Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 марта 2009 г. N А08-3159/2008-13
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - М.В.И. - представителя (доверенность от 17.03.2009 N Д-БЛ/1/90, постоянная), П.М.Б. - представителя (доверенность от 17.03.2009 N Д-БЛ/1/78, постоянная), от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области - Д.И.В. - начальника отдела правового и кадрового обеспечения (доверенность от 12.01.2009 N 12.01.09, постоянная), М.Н.Г. - главного специалиста-эксперта отдела правового и кадрового обеспечения (доверенность от 27.02.2009 N 27.02.09, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнение к ней ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Ц" (филиал "Б") на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 по делу N А08-3159/2008-13, установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Ц" (филиал "Б") (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области (далее - Управление) о признании недействительными решений от 20.03.2008 N 12 и N 13 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости и обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 23.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 решение суда отменено в части, обязывающей Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета земельного участка площадью 395 кв. м, арендуемого Обществом у ООО "П", и земельного участка площадью 1781 кв. м, арендуемого у МО "П". В удовлетворении требования Общества об осуществлении государственного кадастрового учета указанных земельных участков отказано.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Общество просит постановление в неудовлетворенной части требований отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в худебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Б" (далее - ОАО "Б") принадлежал на праве собственности объект недвижимости - сооружения воздушной линии электропередач 10 кВ в габаритах ВЛ-35 кВ от ПС-110/35/10 "А" до комплекса репродуктора с. Кураковка (КТП 15-03) общей протяженностью 28000 м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Белгородская обл., Прохоровскии район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.12.2007 N 31-АБ 313052.
Постановлением главы администрации Прохоровского района Белгородской области от 26.02.2008 N 73 "О согласовании ОАО "Б" формирования земельных участков для размещения сооружения - воздушной линии электропередачи" согласовано проведение землеустроительных работ по межеванию земельных участков общей площадью единых землепользовании 1781 кв.м., расположенный в границах Прохоровского г/п, Плотавского с/п, Шаховского с/п, Ржавецкого с/п Прохоровского района Белгородской области, и 395 кв. м, расположенный в границах п. Прохоровка, с. Правороть, с. Плота, с. Ржавец Прохоровского района Белгородской области, предназначенные для размещения сооружений - воздушных линий электропередачи.
12 марта 2008 года ОАО "Б" обратилось в Управление с заявлениями о государственном кадастровом учете объектов недвижимости - земельных участков площадью 1781 кв. м и 395 кв. м, состоящих из земельных участков под опорами ЛЭП, с приложением описаний единых землепользовании.
На основании договора о присоединении от 03.12.2007 ОАО "Б" было присоединено к ОАО "М". 31.03.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО "Б", что подтверждается свидетельством о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серии 77 N 010600240.
По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений Управлением 20.03.2008 приняты решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Основанием для отказа со ссылкой на пункт 3 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) послужил вывод о том, что к образуемым объектам недвижимости не обеспечен доступ.
Считая, что решения приняты Управлением незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Белгородской области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что установление ограничений (обременении) вещных прав на ранее учтенные земельные участки для обеспечения доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к спорным земельным участкам не является обязательным, вследствие чего отказ в осуществлении государственного кадастрового учета неправомерен.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, обязывающей Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета земельных участков площадью 395 кв. м и 1781 кв. м, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд исходил из следующего.
В части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) определено, что кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства).
Согласно п. 63 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, в Реестр объектов недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок).
Следовательно, сведения в отношении иных видов объектов недвижимости, не перечисленных выше, в государственный кадастр недвижимости внесены быть не могут.
Судом установлено, что являясь одним из видов объектов недвижимости, подлежащим государственному кадастровому учету, земельный участок, согласно статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений, представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
На основании выше названных норм права, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что осуществление государственного кадастрового учета в отношении единых землепользовании с 01.03.2008, то есть с момента вступления в законную силу "Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", невозможно. С данного момента представление заявления о кадастровом учете имущества, не являющегося объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с данным Законом, является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в осуществлении кадастрового учета (пункт 1 части 2 статьи 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд обоснованно отклонил довод Общества о том, что подзаконные нормативные правовые акты, в том числе Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660, Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 N 486, предусматривающие возможность осуществления государственного кадастрового учета в отношении единых землепользовании, не отменены, являются действующими, в связи с чем Управление обязано осуществить государственный кадастровый учет данных объектов.
Вышеуказанные нормативно-правовые акты были приняты до вступления в действие Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" во исполнение ранее действовавшего Федерального закона "О государственном земельном кадастре от 02.01.2000 N 28-ФЗ, который с 17.05.2008 утратил силу.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Закона N 221-ФЗ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С учетом указанной нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что положения нормативных правовых актов, предусматривающие возможность учета в качестве объекта недвижимого имущества составных земельных участков (единых землепользований), находятся в противоречии с нормами Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", не включающего указанные объекты в перечень объектов недвижимости, в отношении которых проводится государственный кадастровый учет.
Таким образом, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении требований Общества в части осуществления государственного кадастрового учета земельного участка площадью 395 кв. м, арендуемого Обществом у ООО "П", и земельного участка площадью 1781 кв. м, арендуемого у МО "П".
Судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе и дополнении к ней, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке выводов суда апелляционной инстанции, оснований для которой у кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 по делу N А08-3159/2008-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 марта 2009 г. N А08-3159/2008-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании