Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 июня 2009 г. N А14-14785/2008/475/19
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N ВАС-11185/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Воронежской области - П.Д.Б. - представителя (доверенность от 10.10.2008, б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Потребительского кооператива туристов-любителей "С" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу N А14-14785/2008/475/19, установил:
Потребительский кооператив туристов-любителей "С" (далее - Кооператив, ПКТЛ "С") обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области (далее - Управление) в согласовании границ участка лесного фонда, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Железнодорожный район, Сомовский лесхоз, квартал 216, выдел 1 площадью 0,7 га, выдел 2 площадью 0,5 га, общей площадью 1,2 га, и с требованием обязать Управление устранить препятствия в проведении кадастровых работ, обязав согласовать границы данного участка лесного фонда.
Решением суда от 29.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кооператив просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Кооператива, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, участок лесного фонда площадью 29000 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, Железнодорожный район, Сомовский лесхоз, квартал 216 (выделы 1-5), находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2004 серии 36 АБ N 043442.
По результатам открытого лесного конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда для использования их в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и Кооперативом 16.04.2008 заключен договор N 166 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, согласно которому заявителю передан участок лесного фонда, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Железнодорожный район, Сомовский лесхоз, квартал 216, выдел 1 площадью 0,7 га, выдел 2 площадью 0,5 га, общей площадью 1,2 га.
Пунктом 10 указанного договора предусмотрено право арендатора с согласия арендодателя сдавать лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по данному договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Акт приема-передачи лесного участка в аренду подписан сторонами 16.04.2008.
15 августа 2008 года Кооператив обратился в Управление с заявлением о согласовании землеустроительного дела на вышеуказанный участок лесного фонда.
Управление запрошенные действия не осуществило, вернуло представленные документы, в том числе акт согласования границ земельного участка, без согласования, сославшись на нецелесообразность проведения государственного кадастрового учета указанного лесного участка.
Считая данный отказ незаконным, ПКТЛ "С" обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный акт может быть признан незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее - Закон N 201-ФЗ) для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 упомянутого Закона).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ до 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Таким образом, законодатель установил право, а не обязанность проводить кадастровый учет земельного участка.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Помимо указанного, в порядке ст. 69 Земельного кодекса землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Следовательно, арендатор участка, в данном случае, не является лицом, имеющим право инициировать проведение землеустройства.
Кроме того, статья 4.2 Закона N 201-ФЗ закрепляет, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 года, признается юридически действительным.
До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая изложенное, суд правильно указал, что земельный участок, за согласованием местоположения границ которого обратился ПКТЛ "С", относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости, для которых предусмотрен особый порядок внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем статья 5 Закона N 201-ФЗ ограничивает права арендатора по распоряжению участка лесного фонда, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания отказа государственного органа в согласовании границ участка лесного фонда незаконным, поскольку данный отказ соответствует требованиям вышеприведенного законодательства. Нарушений прав и законных интересов заявителя судом не установлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности по изложенным мотивам.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу N А14-14785/2008/475/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2009 г. N А14-14785/2008/475/19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании