Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 мая 2009 г. N А14-4079/2006-228/23
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 августа 2007 г. N А14-4079/2006/228/23, от 4 августа 2008 г. N А14-4079/2006/228/23 и от 30 марта 2009 г. N А14-4079/2006-228/23
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от открытого акционерного общества "Р" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от муниципального унитарного предприятия ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа - К.С.А. - конкурсного управляющего, определение суда от 22.01.2009 по делу N А14-5277-2005/40-206, от Администрации городского округа г. Воронеж - А.Ю.П. - представителя, доверенность от 31.12.2008 N 38, выдана на срок до 31.12.2009, от муниципального учреждения "Р" г. Воронежа - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от открытого акционерного общества "В" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от МУ "Г" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу N А14-4079/2006/228/23, установил:
Открытое акционерное общество "Р" и муниципальное унитарное предприятие ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа (далее - Предприятие) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлениями к Администрации городского округа г. Воронеж (далее - Администрация) о признании незаконными действий по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа и передаче на баланс муниципального учреждения "Р" г. Воронежа имущества на сумму 188846000 руб., оформленного актами приема-передачи от 30.05.2005, в том числе по передаче 17 жилых домов по адресам: ул. В., 30, ул. Н., 28, ул. В., 2, ул. Р., 23, ул. С., 4, ул. И., 75, ул. Д. 8, 102, ул. Ц., 5а, ул. Н., 20, 20а, Ленинский проспект, 111, ул. И., 13, 15, 17, 23, 27 и по передаче 10 жилых домов со встроенными и пристроенными помещениями по адресам: ул. М., 5, ул. Г., 3, 15, Ленинский проспект, 61а, 117, ул. И., 1, 9, 19, 21, ул. Б., 3, а также по передаче имущества парка "А", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. А., 2а, имущества парка "Ш", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Р., 38а, и обязании совершить действия по устранению допущенных нарушений.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2007, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007, заявленные требования частично удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.08.2007 вынесенные по делу судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 решение суда от 26.02.2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2008 указанные судебные акты отменены, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "Р" и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2008 N 13202/08 по настоящему делу отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ, вместе с тем Предприятию указано на возможность обратиться в установленном порядке с заявлением о пересмотре постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2008 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.03.2009 по заявлению МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа ранее вынесенное постановление от 04.08.2008 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
В кассационной жалобе Администрации городского округа г. Воронеж просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 23.02.1998 между Комитетом по управлению имуществом г, Воронежа и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа заключен договор N 84-ХВЛ/б о передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества общей стоимостью 14060373,06 руб. (в ценах 1997 года). В тот же день составлен акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение на основании сводного перечня передаваемого Предприятию имущества муниципальными унитарными ремонтно-эксплуатационными предприятиями Левобережного района г. Воронежа N 16, 18, 19, 26, 32, 38, 39, 40, 41.
На основании дополнительного соглашения от 04.08.2000 к указанному договору в хозяйственное ведение Предприятия передано имущество детского парка "А" общей балансовой стоимостью 178924 руб., расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. А., 2а.
Имущественный комплекс парка и стадиона общей площадью 2474,36 кв. м, балансовой стоимостью 1952296 руб. (остаточная стоимость 355838 руб.), расположенный по адресу: г. Воронеж ул. Ростовская, 38а, был передан Предприятию в хозяйственное ведение на основании Постановления исполнительного комитета администрации г. Воронежа N 328 от 26.05.1998, актов приема-передачи основных средств от 03.07.1998 и дополнительного соглашения от 20.11.1998 к договору от 23.02.1998 N 84-ХВЛ/б "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение".
Во исполнение постановления администрации г. Воронежа от 26.11.2001 N 1367 "О совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Воронежа" издано Распоряжение главы города от 24.12.2001 N 1491-р "Об утверждении структуры жилищно-коммунального хозяйства города, создании муниципальных учреждений районные дирекции единого заказчика ЖКХ и муниципальных унитарных ремонтно-эксплуатационных предприятий", в соответствии с которым было создано в том числе муниципальное учреждение "Р".
Согласно п. п. 7.1, 7.2 указанного распоряжения Комитету по управлению муниципальным имуществом и землей предписано в срок до 26.12.2001 изъять у МУП ЖКХ и Б районов с их согласия числящиеся на балансе объекты жилого и нежилого фонда с последующей передачей на баланс соответствующим муниципальным учреждениям районные дирекции единого заказчика ЖКХ.
В силу указанного распоряжения по актам о приеме-передаче зданий (сооружений) от 30.05.2005 муниципальное имущество, в том числе указанные в заявленных требованиях жилые дома со встроенными и пристроенными нежилыми помещениями, недвижимое имущество парков было передано заявителем на баланс МУ "Р" г. Воронежа.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 31.05.2005 по делу N А14-5277-2005-40/206 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.01.2006 по данному делу МУП ЖКХ и Б Левобережного района признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Полагая вышеуказанные действия Администрации городского округа г. Воронеж по изъятию муниципального имущества незаконными, ОАО "Р" (конкурсный кредитор) и конкурсный управляющий МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа К.С.А. обратились в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
При этом ни ГК РФ, ни Закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации по изъятию из хозяйственного ведения Предприятия и передаче на баланс муниципального учреждения "Р" г. Воронежа спорного имущества являются незаконными, независимо от того, совершены ли они по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника.
Кроме того, как установлено судебными инстанциями, Администрацией не представлено доказательств законного отказа Предприятия от прав на соответствующее имущество, а также использования изъятого из хозяйственного ведения имущества не по назначению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу N А14-4079/3006/228/23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 мая 2009 г. N А14-4079/2006-228/23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании