Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 июня 2009 г. N А68-7610/08-438/П
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2009 г. N ВАС-12415/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Центральному федеральному округу - В.Е.В. - представителя, доверенность от 30.03.2009 N 29, выдана на срок 6 месяцев, от Администрации города Тулы - Ш.Е.В. - представителя, доверенность от 13.01.2009 N 10, от общества с ограниченной ответственностью "И" - Г.А.Ю. - представителя, доверенность от 23.10.2008, постоянная, от открытого акционерного общества "Т" - Т.Д.Э - представителя, доверенность от 11.02.2009 N 6, выдана на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.12.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по делу N А68-7610/08-438/П, установил:
Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Центральному федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Тулы (далее - Администрация) от 11.05.2007 N 1635.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Администрацией принято постановление от 11.05.2007 N N 1635 "О реконструкции здания торгового центра под лит.А1 с почтовым адресом: г. Тула, ул. С., 47, посредством его преобразования в здание торгово-административного и развлекательного назначения со строительством пристройки, о сносе здания под лит. А с почтовым адресом: г. Тула, ул. С., 47 и об изменении границ земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты, принадлежащие на праве собственности ООО "И" и ОАО "Т", в соответствии с которым:
- Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы разрешено выдать ООО "И" и ОАО "Т" разрешение на реконструкцию здания (торговый комплекс) под лит.А1 с почтовым адресом: г.Тула, ул. С., д. 47, посредством его преобразования в здание торгово-административного и развлекательного назначения со строительством пристройки (п. 1);
- ОАО "Т" разрешено осуществить снос принадлежащего ему на праве собственности здания под лит.А с почтовым адресом: г. Тула, ул. С., д. 47 (п. 2);
- ООО "И" и ОАО "Т" разрешено осуществить изменение границ земельных участков:
1) принадлежащего им на праве собственности с кадастровыми номерами N 71:30:05 01 02:0010 площадью 2566 кв. м и N 71:30:05 01 02:0060 площадью 1943 кв. м, расположенных на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. С., д. 47, путем их объединения с образованием нового земельного участка площадью 4509 кв. м, установив на него вид разрешенного использования - для эксплуатации (реконструкции) здания торгового административного и развлекательного назначения (п. 3.1);
2) принадлежащих им на праве общей долевой собственности земельного участка (код 25795), площадью 4509 кв. м, созданного в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами N 71:30:05 01 02:00 10 и N 71:30:05 01 02:0060, посредством присоединения к нему свободного от прав иных лиц дополнительного (смежного) земельного участка площадью 9112 кв.м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Советской (согласно прилагаемой схеме), утвердив проект его границ (код @25796), с образованием нового земельного участка (код @ 25716), площадью 13621 кв. м, установив на него вид разрешенного использования - для эксплуатации (реконструкция) здания торгово-административного и развлекательного назначения (п. 3.2);
3) предоставлен дополнительный земельный участок, расположенный на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Советской, 47 и определенный проектом его границ (код 25796), площадью 9112 кв. м, в общую долевую собственность по цене 9558498 руб. 48 коп. (п. 4);
- утвержден проект границ земельного участка (код @25804), площадью 4933 кв.м, расположенного на землях населенного пункта г. Тула, по ул. С., и предоставлен этот земельный участок ООО "И" в аренду на одиннадцать месяцев для организации строительных работ по реконструкции здания торгово-административного и развлекательного назначения (п. 5);
- утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по ул. С., 47, и определенного проектом его границ (код @25716) (п. 6);
В целях реализации настоящего постановления ООО "И" и ОАО "Т" надлежало:
- осуществить разработку архитектурно-строительного проекта (п. 7.1);
- осуществить формирование необходимого для реконструкции земельного участка (п. 7.2);
- заключить с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы договор аренды вспомогательного земельного участка, определенного проектом его границ (п. 7.3);
- осуществить снос здания под лит.А с почтовым адресом: г. Тула, ул. С., д. 47 в соответствии с проектом организации работ, обеспечить его снятие с государственного технического учета и государственную регистрацию прекращения права собственности (п. 7.4);
- получить в Управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы разрешение на реконструкцию объекта (п. 7.5).
Полагая, что вышеуказанное постановление не соответствует нормам Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), а также решению исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 07.06.1991 N 8-222, которым утвержден "Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Тулы", согласованному и утвержденному Министерством культуры РСФСР 27.09.1990, Управление обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
По мнению заявителя, оспариваемым постановлением разрешается проведение строительных работ на земельном участке, который входит в охранную территорию памятников истории и культуры, расположенных в непосредственной близости от него: Тульский Кремль, Церковь Спаса Преображения, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, расположен в границах комплексной зоны охраны исторического ядра г. Тулы.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
В силу статьи 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий, выявленных объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий, выявленных объектов культурного наследия, по своему целевому назначению относятся к землям историко-культурного назначения.
