся в общеобразовательные учреждения удовлетворена на 90%.
На реализацию Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011 году из средств областного бюджета израсходовано 3153,5 млн. рублей.
Итоги реализуемых на территории области основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" следующие.
В период с 2006 - 2011 годы введено 6 новых, отвечающих современным требованиям, школ на 3069 ученических мест. До 2016 года планируется ввести в эксплуатацию 3 школы на 2920 ученических мест.
С 1 сентября 2010 года область приступила к реализации ФГОС. Из средств областного бюджета 687 тыс. рублей направлено на оплату внеурочной деятельности учителей. Опыт работы региональных площадок по отработке организационных механизмов введения ФГОС обобщен и издан в двух сборниках серии "Инновационные образовательные учреждения Липецкой области".
В 2011 году впервые в школах двух районов организовано обучение детей, в том числе из малокомплектных сельских школ, с использованием дистанционных технологий.
В целях развития творческого, научно-исследовательского потенциала обучающихся общеобразовательных учреждений области с 2010 года проходит обучение одаренных детей с использованием дистанционных технологий (общий охват обучающихся более 400 человек).
В соответствии с законом Липецкой области "О поощрительных выплатах" предусмотрена социальная поддержка лучших педагогов и одаренных учащихся (премии, стипендии), на что ежегодно выделяется 3,9 млн. рублей.
В результате работы по развитию системы поддержки талантливых детей возросло количество призовых мест, занимаемых липецкими учащимися на Всероссийской олимпиаде школьников: с 8 в 2010 году до 12 в 2011 году.
В целях доступного качественного образования в 2011 году из 575 населенных пунктов осуществляется подвоз 8212 учащихся, в 2010 году - подвоз 7454 учащихся. Для осуществления безопасного подвоза обучающихся, мониторинга транспортных средств на 93% школьных автобусов установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.
В целях сохранения и укрепления здоровья школьников, реализации задачи по созданию условий для 100-процентного охвата двухразовым питанием обучающихся во всех муниципальных образованиях области разработаны муниципальные программы по совершенствованию организации питания обучающихся на 2012 - 2015 годы.
Ежегодно в бюджете Липецкой области предусматривается более 200 млн. рублей на социальные выплаты на питание обучающихся и воспитанников в общеобразовательных учреждениях.
Это позволило увеличить охват горячим питанием школьников в 2009 году - 78%; в 2010 году - 81%; в 2011 году - 87%.
В 2011 году организована работа по обучению плаванию всех учащихся начального звена школ области.
На организацию отдыха и оздоровления детей в 2011 году в консолидированном бюджете области были предусмотрены средства в объеме 421 млн. рублей. Отдыхом и оздоровлением охвачено 93% обучающихся от общего количества детей школьного возраста.
Для 293 детей-инвалидов, обучающихся на дому, и 1340 детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях области созданы необходимые условия для получения качественного образования, в том числе в Центре дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области на базе Г(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната III-IV вида.
В 2011 году в рамках реализации ФЦПРО в области организована стажировочная площадка по распространению современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по направлению "Социализация детей с нарушениями зрения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 3-4 вида (для детей с нарушениями зрения)".
Совместно с муниципальными органами управления образованием организована работа по созданию условий для формирования открытой, саморазвивающейся, информационно и технологически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования.
С декабря 2009 года в области создана региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО). При создании РСОКО основной концептуальной задачей стало выстраивание системы, позволяющей определить соответствие образовательных услуг ожиданиям потребителей.
В 2010 году в целях проведения мониторинговых исследований в области оценки качества образования, формирования и ведения банка контрольно-измерительных материалов, разработки системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Липецкой области создано государственное (областное) учреждение "Центр мониторинга и оценки качества образования".
Во всех муниципальных образованиях созданы муниципальные системы оценки качества образования, накоплен опыт использования различных моделей оценки качества работы отдельных образовательных учреждений, содержащих более 500 показателей с весовыми коэффициентами для различных уровней образования, проведена апробацию критериев и показателей РСОКО.
В 2011 году из областного бюджета выделено 45,0 млн. рублей в целях поощрения муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых достигли наилучших показателей качества образования (30 школ).
На сегодня система общего образования Липецкой области представлена:
Тип учреждения |
Количество учреждений, ед. |
Численность учащихся, чел. |
Общеобразовательные учреждения |
277 - юр. лиц 135 - филиалов |
101357 |
Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения |
8 |
1816 |
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья |
12 |
1585 |
Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом - школа) |
1 |
100 |
Оздоровительные общеобразовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении |
1 |
85 |
Итого: |
299 |
104943 |
277 общеобразовательных учреждений являются юридическими лицами:
начальные школы - детские сады - 3
начальные общеобразовательные школы - 17
основные общеобразовательные школы - 38
средние общеобразовательные школы - 219, в том числе гимназии - 12; лицеи - 11; школы с углубленным изучением отдельных предметов - 8; кадетская школа - 1.
Общая численность педагогических работников образовательных учреждений области, реализующих программы общего образования, составляет 10035 чел. Из них 8257 учителей муниципальных общеобразовательных учреждений.
Качественный состав педагогических работников муниципальных образовательных учреждений характеризуют следующие показатели:
- доля педагогических работников с высшим образованием - 92,6%, учителей с высшим образованием - 94,9%;
- доля учителей, имеющих высшую квалификационную категорию - 26,4%; первую квалификационную категорию - 46%;
- победители ПНПО среди лучших учителей области - 354 педагога;
- достигли пенсионного возраста 14%;
- удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений - 9%;
- удельный вес численности учителей в общей численности персонала образовательных учреждений составляет 52,5%;
- доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей - 15,3%.
Особое внимание в области уделено институциональным преобразованиям, направленным на формирование прозрачной, ориентированной на результат, системы финансирования и управления.
Расходы на отрасль "Образование" в консолидированном бюджете в 2011 году выросли на 21% в сравнении с 2010 годом и составили 10991,9 млн. рублей (2010 г. - 9110,2 млн. рублей). Доля расходов на образование в расходной части бюджета области в 2011 году составляет 24,6%. Из общих расходов на финансирование системы образования 60% составляют расходы на финансирование учреждений общего образования.
В 2011 году в соответствии с нормативами финансирования на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательные учреждения направлено более 3,0 млрд. руб. из средств областного бюджета и 132,323 млн. руб. из средств федерального бюджета.
Основным методом планирования расходов на содержание сети общеобразовательных учреждений в рамках реализации полномочий региона является Закон Липецкой области от 19 августа 2008 года N 180-ОЗ "О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений", который вступил в силу с 1 сентября 2008 года.
В связи с тем, что с 1 сентября 2011 года закончился переходный период, дающий право органам местного самоуправления применять поправочные коэффициенты в случае резких отклонений объемов расходов, рассчитанных на нормативной основе от фактически сложившихся расходов, нормативно-подушевой принцип применяется на всех уровнях формирования бюджета.
При этом используются только два показателя: величина норматива на одного обучающегося и число обучающихся, что обеспечивает прозрачность при выделении финансовых ресурсов по муниципальным образованиям и образовательным учреждениям и способствует наиболее эффективному использованию бюджетных средств и развитию стратегического планирования на уровне образовательного учреждения.
Норматив подушевого финансирования позволил оптимизировать бюджетные затраты за счет формирования эффективно функционирующей сети образовательных учреждений, что привело к увеличению с 2008 года наполняемости классов по городским школам с 22 до 24,4 учащихся, по сельским школам с 9 до 11,7, индекса нагруженности учителей с 8,6 до 12,3, сокращению количества малокомплектных школ со 120 до 41, снижению доли неэффективных расходов в отрасли на 37,6%.
Введение для филиалов школ более высокого норматива финансирования в сравнении с обычными школами позволяет более эффективно решать вопросы повышения качества образования, оснащенности образовательного процесса, стимулирования труда педагогов.
Количество филиалов общеобразовательных учреждений на 1 сентября 2011 года в сравнении с предыдущим годом увеличилось на 36%.
Утвержденные нормативы финансирования детально учитывают потребности различных категорий обучающихся: разработаны нормативы для обучающихся в классах коррекции, гимназических (лицейских) классах, с углубленным преподаванием отдельных предметов, обучающихся индивидуально на дому, что позволяет защитить интересы образовательных учреждений, объективно находящихся в менее выгодных условиях (большее количество детей такой категории) и поддержать образовательные учреждения, реализующие инновационные образовательные программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.