Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Текущее состояние системы общего образования города Липецка
Развитие системы образования города Липецка с 2006 года осуществлялось в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральными целевыми программами развития образования, ПНП "Образование" и НОИ "Наша новая школа", комплексным Планом модернизации образования Липецкой области до 2014 года, областной целевой программой "Модернизация образования Липецкой области, 2009 - 2011 годы", Комплексом мер по модернизации системы общего образования Липецкой области в 2011 году.
Исходя из потребностей развития города, приоритетных задач развития отрасли стратегической целью муниципальной политики в области образования стало создание условий для обеспечения доступности качественного образования, его адресности и эффективности.
Во исполнение поставленных модернизационных задач были разработаны и приняты к реализации следующие документы муниципального уровня: Стратегический план развития города Липецка до 2016 года (соответствующий раздел), Программа социально-экономического развития города Липецка на 2009 - 2011 г.г. (соответствующий раздел), городские целевые программы "Развитие образования в г. Липецке (2006 - 2008 г.г.), (2009 - 2011 г.г.), (2010 - 2012 г.г.)", План реализации НОИ "Наша новая школа" в системе образования г. Липецка (2011 - 2015 г.г.), Комплекс мер по модернизации системы общего образования в городе Липецке в 2011 году.
Разработанные документы были направлены на решение актуальных проблем развития отрасли:
- переполненность общеобразовательных учреждений, расположенных в развивающихся микрорайонах города;
- частичное соответствие материально-технической базы общеобразовательных учреждений требованиям к оснащению в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее ФГОС);
- падение престижа профессии учителя, снижение его социального статуса;
- ведомственная замкнутость отрасли;
- ограниченность ресурсов для противодействия факторам риска школьной среды, негативно влияющим на здоровье детей;
- несформированность в ряде учреждений механизмов освоения педагогических новшеств.
С 2006 года система образования г. Липецка была включена в реализацию ПНП "Образование" по следующим направлениям:
- стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием;
- приобретение школьных автобусов;
- развитие технической основы современных образовательных технологий, включая подключение школ к сети Интернет (с оплатой трафика);
- совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- выплата денежного вознаграждения за классное руководство;
- поддержка лучших учителей;
- поддержка талантливой молодежи.
В рамках реализации ПНПО, региональных и муниципальных программ развития отрасли удалось значительно модернизировать материальную базу образовательных учреждений.
Для обеспечения образовательных потребностей населения развивающегося города в период с 2006 по 2011 годы были построены и введены в эксплуатацию СОШ N 20 (2006 г.), 23 (2007 г.), 29 (2010 г.). Начато строительство школы в 28 микрорайоне. Для расширения перечня предоставляемых образовательных услуг ОУ N 55 (2010 г.) начала функционировать в статусе школы с углубленным изучением отдельных предметов, ОУ N 69 (2010 г.) - в статусе гимназии, ОУ N 43 (2008 г.) - в статусе кадетской школы.
Для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют 2 специальные (коррекционные) школы, с 1 сентября 2011 года в 10-ти общеобразовательных учреждениях открыто 64 специальных (коррекционных) класса и класса компенсирующего обучения. Кроме того, проводится большая работа по привлечению школьников в Центр дистанционного обучения детей-инвалидов Липецкой области. В 2011 - 2012 учебном году в нем получают образование 98 липчан (56% от численности обучающихся в Центре).
Для обеспечения возможности выбора потребителями услуг образовательного учреждения разработаны информационные ресурсы: "Образовательная карта г. Липецка" и "Свободное время подростка г. Липецка", размещенные на сайте департамента образования.
Была значительно улучшена учебно-материальная база: в ОУ города Липецка было поставлено 40 комплектов оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, русского языка, интерактивных комплектов, приобретено 14 школьных автобусов. За период с 2006 по 2010 г.г. была осуществлена компьютеризация школ, проведены мероприятия по информатизации образовательного процесса и управления им, в результате чего к 2011 году произошли следующие изменения:
- показатель "Количество обучающихся 3-11 классов на 1 компьютер" составил 16,45 (2006 год - 32,99);
- школьные локальные сети, объединяющие не менее 2-х кабинетов, оборудованы и функционируют в 50 (76%) ОУ (2006 год - 29 (32%) ОУ);
- высокоскоростной выход в Интернет по технологии ADSL обеспечен во всех общеобразовательных учреждениях г. Липецка со скоростью 1,7 Мбит/с (2006 год - 71 (78%) ОУ, со скоростью 512 Кбит/с), 55 школ имеют подключение к Интернет по оптоволоконному каналу связи со скоростью 4 Мбит/с (2006 год - 0 ОУ);
- системы управления базами данных об участниках образовательного процесса используются в 58 (88%) общеобразовательных учреждениях (2006 год - в 50-ти (55%); о состоянии образовательного процесса - в 60 (91%) школах (2006 год - в 34-х (37%).
Сайт как информационное представительство в сети Интернет имеют 64 (97%) общеобразовательных учреждения (2006 год - 58 (72%). Действуют сайт департамента образования администрации города Липецка (www.doal.ru), специализированный сайт "Школьное питание" (www.tig.doal.ru) и образовательный портал г. Липецка (www.edu.doal.ru), обеспечивающий единое методическое пространство муниципальной системы образования.
С целью совершенствования организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях система образования г. Липецка в 2008 - 2009 годах стала участником федерального эксперимента, в рамках которого проведена модернизация технологической базы школьных столовых:
- капитальный ремонт пищеблоков, обеденных залов, замена инженерных сетей в 45 школах (90665 тыс. руб.);
- поставка, монтаж необходимого технологического оборудования (пароконвектоматы, шокеры, котлы, гастроемкости, термосы, мебель; картофелечистки, мясорубки и т.д.) в 71 школе (111986 тыс. руб.);
- приобретение спецтранспорта для перевозок пищевой продукции (4764 тыс. руб.);
- приобретение посуды (9542,8 тыс. руб.).
За 6 лет отмечена положительная динамика в части увеличения социальных выплат в виде частичной компенсации стоимости питания обучающимся, выделяемых из бюджета. Так, в 2006 году для льготной категории питающихся (дети из многодетных, малообеспеченных семей, посещающие ГПД, обучающиеся специальных (коррекционных) школ) размер социальных выплат составлял 26 руб. в день, для нельготной - 6 руб. 50 коп. В 2011 году денежные выплаты выросли на 2 и 3 руб. 50 коп. соответственно.
Позитивные изменения, достигнутые в развитии системы образования г. Липецка, были продолжены при реализации НОИ "Наша новая школа".
На 1 сентября 2011 года в муниципальной системе работало 81 образовательное учреждение, из них 66 общеобразовательных с контингентом обучающихся порядка 45000. Охват детей общим образованием составляет 99,9%, дополнительным в 13-ти подведомственных департаменту образования УДО - 34%.
С целью подготовки к массовому введению с 1 сентября 2011 г. федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) 6 ОУ г. Липецка приняли участие в областном эксперименте по отработке организационных механизмов введения ФГОС НОО. Доля численности школьников, обучающихся в соответствии с новыми стандартами по мере готовности, составила 1,67% от общей численности обучающихся.
В рамках реализации второго направления НОИ "Наша новая школа" в 2010 году открыт Центр дополнительного образования детей "Стратегия", деятельность которого направлена на выявление и сопровождение одаренных обучающихся, в т.ч. дистанционное. Благодаря этому более 700 детей 7-10 классов из различных городских школ занимаются в Центре с преподавателями вузов по 19 предметным направлениям подготовки. Так, из 89 учащихся г. Липецка, ставших в 2011 году победителями и призерами областных олимпиад, 70% посещают занятия Центра "Стратегия".
Наряду с этим предусмотрена социальная поддержка одаренных детей в виде стипендий и премий администрации города Липецка и Липецкого городского Совета депутатов, на что в рамках ведомственной целевой программы развития образования г. Липецка ежегодно выделяется до 1 млн. 500 тыс. руб. Кроме того, стали традиционными Сборы одаренных детей "Новое время", которые ежегодно объединяют содержательным досугом более 200 школьников.
В течение 2006 - 2011 годов проводилась комплексная работа по повышению социального статуса учителя и укреплению престижа профессии. Так, с целью повышения оплаты труда педагогов ОУ г. Липецка были осуществлены такие мероприятия, как:
- с 1 января 2006 года диапазон разрядов должности "учитель" установлен на разряд выше;
- с 1 сентября 2007 года повышены тарифные ставки (оклады) работников на 15% и минимальная заработная плата доведена до нового размера МРОТ (2300 рублей);
- с 1 февраля 2008 года повышены тарифные ставки (оклады) работников на 14%;
- с 1 января 2009 года введена новая система оплаты труда, минимальная заработная плата доведена до нового размера МРОТ (4330 рублей);
- с 1 июня 2011 года оклады были проиндексированы на 6,5%;
- с 1 сентября 2011 года должностные оклады учителей увеличились на 23,5%;
- с 1 октября 2011 года оклады, кроме окладов по должности "учитель", были проиндексированы на 6,5%;
- в сентябре 2011 года размер средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений был доведен до размеров средней зарплаты по экономике региона (15215 рублей), в IV-ом квартале 2011 года 1685 (59,6%) педагогов имели среднемесячную заработную плату выше средней по экономике региона.
Реализовывалась программа "Служебное жилье педагогу": в 2011 году из жилищного фонда города было выделено жилье 6 педагогам (1 квартира для многодетной семьи, отдельные комнаты для 5-ти педагогов).
За период с 2006 по 2011 годы был расширен перечень профессиональных конкурсов (в дополнение к 5-ти традиционным с 2009 - 2010 учебного года проводятся конкурсы "Призвание - учитель", "Лидер дополнительного образования"). Призовой фонд конкурсов в 2011 году достиг - 1577,6 тыс. руб. (в 2007 г. - 390,5 тыс. руб.).
Комплексная работа в 2006 - 2011 г.г. проводилась по актуализации инновационного потенциала образовательной системы через деятельность Комплекса инновационных площадок в системе образования г. Липецка. В 2011 году в его составе функционировали 7 экспериментальных площадок АПК и ПРО Минобрнауки России и Российской академии образования, 4 - региональных, 13 городских экспериментальных площадок; 5 базовых и 8 опорных учреждений. Последние являются организаторами сетевого взаимодействия по обмену опытом освоения педагогических новшеств. К 2009 году были разработаны и реализованы меры финансового обеспечения экспериментальной и инновационной деятельности: положением о порядке установления компенсационных и стимулирующих выплат предусмотрена надбавка руководителям школ, являющихся экспериментальными площадками (до 15%), базовыми (20%) или опорными (30%) учреждениями в системе образования г. Липецка; соответствующие нормы определяются и положениями о распределении фонда стимулирующих выплат, разработанными в ОУ. Кроме того, ведомственной целевой программой развития образования предусмотрены конкурсы "Лучшие образовательные практики" (призовой фонд - 1 млн. руб.), "Лучшие образовательные учреждения года" (призовой фонд - 300 тыс. руб.).
С целью развития школьной инфраструктуры и приведения материальной базы ОУ в соответствие современным требованиям и нормам СанПиН ежегодно проводятся капитальные ремонты основных конструктивов зданий ОУ. Так, с 2006 по 2011 год выполнены ремонты кровли в 27 ОУ, санузлов - в 37, системы отопления - в 23, системы электроснабжения - в 7, спортзалов - в 29, теплиц - в 10, бассейна - в 1, фасада - в 7, системы вентиляции - в 1, водоснабжения - в 6, мастерских - в 5, отмостки и цоколя - в 8-ми. Сумма затрат составила 442600 тыс. руб.
За три года (2008 - 2010) реализована программа ремонта медицинских кабинетов (45 ОУ), на что было потрачено 7800 тыс. руб.
В 2008 году за счет средств областного бюджета (70000 тыс. руб.) капитально отремонтирована СОШ N 2.
Для обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса к 2007 году завершены мероприятия по установке АПС и тревожных кнопок во все ОУ (объем финансирования - 769,5 тыс. руб.). Системы внешнего и внутреннего видеонаблюдения функционируют к концу 2011 года в 26 общеобразовательных учреждениях. Произведены замена и ремонт ограждений в 6-ти ОУ.
С целью совершенствования учебной базы ОУ города Липецка, приведения ее в соответствие современным требованиям за счет средств бюджетов всех уровней приобретено:
- ростовой мебели, наглядных пособий, технических и аудиовизуальных средств обучения, оборудования для преподавания технологии, спортивного инвентаря на сумму 28173 тыс. руб. в 2006 г., 30090 тыс. руб. - в 2007, 46162 тыс. руб. - в 2008, 17997 тыс. руб. - в 2009, 20652 - в 2010, 19074 - в 2011;
- учебной литературы на сумму 400 тыс. руб. в 2006 году, 412 тыс. руб. - в 2007 году, 6220 тыс. руб. - в 2008, 18927 тыс. руб. - в 2009, 19900 - в 2010, 21926 - в 2011;
- компьютерной и оргтехники на сумму 12862 тыс. руб. в 2006 г., 13388 тыс. руб. - в 2007, 11062 тыс. руб. - в 2008, 6366 тыс. руб. - в 2009, 8151 - в 2010, 18301 - в 2011.
Наряду с развитием материально-технической базы наблюдается превышение лимитов на такие энергоресурсы, как тепло и электроэнергия.
Для создания здоровьесберегающей образовательной среды осуществлены следующие мероприятия:
- проведение капитального ремонта спортивных залов (29 ОУ) и спортивных площадок (15 ОУ);
- строительство спортивных площадок с современным покрытием (19);
- введение третьего (дополнительного) часа физической культуры в соответствии с приказом Минобрнауки России;
- увеличение количества состязаний по видам спорта (плавание, мини-футбол, др.).
В результате был обеспечен рост значений показателей "Доля школьников, участвующих в соревнованиях" (с 7,5% в 2006 году до 11,9% в 2011), "Доля обучающихся, посещающих кружки и спортивные секции ОУ" (с 10,5% в 2006 году до 15,6% в 2011).
Выросла и доля ОУ, где созданы условия для реализации федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, с 72,58% в 2010 г. до 92,65% в 2011 г. (по данным федерального электронного мониторинга "Наша новая школа").
Улучшение качества питания, внедрение принципов его софинансирования за счет бюджетных средств и родительской доплаты позволило увеличить количество школьников, охваченных горячим питанием, с 42,4% в 2006 году до 76,8% в 2011-ом. По данным департамента здравоохранения, доля обучающихся, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта, к 2011 году уменьшилась на 50%.
В 2011 году был организован летний отдых для 5619 школьников (13,7% от обучающихся 1-9 классов; в 2010 - 12,9%) в 60-ти лагерях с дневным пребыванием, профильном лагере, двух археологических и одной фольклорной экспедиции. Для увеличения охвата детей летним отдыхом в ведомство департамента образования в 2010 году был передан МУ ДОЛ "Орленок". Летом 2011 г. лагерь принял более 500 детей. Для его подготовки к оздоровительной кампании было предусмотрено дополнительно 7 млн. руб. из городского бюджета. План по продаже путевок выполнен им на 90% (в 2010 году - на 70%). В конце 2011 года в ведомство департамента перешел МУ ДОЛ "Солнечный".
С целью формирования прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления образованием, во исполнение Закона Липецкой области "180-ОЗ "О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений" с 2008 года осуществлялся поэтапный переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. По завершении к 2011 году подготовительного периода перешли на подушевое финансирование все школы, кроме СОШ N 34 (пос. Желтые пески), которая продолжает финансироваться по фактическим затратам.
Норматив подушевого финансирования позволил оптимизировать бюджетные затраты за счет формирования эффективно функционирующей сети образовательных учреждений, что привело к увеличению с 2008 года наполняемости классов с 23,1 до 25 учащихся, индекса нагруженности учителей с 14,6 до 16,7.
Также была разработана нормативно-правовая основа государственно-общественного управления образованием в части полномочий муниципального уровня. В результате к концу 2011 года на муниципальном уровне функционировали более 10 коллегиальных совещательных органов, 7 комиссий, 14 профессиональных сообществ. Особенно заметна среди них деятельность Общественного совета по развитию образования в г. Липецке, Ассамблеи родительской общественности г. Липецка, Совета руководителей ОУ, координационного совета по реализации инновационных проектов. Процессы, осуществленные на муниципальном уровне, нашли отражение и на школьном. Так, в ОУ города к 2011 году созданы 65 попечительских и управляющих советов с попечительскими комиссиями (в 2006 г. - 11). В 5-ти ОУ попечительские советы функционируют как юридические лица.
Для оценки качества образовательных услуг, предоставляемых ОУ г. Липецка, была создана муниципальная система оценки качества образования, в 47 (76%) общеобразовательных учреждениях на основе интегративных связей с муниципальной функционируют школьные системы оценки качества образования.
Основными результатами деятельности системы образования города Липецка за отчетный период стали:
- сохранение стабильно высокого охвата детей общим образованием: 2006 - 99,89%, 2011 - 99,9%;
- сохранение стабильного охвата детей дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях (2006 - 41%, 2011 - 43%);
- рост охвата детей образованием повышенного уровня: 2006 - 24,1%, 2011 - 28%);
- сохранение стабильно высоких показателей результатов сдачи выпускниками 11 (12)-ых классов ЕГЭ, где доля обучающихся, набравших баллы выше установленного минимума на обязательных экзаменах по русскому языку в 2008 - 94,9%; 2011 - 99,4%; по математике в 2010 - 88,8%, 2011 - 99,3%;
- рост численности школьников - участников школьного этапа всероссийской олимпиады (от общего количества обучающихся 5-11 классов): 2006 - 41%, 2011 - 88%;
- достижение обучающимися высоких результатов на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников;
- апробация в муниципальной системе образования организационно-управленческих механизмов реализации ФГОС НОО;
- соответствие материально-технической базы школ лицензионным требованиям;
- рост значения показателя "Удовлетворенность населения качеством общего образования": 2008 - 54%, 2010 - 62% (по данным социологического опроса "Наша школа", проводимого департаментом образования среди работников промышленной сферы г. Липецка в 2008 - 2010 г.г.).
Несмотря на позитивные изменения, в муниципальной системе образования остался ряд проблем, требующих дальнейшего решения:
- продолжение оттока учителей из отрасли, старение педагогических кадров;
- недостаточная оснащенность учебно-материальной базы школ для реализации требований ФГОС НОО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.