Между тем, доказательств отнесения спорного земельного участка в соответствии с указанными нормами к землям историко-культурного назначения Управлением не представлено.
Постановление Комитета по историко-культурному наследию Департамента культуры, искусства и кинематографии администрации Тульской области N 1 от 25.10.2002 и заключение ГНПУ "Р" обоснованно не приняты судом в качестве доказательств наличия у спорного земельного участка статуса охраняемой территории памятников истории и культуры, поскольку упомянутые организации законодательством не наделены полномочиями по отнесению тех или иных объектов к имеющим историко-культурное значение.
Как видно из материалов дела, спорный земельный участок входит в охранную территорию памятников истории и культуры, расположенных в непосредственной близости от него: Тульский Кремль, Церковь Спаса Преображения, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, расположен в границах комплексной зоны охраны исторического ядра г. Тулы, установленной Проектом охранных зон памятников истории и культуры г.Тулы, утвержденным решением Тулоблисполкома от 07.06.1991 N 8-222.
Как правильно указал суд, изъятие и ограничение в обороте земельных участков может быть установлено только федеральными законами, однако Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также Закон N 73-ФЗ не содержат ограничений в обороте для такой категории земель, как зона комплексной охраны исторического ядра города Тулы.
Следовательно, отведение земельного участка ООО "И" для осуществления реконструкции не противоречит земельному законодательству, так как данный участок приобретен с целью реконструкции расположенного на нем объекта недвижимости, а не с целью выкупа в собственность объектов археологического наследия.
В соответствии со ст.ст. 34, 35 Закона N 73-ФЗ осуществление строительства в охранной зоне возможно, в случае, если оно не нарушает целостности памятника или ансамбля и не создает угрозу их повреждения, разрушения или уничтожения.
Зона комплексной охраны исторического ядра г. Тулы установлена "Проектом зон охраны памятников истории и культуры г. Тулы", согласованным Министерством культуры РСФСР от 27.09.1990 и утвержденным решением исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 07.06.1991 N 8-222, из содержания которого следует, что на территории реконструкции здания торгового центра по адресу: г. Тула, ул. С., д. 47, охранные зоны объектов культурного наследия отсутствуют.
Данный правовой акт в отдельных случаях разрешает не только реконструкцию существующих объектов капитального строительства, но и строительство новых объектов при строгом соблюдении типологичности, масштабности и индивидуальности объектов.
Доказательств того, что работы по реконструкции строения нарушают целостность расположенных в непосредственной близости памятников или ансамблей и создают угрозу их повреждения, разрушения или уничтожения, ведутся с нарушением установленных вышеуказанным проектом требований к реконструкции, Управлением суду не представлено.
В заключении государственной экспертизы от 29.02.2008 N 71-1-4-0024-08 "Реконструкция здания торгового центра по ул. С., 47 г. Тулы, посредством его преобразования в здание торгово-административного и развлекательного назначения со строительством пристройки" содержится вывод о том, что проектная документация по исследуемому объекту и результаты инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям.
Кроме того, как правильно указал суд фактически реконструкция здания торгового комплекса, расположенного на спорном участке, была начата в 2004 году путем строительства пристройки "Гостиный двор" и письмом от 12.01.2004 N 14-30-14 Министерство культуры РФ согласовало указанное строительство.
В силу норм Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" срок разработки и утверждения градостроительных регламентов и иной градостроительной документации установлен до 01.01.2010. До указанного срока допускается выдача разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки, а следовательно, ссылка Управления на отсутствие утвержденной градостроительной документации обоснованно отклонена судом.
Также правомерно отклонен судом довод Управления об отсутствии у Администрации полномочия распоряжаться спорными участками.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом, согласно п. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые, в частности, находящимися в федеральной собственности особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Как указано выше, в деле отсутствует доказательства нахождения затрагивающих спорный земельный участок территорий исторического ядра г. Тулы XVI-XVII вв. и Зареченских слобод XVI-XVII вв. в Списке вновь выявленных объектов культурного наследия (памятников) археологии г. Тулы, в связи с чем Администрация правомерно распорядилась участком, находящимся в муниципальной собственности.
Приведенные выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и правовых оснований для их переоценки у кассационной инстанции не имеется.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемым постановлением Администрации нормы действующего законодательства не нарушены, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Управлением требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 17.12.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по делу N А68-7610/08-438/П оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом, согласно п. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые, в частности, находящимися в федеральной собственности особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
...
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 июня 2009 г. N А68-7610/08-438/П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании