Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть V. Нормативы градостроительного проектирования
зон транспортной и инженерной инфраструктур
1. Транспортная инфраструктура.
Общие положения
5.1.1. Транспортная инфраструктура должна проектироваться с учетом специфики Липецкой области как динамично развивающегося региона. Все системы и подсистемы городского и внешнего транспорта, включая улично-дорожную сеть, должны проектироваться в органическом единстве, обеспечивая надежные, быстрые и безопасные связи для перевозки пассажиров и грузов в необходимых объемах, экономичность строительства и эксплуатации транспортных устройств и сооружений, высокую эффективность использования территории.
5.1.2. Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 300-320 легковых автомобилей, включая 3-4 такси и 2-3 ведомственных автомобиля, 25-40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50-100 единиц для городов с населением свыше 100 тыс. чел. и 100-150 единиц для остальных поселений.
5.1.3. Число автомобилей, прибывающих в город-центр из других поселений системы расселения, и транзитных определяется специальным расчетом. Указанный уровень автомобилизации допускается уменьшать или увеличивать в зависимости от местных условий, но не более чем на 20%.
2. Внешний транспорт
5.2.1. При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.
5.2.2. Пассажирские вокзалы (железнодорожного, автомобильного транспорта и аэровокзалы) следует размещать, обеспечивая транспортные связи с центром города, между вокзалами, с жилыми и промышленными районами. Допускается предусматривать объединенные или совмещенные пассажирские вокзалы для двух и более видов транспорта.
5.2.3. Пересечения железнодорожных линий между собой в разных уровнях следует предусматривать для линий категорий: I, II - за пределами территории поселений, III, IV - за пределами селитебной территории.
5.2.4. В пределах территории поселений пересечения железных дорог в одном уровне с улицами и автомобильными дорогами, а также с линиями электрического общественного пассажирского транспорта следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 32-01-91.
5.2.5. Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП 23-03-2001, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
5.2.6. Автомобильные дороги общей сети I категории обязательно, а II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и требованиями разд. 9 СНиП 2.07.01-89, но не менее: до жилой застройки 100 м, до садоводческих товариществ 50 м; для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м. Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.
В случае прохождения дорог общей сети через территорию поселений их следует проектировать с учетом требований настоящих норм.
5.2.7. Автомобильные дороги в пригородной зоне, являющиеся продолжением городских магистралей и обеспечивающие пропуск неравномерных по направлениям транспортных потоков из города-центра к загородным зонам массового отдыха, аэропортам и другим поселениям в системе расселения, следует проектировать с учетом реверсивного движения, принимая, как правило, ширину основной проезжей части в соответствии, с наибольшими часовыми автомобильными потоками.
5.2.8. Аэродромы и вертодромы следует размещать с учетом перспективного территориального развития поселений и в соответствии с требованиями СНиП 32-03-96 на расстоянии от селитебной территории и зон массового отдыха населения, обеспечивающем безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума в соответствии с ГОСТ 22283-88 и электромагнитного излучения, установленные для селитебных территорий санитарными нормами.
Указанные требования должны соблюдаться также при размещении новых селитебных территорий и зон массового отдыха в районах действующих аэропортов.
5.2.9. Размещение в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями и организациями, в ведении которых находятся обязательные аэродромы. Требования по согласованию размещения объектов приведены в СниП 2.07.01.-89 Приложение 2.
5.2.10. Береговые базы и места стоянки маломерных судов, принадлежащих спортивным клубам и отдельным гражданам, следует размещать в пригородных зонах, а в пределах городов - вне селитебной территории и за пределами зон массового отдыха населения. Размер участка при одноярусном стеллажном хранении судов следует принимать (на одно место), кв. м для прогулочного флота - 27, спортивного - 75.
5.2.11. Категории и параметры автомобильных дорог пригородных зон городов и систем расселения рекомендуется принимать по таблице 21:
Таблица 21
Категории дорог |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
Наименьший радиус кривых и в плане, м |
Наибольший продольный уклон, % градусов |
Наибольшая ширина земляного полотна, м |
Магистральные: |
|
|
|
|
|
|
скоростного движения |
150 |
3,75 |
4-8 |
1000 |
30 |
65 |
основные секторальные непрерывного и регулируемого движения |
120 |
3,75 |
4-8 |
600 |
50 |
50 |
основные зональные непрерывного и регулируемого движения |
100 |
3,75 |
2-4 |
400 |
60 |
40 |
Местного значения: |
|
|
|
|
|
|
грузового движения |
70 |
4,0 |
2 |
250 |
70 |
20 |
парковые |
50 |
3,0 |
2 |
175 |
80 |
15 |
Примечания:
1. В сложных топографических и природных условиях допускается снижать расчетную скорость движения до величины последующей категории дороги с соответствующей корректировкой параметров горизонтальных кривых и продольного уклона.
2. При высокой неравномерности автомобильных потоков в часы "пик" по направлениям допускается устройство обособленной центральной проезжей части для реверсивного движения легковых автомобилей и автобусов.
3. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до 4 м, а при доле большегрузных автомобилей в транспортном потоке более 20% до 4,5 м.
3. Сеть улиц и дорог
5.3.1. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значений, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 22:
Таблица 22
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
Магистральные дороги: |
Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах: выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях |
скоростного движения |
|
регулируемого движения |
Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
Магистральные улицы: |
|
общегородского значения: |
|
непрерывного движения |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях |
регулируемого движения |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
районного значения: |
|
транспортно-пешеходные |
Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы |
пешеходно-транспортные |
Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района |
Улицы и дороги местного значения: |
|
улицы в жилой застройке |
Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения |
улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах) |
Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне |
пешеходные улицы и дороги |
Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта |
парковые дороги |
Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей |
проезды |
Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов |
велосипедные дорожки |
Проезд на велосипедах или свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах связь в пределах планировочных районов |
Примечания:
1. Главные улицы, как правило, выделяются из состава транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц и являются основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.
2. В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения допускается устройство магистралей или их участков, предназначенных только для пропуска средств общественного транспорта с организацией троллейбусно-пешеходного или автобусно-пешеходного движений.
3. В исторических городах следует предусматривать исключение или сокращение объемов движения наземного транспорта через территорию исторического ядра общегородского центра: устройство обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта, пешеходных улиц и зон; размещение стоянок автомобилей преимущественно по периметру этого ядра.
5.3.2. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 23:
Таблица 23
Категория дорог и улиц |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
Наименьший радиус кривых в плане, м |
Наибольший продольный уклон, %о |
Ширина пешеходной части тротуара, м |
Магистральные дороги: |
|
|
|
|
|
|
скоростного движения |
120 |
3,75 |
4-8 |
600 |
30 |
- |
регулируемого движения |
80 |
3,50 |
2-6 |
400 |
50 |
- |
Магистральные улицы: |
|
|
|
|
|
|
общегородского значения: |
|
|
|
|
|
|
непрерывного движения |
100 |
3,75 |
4-8 |
500 |
40 |
4,5 |
регулируемого движения |
80 |
3,50 |
4-8 |
400 |
50 |
3,0 |
районного значения: |
|
|
|
|
|
|
транспортно-пешеходные |
70 |
3,50 |
2-4 |
250 |
60 |
2,25 |
пешеходно-транспортные |
50 |
4,00 |
2 |
125 |
40 |
3,0 |
Улицы и дороги местного значения: |
|
|
|
|
|
|
улицы в жилой застройке |
40 30 |
3,00 3,00 |
2-3* 2 |
90 50 |
70 80 |
1,5 1,5 |
улицы и дороги научно-производственных, |
50 |
3,50 |
2-4 |
90 |
60 |
1,5 |
промышленных и коммунально-складских районов |
40 |
3,50 |
2 |
50 |
70 |
1,5 |
парковые дороги |
40 |
3,00 |
2 |
75 |
80 |
- |
Проезды: |
|
|
|
|
|
|
основные |
40 |
2,75 |
2 |
50 |
70 |
1,0 |
второстепенные |
30 |
3,50 |
1 |
25 |
80 |
0,75 |
Пешеходные улицы: |
|
|
|
|
|
|
основные |
- |
1,00 |
По расчету |
- |
40 |
По проекту |
второстепенные |
- |
0,75 |
То же |
- |
60 |
То же |
Велосипедные дорожки: |
|
|
|
|
|
|
обособленные |
20 |
1,50 |
1-2 |
30 |
40 |
- |
изолированные |
30 |
1,50 |
2-4 |
50 |
30 |
- |
* С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.
Примечания:
1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м:
магистральных дорог - 50-75;
магистральных улиц - 40-80;
улиц и дорог местного значения - 15-25.
2. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших и крупных городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м: для пропуска автобусов в часы "пик" при интенсивности более 40 ед./ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед./ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8-12 м.
На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.
3. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.
4. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел/ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.
5. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
6. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
7. В малых, средних и больших городах, а также в условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.
Расчётные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать по таблице 24:
Таблица 24
Категория сельских улиц и дорог |
Основное назначение |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
Ширина пешеходной части тротуара, м |
Поселковая дорога |
Связь сельского поселения с внешними дорогами общей сети |
60 |
3,5 |
2 |
- |
Главная улица |
Связь жилых территорий с общественным центром |
40 |
3,5 |
2-3 |
1,5-2,25 |
Улица в жилой застройке: |
|
|
|
|
|
основная |
Связь внутри жилых территорий и с главной улицей по направлениям с интенсивным движением |
40 |
3,0 |
2 |
1,0-1,5 |
второстепенная (переулок) |
Связь между основными жилыми улицами |
30 |
2,75 |
2 |
1,0 |
проезд |
Связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей |
20 |
2,75-3,0 |
1 |
0-1,0 |
Хозяйственный проезд, скотопрогон |
Прогон личного скота и проезд грузового транспорта к приусадебным участкам |
30 |
4,5 |
1 |
- |
5.3.3. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП 23-03-2001, не менее 25 м.
Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.
5.3.4. В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.
5.3.5. На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:
до проезжей части, опор, деревьев 0,75.
до тротуаров 0,5;
до стоянок автомобилей и остановок
общественного транспорта 1,5.
Примечание:
Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.
5.3.6. Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м:
для магистральных улиц и дорог
регулируемого движения 8
местного значения 5
на транспортных площадях 12
В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закругления магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях - 8 м.
При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.
Примечание:
Для общественного транспорта (троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливается в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов транспорта.
5.3.7. На нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного прямоугольного треугольника для условий "транспорт-транспорт" при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий "пешеход-транспорт" размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8_40 и 10_50 м.
В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
Примечание:
В условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.
5.3.8. В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более 100%о) короткие пандусы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50% градусов. На путях с уклонами 30-60% градусов необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.
5.3.9. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом, как правило, 200-300 м.
Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом:
400-800 м на дорогах скоростного движения и железных дорогах;
300-400 м на магистральных улицах непрерывного движения.
4. Сеть общественного пассажирского транспорта
и пешеходного движения
5.4.1. Линии наземного общественного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах и дорогах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне.
Примечание:
В историческом ядре общегородского центра в случае невозможности обеспечения нормативной пешеходной доступности остановок общественного пассажирского транспорта допускается устройство местной системы специализированных видов транспорта.
5.4.2. Плотность сети линий наземного общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков, как правило, в пределах 1,5-2,5 км/км 2.
В центральных районах крупных городов плотность этой сети допускается увеличивать до 4,5 км/км 2.
5.4.3. Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м.
В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных и коммунально-складских зонах - не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта - не более 800 м от главного входа.
Примечание:
В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена в больших и крупных городах до 600 м, в малых и средних - до 800 м.
5.4.4. Расстояния между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории поселений следует принимать: для автобусов, троллейбусов и трамваев 400-600 м, электрифицированных железных дорог - 1500-2000 м.
5.4.5. В пересадочных узлах независимо от величины расчетных пассажиропотоков время передвижения на пересадку пассажиров не должно превышать 3 мин без учета времени ожидания транспорта. Коммуникационные элементы пересадочных узлов, разгрузочные площадки перед объектами массового посещения следует проектировать из условий обеспечения расчетной плотности движения потоков, чел./м 2, не более: 1,0 - при одностороннем движении, 0,8 - при встречном движении: 0,5 - при устройстве распределительных площадок в местах пересечения и 0,3 - в центральных и конечных пересадочных узлах на линиях скоростного внеуличного транспорта.
5. Сооружения и устройства для хранения
и обслуживания транспортных средств
Нормы по проектированию сооружений и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств принимаются в соответствии с п. 12 ч. III.
6. Инженерное оборудование.
Водоснабжение и канализация. Санитарная очистка
5.6.1. Размеры земельных участков для станций очистки воды в зависимости от их производительности, тыс. м 3/сут., следует принимать по проекту, но не более, га:
до 0,8 1
св. 0,8 до 12 2
" 12 " 32 3
" 32 " 80 4
" 80 " 125 6
" 125 " 250 12
" 250 " 400 18
" 400 " 800 24
5.6.2. Размеры земельных участков для очистных сооружений канализации следует принимать не вышеуказанных в таблице 26:
Таблица 26
Производительность очистных сооружений канализации, тыс. м/сут. |
Размеры земельных участков, га |
||
очистных сооружений |
иловых площадок |
биологических прудов глубокой очистки сточных вод |
|
До 0,7 |
0,5 |
0,2 |
- |
Св. 0,7 до 17 |
4 |
3 |
3 |
" 17 " 40 |
6 |
9 |
6 |
" 40 " 130 |
12 |
25 |
20 |
" 130 " 175 |
14 |
30 |
30 |
" 175 " 280 |
18 |
55 |
- |
Примечание:
Размеры земельных участков очистных сооружений производительностью свыше 280 тыс. м 3/сут. следует принимать по проектам, разработанным в установленном порядке, проектам аналогичных сооружений или по данным специализированных организаций при согласовании с органами Роспотребнадзора.
5.6.3. Размеры земельных участков очистных сооружений локальных систем канализации и их санитарно-защитных зон следует принимать в зависимости от грунтовых условий и количества сточных вод, но не более 0,25 га.
5.6.4. При отсутствии централизованной системы канализации следует предусматривать по согласованию с местными органами Роспотребнадзора сливные станции. Размеры земельных участков, отводимых под сливные станции и их санитарно-защитные зоны, а также размеры земельных участков и санитарно-защитных зон предприятий и сооружений по транспортировке, обезвреживанию и переработке бытовых отходов следует принимать по таблице 27:
Таблица 27
Предприятия и сооружения |
Размеры земельных участков на 1000 т твердых бытовых отходов в год, га |
Размеры санитарно-защитных зон, м |
Предприятия по промышленной переработке бытовых отходов мощностью, тыс. т в год: |
|
|
до 100 |
0,05 |
300 |
св. 100 |
0,05 |
500 |
Склады свежего компоста |
0,04 |
500 |
Полигоны* |
0,02-0,05 |
500 |
Поля компостирования |
0,5-1,0 |
500 |
Поля ассенизации |
2-4 |
1000 |
Сливные станции |
0,2 |
500 |
Мусороперегрузочные станции |
0,04 |
100 |
Поля складирования и захоронения обезвреженных осадков (по сухому веществу) |
0,3 |
1000 |
* Кроме полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, размещение которых следует принимать по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
Примечание:
Наименьшие размеры земельных участков полей ассенизации, компостирования и полигонов следует принимать с учетом гидрологических, климатических и грунтовых условий.
5.6.5. Для крупных городов следует предусматривать предприятия по промышленной переработке бытовых отходов - мусороперерабатывающие предприятия.
Нормы накопления бытовых отходов допускается принимать в соответствии с таблицей 28:
Таблица 28
Бытовые отходы |
Количество бытовых отходов на 1 чел. в год |
|
кг |
л |
|
Твердые: |
|
|
от жилых зданий, оборудованных водопроводом, канализацией, центральным отоплением и газом |
190-225 |
900-1000 |
от прочих жилых зданий |
300-450 |
1100-1500 |
Общее количество по городу с учетом общественных зданий |
280-300 |
1400-1500 |
Жидкие из выгребов (при отсутствии канализации) |
- |
2000-3500 |
Смет с 1 м 2 твердых покрытий улиц, площадей и парков |
5-15 |
8-20 |
Примечания:
1. Большие значения норм накопления отходов следует принимать для крупных городов.
2. Нормы накопления крупногабаритных бытовых отходов следует принимать в размере 5% в составе приведенных значений твердых бытовых отходов.
7. Инженерное оборудование.
Электро-, тепло-, холодо- и газоснабжение, связь,
радиовещание и телевидение
5.7.1. Расход электроэнергии, потребность в тепле, газе и мощности источников энергоснабжения следует определять:
для промышленных и сельскохозяйственных предприятий - по заявкам действующих предприятий, проектам новых, реконструируемых или аналогичных предприятий, а также по укрупненным показателям с учетом местных особенностей;
для хозяйственно-бытовых и коммунальных нужд - в соответствии с ВСН 97-83, СНиП 2.04.07-86 и СНиП 2.04.08-87.
Допускается принимать укрупненные показатели электропотребления в соответствии с рекомендуемой таблицей 29:
Таблица 29
Степень благоустройства поселений |
Электропотребление, кВт ч/год на 1 чел. |
Использование максимума электрической нагрузки, ч/год |
Города, не оборудованные стационарными электроплитами: |
|
|
без кондиционеров |
1700 |
5200 |
с кондиционерами |
2000 |
5700 |
Города, оборудованные стационарными электроплитами (100% охвата): |
|
|
без кондиционеров |
2100 |
5300 |
с кондиционерами |
2400 |
5800 |
Поселки и сельские поселения (без кондиционеров): |
|
|
не оборудованные стационарными электроплитами |
950 |
4100 |
оборудованные стационарными электроплитами (100% охвата) |
1350 |
4400 |
Примечания:
1. Укрупненные показатели электропотребления приводятся для больших городов. Их следует принимать с коэффициентами для групп городов:
крупных 1,1
средних 0,9
малых 0,8
2. Приведенные укрупненные показатели предусматривают электропотребление жилыми и общественными зданиями, предприятиями коммунально-бытового обслуживания, наружным освещением, городским электротранспортом (без метрополитена), системами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
5.7.2. Воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше следует размещать за пределами селитебной территории.
Прокладку электрических сетей напряжением 110 кВ и выше к понизительным подстанциям глубокого ввода в пределах селитебной территории крупных городов следует предусматривать кабельными линиями.
Линии электропередачи, входящие в общие энергетические системы, не допускается размещать на территории промышленных зон (районов), а также производственных зон сельскохозяйственных предприятий.
5.7.3. При реконструкции городов следует предусматривать вынос за пределы селитебной территории существующих воздушных линий электропередачи напряжением 35-110 кВ и выше или замену воздушных линий кабельными, а в крупнейших городах в случаях целесообразности застройки освобождаемой территории жилыми или общественными зданиями - также замену существующих открытых понизительных подстанций глубокого ввода закрытыми.
5.7.4. Электрические сети напряжением до 20 кВ на селитебной территории городов и поселков в районах застройки зданиями в 4 этажа и выше, а также сети всех напряжений на территории курортных комплексов следует, как правило, предусматривать кабельными линиями.
5.7.5. Понизительные подстанции с трансформаторами мощностью 16 тыс. кВА и выше и пункты перехода воздушных линий в кабельные, размещаемые на селитебной территории, а на территории курортных комплексов - все трансформаторные подстанции и распределительные устройства следует предусматривать закрытого типа. На подходах к подстанции и пунктам перехода воздушных линий в кабельные следует предусматривать технические полосы для ввода и вывода кабельных и воздушных линий.
5.7.6. Размеры земельных участков для закрытых понизительных подстанций, включая комплектные и распределительные устройства напряжением 110-220 кВ, следует принимать не более 0,6 га, а пунктов перехода воздушных линий в кабельные - не более 0,1 га.
5.7.7. При размещении отдельно стоящих распределительных пунктов и трансформаторных подстанций напряжением 6-20 кВ при числе трансформаторов не более двух мощностью каждого до 1000 кВА и выполнении мер по шумозащите расстояние от них до окон жилых и общественных зданий следует принимать не менее 10 м, а до зданий лечебно-профилактических учреждений - не менее 15 м.
5.7.8. Теплоснабжение поселений следует предусматривать в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения.
5.7.9. При отсутствии схемы теплоснабжения в районах одно-, двухэтажной жилой застройки с плотностью населения 40 чел./га и выше и в сельских поселениях системы централизованного теплоснабжения допускается предусматривать от котельных на группу общественных и жилых зданий.
В городах, расположенных в IV климатическом районе, следует предусматривать при соответствующем технико-экономическом обосновании централизованные системы холодоснабжения в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91.
5.7.10. Размеры земельных участков для отдельно стоящих отопительных котельных, располагаемых в районах жилой застройки, следует принимать по таблице 30:
Таблица 30
Теплопроизводительность котельных, Гкал/ч (МВт) |
Размеры земельных участков, га, котельных, работающих |
|
|
на твердом топливе |
на газомазутном топливе |
До 5 |
0,7 |
0,7 |
От 5 " 10 (от 6 до 12) |
1,0 |
1,0 |
Св. 10 " 50 (св. 12 " 58) |
2,0 |
1,5 |
" 50 " 100 (" 58 " 116) |
3,0 |
2,5 |
" 100 " 200 (" 116 " 233) |
3,7 |
3,0 |
" 200 " 400 (" 233 " 466) |
4,3 |
3,5 |
Примечания:
1. Размеры земельных участков отопительных котельных, обеспечивающих потребителей горячей водой с непосредственным водоразбором, а также котельных, доставка топлива которым предусматривается по железной дороге, следует увеличивать на 20%.
2. Размещение золошлакоотвалов следует предусматривать вне селитебной территории. Условия размещения золошлакоотвалов и определение размеров площадок для них необходимо предусматривать по СНиП 2.04.07-86.
3. Размеры санитарно-защитных зон от котельных определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
5.7.11. Размеры земельных участков газонаполнительных станций (ГНС) в зависимости от их производительности следует принимать по проекту, но не более, га, для станций производительностью:
10 тыс. т/год. 6
20 " " 7
40 " " 8
5.7.12. Размеры земельных участков газонаполнительных пунктов (ГНП) и промежуточных складов баллонов (ПСБ) следует принимать не более 0,6 га. Расстояния от них до зданий и сооружений различного назначения следует принимать согласно СНиП 2.04.08-87.
5.7.13. Размещение предприятий, зданий и сооружений связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации систем инженерного оборудования следует осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
8. Размещение инженерных сетей
5.8.1. Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог: под тротуарами или разделительными полосами - инженерные сети в коллекторах, каналах или тоннелях, в разделительных полосах - тепловые сети, водопровод, газопровод, хозяйственную и дождевую канализацию.
На полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые низкого давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации и диспетчеризации).
При ширине проезжей части более 22 м следует предусматривать размещение сетей водопровода по обеим сторонам улиц.
5.8.2. При реконструкции проезжих частей улиц и дорог с устройством дорожных капитальных покрытий, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать вынос этих сетей на разделительные полосы и под тротуары. При соответствующем обосновании допускаются под проезжими частями улиц сохранение существующих, а также прокладка в каналах и тоннелях новых сетей. На существующих улицах, не имеющих разделительных полос, допускается размещение новых инженерных сетей под проезжей частью при условии размещения их в тоннелях или каналах; при технической необходимости допускается прокладка газопровода под проезжими частями улиц.
5.8.3. Прокладку подземных инженерных сетей следует, как правило, предусматривать: совмещенную в общих траншеях: в тоннелях - при необходимости одновременного размещения тепловых сетей диаметром от 500 до 900 мм, водопровода до 500 мм, свыше десяти кабелей связи и десяти силовых кабелей напряжением до 10 кВ, при реконструкции магистральных улиц и районов исторической застройки, при недостатке места в поперечном профиле улиц для размещения сетей в траншеях, на пересечениях с магистральными улицами и железнодорожными путями. В тоннелях допускается также прокладка воздуховодов, напорной канализации и других инженерных сетей. Совместная прокладка газо- и трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, с кабельными линиями не допускается.
Примечания *:
1. На участках застройки в сложных грунтовых условиях (лёссовые просадочные) необходимо предусматривать прокладку водонесущих инженерных сетей, как правило, в проходных тоннелях. Тип просадочности грунта следует принимать в соответствии со СНиП 2.01.01-82: СНиП 2.04-02-84; СНиП 2.04.03-85 и СНиП 2.04.07-86.
2. На селитебных территориях в сложных планировочных условиях допускается прокладка наземных тепловых сетей при наличии разрешения местной администрации.
5.8.4. Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 31:
Таблица 31
Инженерные сети |
Расстояние, м, по горизонтали (в свету) от подземных сетей до |
||||||||
фундаментов зданий и сооружений |
фундаментов ограждений предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог |
оси крайнего пути |
бортового камня улицы, дороги (кромки проезжей части, укрепленной полосы обочины) |
наружной бровки кювета или подошвы насыпи дороги |
фундаментов опор воздушных линий электропередачи напряжением |
||||
железных дорог колеи 1520 мм, но не менее глубины траншей до подошвы насыпи и бровки выемки |
железных дорог колеи 750 мм |
до 1 кВ наружного освещения, контактной сети троллейбусов |
св. 1 до 35 кВ |
св. 35 до 110 кВ и выше |
|||||
Водопровод и напорная канализация |
5 |
3 |
4 |
2,8 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Самотечная канализация (бытовая и дождевая) |
3 |
1,5 |
4 |
2,8 |
1,5 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Дренаж |
3 |
1 |
4 |
2,8 |
1,5 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Сопутствующий дренаж |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0 |
0,4 |
- |
- |
- |
- |
Газопроводы горючих газов давления, МПа (кгс/см 2); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низкого до 0,005 (0,05) |
2 |
1 |
3,8 |
2,8 |
1,5 |
1 |
1 |
5 |
10 |
среднего св. 0,005 (0,05) до 0,3 (3) |
4 |
1 |
4,8 |
2,8 |
1,5 |
1 |
1 |
5 |
10 |
высокого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
св. 0,3 (3) до 0,6 (6) |
7 |
1 |
7,8 |
3,8 |
2,5 |
1 |
1 |
5 |
10 |
св. 0,6 (6) до 1,2 (12) |
10 |
1 |
10,8 |
3,8 |
2,5 |
2 |
1 |
5 |
10 |
Тепловые сети: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
от наружной стенки канала, тоннеля |
2 (см. прим. 3) |
1,5 |
4 |
2,8 |
1,5 |
1 |
1 |
2 |
3 |
от оболочки бесканальной прокладки |
5 |
1,5 |
4 |
2,8 |
1,5 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Кабели силовые всех напряжений и кабели связи |
0,6 |
0,5 |
3,2 |
2,8 |
1,5 |
1 |
0,5* |
5* |
10* |
Каналы, коммуникационные тоннели |
2 |
1,5 |
4 |
2,8 |
1,5 |
1 |
1 |
2 |
3* |
Наружные пневмомусоропроводы |
2 |
1 |
3,8 |
2,8 |
1,5 |
1 |
1 |
3 |
5 |
* Относится только к расстояниям от силовых кабелей.
Примечания*:
1. Допускается предусматривать прокладку подземных инженерных сетей в пределах фундаментов опор и эстакад трубопроводов, контактной сети при условии выполнения мер, исключающих возможность повреждения сетей в случае осадки фундаментов, а также повреждения фундаментов при аварии на этих сетях. При размещении инженерных сетей, подлежащих прокладке с применением строительного водопонижения, расстояние их до зданий и сооружений следует устанавливать с учетом зоны возможного нарушения прочности грунтов оснований.
2. Расстояния от тепловых сетей при бесканальной прокладке до зданий и сооружений следует принимать как для водопровода.
3. Расстояния от силовых кабелей напряжением 110-220 кВ до фундаментов ограждений предприятий, эстакад, опор контактной сети и линий связи следует принимать 1,5 м.
5.8.5. Расстояния по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по таблице 32:
Таблица 32
Инженерные сети |
Расстояние, м, по горизонтали (в свету) до |
||||||||||||
водопровода |
канализации бытовой |
дренажа и дождевой канализации |
газопроводов давления, МПа (кгс/см 2) |
кабелей силовых всех напряжений |
кабелей связи |
тепловых сетей |
каналов, тоннелей |
наружных пневмомусоропроводов |
|||||
низкого |
среднего |
высокого |
наружная стенка канала, тоннеля |
оболочка бесканальной прокладки |
|||||||||
до 0,005 (0,05) |
св. 0,005 (0,05) до 0,3 (3) |
св. 0,3 (3) до 0,6 (6) |
св. 0,6 (6) до 1,2 (12) |
||||||||||
Водопровод |
См. прим 1 |
См. прим 2 |
1,5 |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
0,5* |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 |
Канализация бытовая |
См. прим 2 |
0,4 |
0,4 |
1 |
1,5 |
2 |
5 |
0,5* |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Дождевая канализация |
1,5 |
0,4 |
0,4 |
1 |
1,5 |
2 |
5 |
0,5* |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Газопроводы давления, МПа (кгс/см 2): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низкого до 0,005 (0,05) |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
среднего св. 0,005 (0,05) до 0,3 (3) |
1 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1,5 |
высокого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
св. 0,3 (3) |
1,5 |
2 |
2 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
2 |
1,5 |
2 |
2 |
до 0,6 (6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
св. 0,6 (6) |
2 |
5 |
5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2 |
1 |
4 |
2 |
4 |
2 |
до 1,2 (12) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кабели силовые всех напряжений |
0,5* |
0,5* |
0,5* |
1 |
1 |
1 |
2 |
0,1-0,5* |
0,5 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
Кабели связи |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Тепловые сети: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
от наружной стенки канала, тоннеля |
1,5 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
1 |
- |
- |
2 |
1 |
от оболочки бесканальной прокладки |
1,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
2 |
1 |
Каналы, тоннели |
1,5 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
- |
1 |
Наружные пневмомусоропроводы |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
2 |
1,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
На вводах инженерных сетей в зданиях сельских поселений - не менее 0,5 м. При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4 м расстояния, указанные в таблице, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки.
Примечания:
1. При параллельной прокладке нескольких линий водопровода расстояние между ними следует принимать в зависимости от технических и инженерно-геологических условий в соответствии со СНиП 2.04.02-84.
2. Расстояние от бытовой канализации до хозяйственно-питьевого водопровода следует принимать, м: до водопровода из железобетонных и асбестоцементных труб - 5; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200 мм - 1,5; диаметром свыше 200 мм - 3; до водопровода из пластмассовых труб - 1,5. Расстояние между сетями канализации и производственного водопровода в зависимости от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть 1,5 м.
3. При параллельной прокладке газопроводов для труб диаметром до 300 мм расстояние между ними (в свету) допускается принимать 0,4 м и более 300 мм - 0,5 м при совместном размещении в одной траншее двух и более газопроводов.
4. В таблице указаны расстояния до стальных газопроводов. Размещение газопроводов из неметаллических труб следует предусматривать согласно СниП 2.04:08-87
5.8.6. При пересечении инженерных сетей между собой расстояния по вертикали (в свету) следует принимать в соответствии с требованиями СНиП II-89-80.
Указанные в обеих таблицах расстояния допускается уменьшать при выполнении соответствующих технических мероприятий, обеспечивающих требования безопасности и надежности.
5.8.7. Прокладка трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также со сжиженными газами для снабжения промышленных предприятий и складов по селитебной территории не допускается.
5.8.8. Магистральные трубопроводы следует прокладывать за пределами территории поселений в соответствии со СНиП 2.05.06-85. Для нефтепродуктопроводов, прокладываемых на территории поселения, следует руководствоваться СНиП 2.05.13-90.
9. Инженерная подготовка
и защита территорий
5.9.1. Инженерная подготовка и инженерно-строительная защита проводится для улучшения качества территорий и исключения негативного воздействия на застраиваемые (реконструируемые) территории с целью создания благоприятных условий для рационального функционирования застройки, системы инженерной инфраструктуры, сохранности историко-культурных, архитектурно-ландшафтных и водных объектов, а также зеленых массивов. Вопросы инженерной подготовки и защиты территорий решаются на всех стадиях разработки градостроительной документации.
При разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от затопления, подтопления, оползней и обвалов.
5.9.2. При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объема земляных работ с учетом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.
5.9.3. Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии со СНиП 2.04.03-85, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.
5.9.4. Дождеприемные колодцы устанавливаются в местах понижения проектного рельефа: на въездах и выездах из кварталов, перед перекрестками со стороны притока воды до зоны пешеходного перехода, в лотках проезжих частей улиц и проездов в зависимости от продольного уклона улиц согласно таблице 33:
Таблица 33
Уклон проезжей части улицы, % градусов |
Расстояние между дождеприемными колодцами, м |
до 4 |
50 |
5-10 |
60-70 |
10-30 |
70-80 |
Свыше 30 |
Не более 60 |
5.9.5. Для улиц, внутриквартальных проездов, бульваров, скверов, трассируемых на водоразделах, допускается увеличение расстояния между дождеприемными колодцами в два раза. При формировании значительного объема стока в пределах внутриквартальных территорий необходимо предусматривать ввод дождевой канализации в ее границы, что должно быть обосновано расчетом.
5.9.6. Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.
5.9.7. На территории поселений с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки городов, в сельских поселениях и на территориях стадионов, парков и других озелененных территорий общего пользования допускается открытая осушительная сеть. Норма осушения устанавливается на 3 м от проектных отметок поверхности земли. Для понижения уровней грунтовых вод до нормы осушения территории подтапливаемых микрорайонов должны быть оборудованы дренажной сетью закрытого типа. Возможна локальная защита отдельных зданий и сооружений, и в этом случае норма осушения на прилегающей площади устанавливается на 2 м от проектных отметок поверхности земли.
5.9.8. Территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне.
За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью; один раз в 100 лет - для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями; один раз в 10 лет - для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений.
5.9.9. На участках действия эрозионных процессов с оврагообразованием следует предусматривать упорядочение поверхностного стока, укрепление ложа оврагов, террасирование и облесение склонов. В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов.
Территории оврагов могут быть использованы для размещения транспортных сооружений, гаражей, складов и коммунальных объектов, а также устройства парков.
5.9.10. На всех участках, подверженных карстово-суффозионным процессам, подлежащих любому виду градостроительного освоения, должны предусматриваться мероприятия в виде:
прекращения интенсивного использования артезианских скважин для постоянного глубинного водосбора в зонах влияния на карстово-суффозионный процесс;
организация контроля за водоотбором;
устройства противофильтрационных завес или перехватывающих дренажей на пути потоков грунтовых вод.
5.9.11. При террасировании рельефа следует проектировать подпорные стенки и откосы. Грунтовые откосы следует формировать согласно СНиП 2.05.02-85* и СНиП 3.02.01-87.
Максимальные величины углов естественных откосов в зависимости от видов грунтов приведены в таблице 34:
Таблица 34
Грунт откоса |
Максимальный угол естественного откоса (в градусах) |
Песок |
27 |
Супесь |
30 |
Суглинок |
40 |
Глина |
60 |
5.9.12. Откосы должны быть укреплены. Выбор материала и технологии укрепления зависит от местоположения откоса на территории городов и сельских поселений, предполагаемого уровня механических нагрузок на склон, крутизны склона и формируемой среды.
5.9.13. Подпорные стенки следует проектировать с учетом разницы высот сопрягаемых террас. Перепад рельефа менее 0,4 м следует оформлять бортовым камнем или выкладкой естественного камня. При перепадах рельефа более 0,4 м подпорные стенки следует проектировать как инженерное сооружение (СНиП 2.01.15-90), обеспечивая устойчивость верхней террасы гравитационными (монолитные, из массивной кладки) или свайными (тонкие анкерные, свайные ростверки) видами подпорных стенок.
5.9.14. Необходимо предусматривать ограждение подпорных стенок и верхних бровок откосов при размещении на них транспортных коммуникаций согласно ГОСТ Р 52289-2004*. Также следует предусматривать ограждения пешеходных дорожек, размещаемых вдоль этих сооружений, при высоте подпорной стенки более 1,0 м, а откоса - более 2 м. Высота ограждения должна составлять не менее 0,9 м.
5.9.15. В жилых районах на участках холмистого рельефа все крутые склоны должны быть оборудованы системой нагорных и водоотводных каналов.
5.9.16. На территориях, сложенных естественными грунтами с низкими прочностными свойствами и на техногенных образованиях в качестве фундаментов жилых зданий и сооружений инженерной инфраструктуры микрорайонов следует преимущественно применять монолитные железобетонные плиты со специальной подготовкой оснований.
5.9.17. В исторических центрах городов для обеспечения устойчивости архитектурных комплексов и отдельных памятников следует устанавливать границы подземных охранных зон, для которых определяются ограничения вторжений в подземное пространство и режимы строительства, производства разведочного бурения, водопонижения, эксплуатации сооружений и инженерных сетей.
5.9.18. Территории в городской черте, нарушенные карьерами и отвалами отходов производства, подлежат рекультивации для использования, в основном, в рекреационных целях. На этих территориях должен быть создан характерный ландшафт путем планировок и подсыпок грунтом, а также почвенный покров, для чего следует использовать снятый и складированный плодородный слой с других участков строительства.
5.9.19. При реабилитации ландшафтов и малых рек для организации рекреационных зон следует проводить противоэрозионные мероприятия агротехническими и агромелиоративными методами, а также берегоукрепление и формирование пляжей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.