Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
2.1. Технико-экономическое обоснование Программы
Современные приоритеты экономического и политического развития Лев-Толстовского муниципального района не могут не учитывать человеческий капитал, качественное улучшение и развитие которого признано на нынешнем этапе основным вектором развития России. Среди основных ресурсов района важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение района в ближайшем будущем.
Молодежь как социально-демографическая группа имеет ряд особенностей. К позитивным тенденциям, требующим целенаправленного развития в молодежной среде, можно отнести:
- восприимчивость к новому, рост инновационной активности;
- рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу;
- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки;
- рост заинтересованности в сохранении своего здоровья;
К негативным тенденциям, требующим целенаправленного снижения в молодежной среде, можно отнести:
- отчуждение молодежи от участия в событиях политической, экономической и культурной жизни общества;
- неравномерность социальной и профессиональной адаптации различных групп молодежи;
- криминализацию молодежной среды, воздействие деструктивных субкультур и сообществ на молодежь;
- влияние деструктивных информационных потоков на молодежную среду.
Приоритетные задачи социально-экономического развития района требуют продолжения реализации государственной молодежной политики в рамках идеи создания условий для интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в развитие района.
На территории района проживают свыше 3980 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет почти 24,5% от общего количества населения.
Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные явления в молодежной среде, усиливается тенденция размывания духовно-нравственных ценностей, ориентиров. В то же время молодежи района свойственно стремление получить образование, открыть собственное дело, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях.
По данным Территориальной избирательной комиссии Лев-Толстовского района, на выборы депутатов Государственной думы проголосовали 1153 человека в возрасте от 18 до 30 лет, а это 38,5% от общего числа молодежи, занесенной в списки избирателей, то на выборы президента России в 2008 году пришли и проголосовали уже 1721 человек в возрасте от 18 до 30 лет или 54% общего числа молодежи, занесенной в списки избирателей. Анализ явки молодых избирателей показывает положительные тенденции. Молодежь активнее участвует в выборах всех уровней.
Необходимо оказывать поддержку развивающемуся детскому и молодежному движению. В районе существует Общественная детская организация СОДИВ (содружество взрослых и детей), которая объединяет 9 детских объединений - 815 человек. Также активно участвуют в общественной жизни района Молодежный парламент, КВН, Клуб молодой семьи "Верность", Клуб молодых учителей.
Совершенствуются формы и методы физического воспитания молодых жителей района. Развивается деятельность по пропаганде здорового образа жизни, профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде. Результатом работы стало сокращение в 2009 году по сравнению с 2008 годом количества уголовных преступлений, совершенных молодыми людьми, с 16 до 12 и в 2010 по сравнению с 2009 с 12 до 5. Вместе с тем специалисты отмечают незаинтересованность значительной части молодых людей в сохранении собственного здоровья. Особую тревогу вызывает увеличение количества молодых людей, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, а также мощная пивная алкоголизация подросткового населения.
Для результативной работы с молодежью области необходимо не только сохранение сложившейся системы, но и ее активное развитие.
Целесообразность программного решения поставленных и проанализированных выше проблем на уровне области обосновывается в рамках системы соответствующих программных мероприятий.
2.2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы является создание условий для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества. Достижение цели предполагает реализацию трех направлений:
1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.
2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.
3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.
Интеграция молодежи в социально-экономические отношения связана с решением вопросов профессиональной ориентации молодых людей, их трудоустройства, занятости, формирования у молодежи позитивного отношения к производительному труду.
Интеграция молодежи в общественно-политическую деятельность возможна через решение вопросов участия молодых граждан в работе общественных объединений, органов власти района, районных, межрайонных, межрегиональных контактах.
Интеграция молодежи в социокультурные отношения предполагает решение вопросов воспитания молодежи, ее информированности, физического, духовного и нравственного здоровья молодого поколения, профилактики асоциального поведения в молодежной среде.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
Программа предусматривает решение основных задач:
- создание условий для повышения гражданской активности и ответственности молодежи, развития молодежного и детского движения, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений, активизация их участия в решении социально значимых проблем молодежи;
и интеллектуально-творческому развитию молодежи, поддержка талантливой молодежи;
- формирование в молодежной среде положительного отношения к здоровому образу жизни, физическому развитию, профилактика асоциального поведения в молодежной среде;
- развитие системы информационного обеспечения молодежи;
- развитие общественных, творческих, научных и иных связей между молодыми гражданами Лев-Толстовского района и других районов области и регионов России;
- развитие и поддержка добровольчества и благотворительности
Срок реализации Программы: 2012 - 2014 годы.
2.3. Мероприятия по реализации Программы и ее ресурсное обеспечение
Мероприятия по социальной и профессиональной адаптации молодежи (ярмарки вакансий рабочих мест, конкурсы творческих работ, проведение тестирования с целью оказания помощи в выборе профессии, организация временной занятости несовершеннолетней молодежи и другие) позволят, используя программный метод, решать проблемы, связанные с неравномерностью процессов социального и профессионального становления различных категорий молодых граждан.
Решению программным методом проблем повышения гражданской активности и ответственности молодежи, развития молодежного и детского движения будут способствовать районный форум молодежи, конкурс молодых лидеров, проведение акции "Мы - граждане России", районных Дней призывника, празднование дней воинской славы России, памятных и юбилейных дат истории России и другие мероприятия.
Программное решение проблем поддержки талантливой молодежи, духовно-нравственного воспитания и интеллектуально-творческого развития молодежи предусмотрено через систему таких мероприятий, как турниры КВН, конкурсы молодежного творчества, молодежных увлечений, художественной самодеятельности, научно-технического творчества молодежи, церемонии чествования талантливой молодежи, и другие.
Мероприятия, связанные с физическим воспитанием, пропагандой здорового образа жизни, организацией отдыха и оздоровления молодежи, профилактикой асоциального поведения в молодежной среде, противодействием распространения и злоупотребления наркотиками (походы, экскурсии, молодежные спортивные соревнования, военно-спортивные игры и др.), осуществляемые программным методом, создадут условия для снижения уровня криминализации молодежной среды и будут способствовать уменьшению воздействия на молодежь деструктивных сообществ.
Программное решение проблем информированности молодежи планируется осуществлять через ряд мероприятий по методическому и информационному обеспечению реализации государственной молодежной политики (социологические и статистические исследования, семинары, изготовление и размещение социальной рекламы и др.).
Вовлечению жителей района в активную деятельность по решению социально-экономических задач способствует развитие добровольчества, волонтерства. Содействие распространению добровольческой деятельности и развитие благотворительности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. В этом направлении предстоит осуществить мероприятия по:
- формированию мотивации жителей района, прежде всего молодежи, к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;
- созданию действенных механизмов вовлечения жителей района в многообразную общественную деятельность, развитию и поддержке общественных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда.
2.4. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- совершенствовать систему профориентации, трудоустройства, занятости молодежи;
- способствовать росту деловой активности и предприимчивости молодежи;
- обеспечить решение актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;
- привлечь большее количество молодежи к творческой, спортивной деятельности;
- повысить гражданскую и социальную активность молодых людей;
- повысить информированность молодежи о возможностях участия в социальной и экономической жизни района и региона;
- преодолеть негативные тенденции в молодежной среде;
Эффективность реализации Программы определяется соотношением цели и задач Программы с ее результатами.
Показателем достижения цели Программы является увеличение доли молодых людей, вовлеченных в социально-политическую и экономическую жизнь области. К показателям задач отнесены:
- увеличение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на социальную адаптацию молодежи;
- увеличение доли молодых людей, принимающих участие в выборах всех уровней;
- увеличение доли молодых людей, вовлеченных в деятельность общественных объединений и реализацию социально значимых проектов;
- увеличение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на поддержку талантливой молодежи, духовно-нравственное воспитание и интеллектуально-творческое развитие молодежи;
- увеличение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциальных проявлений в молодежной среде;
- увеличение количества молодых людей - участников межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий;
- рост количества жителей области, участвующих в добровольческих акциях;
Источники сбора информации для оценки эффективности реализации целевой программы:
- официальная информация ведомств и служб района;
- статистическая информация;
- социологические опросы
2.5. Система организации контроля за выполнением программных мероприятий
Реализация Программы осуществляется исполнителями Программы.
Администрация района:
- осуществляет корректировку Программы по промежуточным итогам ее реализации;
- проводит ежегодный анализ целевого использования средств, выделенных на реализацию Программы;
- разрабатывает предложения по объемам финансовых средств районного бюджета, направленных на реализацию Программы;
- проводит информационную и разъяснительную работу среди населения по освещению целей и задач Программы через средства массовой информации.
Исполнители Программы:
- осуществляют ежегодную подготовку предложений по объемам финансовых средств, направляемых на выполнение мероприятий Программы за счет бюджетных средств;
- составляют отчет об использовании средств, направленных на реализацию Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.