Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 июня 2009 г. N А48-4895/08-15
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2010 г. N 12142/09 настоящее постановление оставлено без изменения
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-12142/09 настоящее дело передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ГУ-УПФ РФ в Урицком районе Орловской области - О.Д.А. - юрисконсульта, дов. N 1 от 11.01.2009, Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области - С.Е.Л. - зам. начальника отдела правового обеспечения, дов. N 58 от 18.03.2009; Г.М.В. - начальника отдела правового обеспечения, дов. N 18/13 от 11.01.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ-УПФ РФ в Урицком районе Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 по делу N А48-4895/08-15, установил:
Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Орловской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок площадью 54 кв. м под трансформаторной подстанцией по улице Н. в п.г.т. Нарышкино, выделенный Пенсионному фонду в постоянное (бессрочное) пользование.
Решением арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу решение и постановление, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, ГУ-УПФ РФ в Урицком районе Орловской области обратилось в УФРС по Орловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 54 кв. м под трансформаторной подстанцией по улице Н. в п.г.т. Нарышкино (кадастровый номер 57:06:0010502:44), выделенный Пенсионному фонда в постоянное (бессрочное) пользование.
Уведомлением от 10.10.2008 N 08/005/2008-451 Управление сообщило о приостановлении государственной регистрации на один месяц в связи с тем, что государственная пошлина в сумме 100 руб., уплаченная Пенсионным фондом, не соответствует установленному п.п. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размеру государственной пошлины для юридических лиц, составляющему 7500 руб., и предложило в срок до 09.11.2008 доплатить государственную пошлину в сумме 7400 руб.
Сообщением от 14.11.2008 N 08/005/2008-451 Пенсионному фонду отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок на том основании, что заявителем не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права в размере, установленном п.п. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Полагая, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности не соответствует положениям законодательства РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании ч. 5 ст. 131 ГК РФ, п. 5 ст. 2 и п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заинтересованному лицу предоставлено право обжаловать отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации в суд, арбитражный суд.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым в государственной регистрации прав может быть отказано, перечислен в ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, одним из которых является несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины.
Из материалов дела усматривается, что обращаясь в регистрационный орган, Пенсионный фонд уплатил по платежному поручению N 208 от 04.09.2008 государственную пошлину за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в сумме 100 руб.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 19, 20.1-20.4, 22-24 и 52 настоящего пункта сумма уплачиваемой государственной пошлины составляет для физических лиц - 500 руб., для организаций - 7500 руб., для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления - 100 руб.
По мнению заявителя, Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти, в связи с чем должны оплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию прав в сумме 100 руб.
Признавая несостоятельным названный вывод, суд правомерно указал, что, на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Пенсионный фонд РФ не входит в единую централизованную систему органов государственной исполнительной власти РФ.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансовым кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и указанным Положением.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П указал, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции РФ, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Оценивая фактические обстоятельства спора во взаимосвязи с требованиями вышеназванных законодательных норм по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что само по себе наделение Пенсионного фонда РФ публично-властными полномочиями в области управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ не позволяет расценивать его как орган, фактически входящий в систему органов исполнительной власти РФ.
С учетом изложенного суд правомерно указал, что Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением (юридическим лицом), особенности правового положения которого устанавливаются законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, в связи с чем при подаче заявления о регистрации права на земельный участок ГУ-УПФ РФ в Урицком районе Орловской области следовало уплатить пошлину в сумме 7500 руб.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и, в силу прямого указания ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ, не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 по делу N А48-4895/08-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ-УПФ РФ в Урицком районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2009 г. N А48-4895/08-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2010 г. N 12142/09 настоящее постановление оставлено без изменения