Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 июня 2009 г. N А54-2509/2008-С17 (Ф10-2305/09)
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 сентября 2009 г. N 12267/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ОАО "Р" - не явился (извещено надлежаще); от ответчиков: Российская Федерация в лице Минфина РФ - не явился (извещена надлежаще); Рязанской области в лице Минфина Рязанской области - не явился (извещена надлежаще); Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области - не явился (извещена надлежаще);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 1 декабря 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2009 года по делу N А54-2509/2008-С17, установил:
Открытое акционерное общество "Р" г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, к Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области, г. Рязань, к Министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области, г. Рязань о взыскании солидарно с ответчиков убытков, возникших при предоставлении льгот, в соответствии с Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", в сумме 10655,90 руб.
В порядке ст. 48 АПК РФ, уточнил наименование третьего ответчика, просил указать Министерство социальной защиты населения Рязанской области вместо Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2008 исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Р" взыскано 9030,42 руб. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 решение суда от 01.12.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФК по Рязанской области просит отменить названные судебные акты; в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение и нарушение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено без их участия, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2008 и постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 оставить без изменения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства:
В период с декабря 2007 года по апрель 2008 года ОАО "Р", на основании ФЗ РФ "О ветеранах", Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, предоставило льготу по оплате потребленной электрической энергии инвалиду Великой Отечественной войны Н.В.Д., 21.03.1912 года рождения, и совместно проживающим с ним членам его семьи в виде скидки в размере 50% от установленной платы за электрическую энергию на сумму 10655,90 руб.
Право на получение льготы по оплате электрической энергии абонентом Н.В.Д. и членами его семьи в указанном размере подтверждается справкой Пенсионного фонда РФ N 47 от 01.02.2008, справкой Главного бюро медико-социальной экспертизы серии МСЭ-006 N 060542 от 21.07.1999, удостоверением серии 1 N 229912 от 26.07.1999, справкой администрации муниципального образования - Незнановское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области N 69 от 04.04.2008, письмом энергоснабжающей организации, предоставлявшей льготу Н.В.Д. и совместно проживающим с ним членам его семьи в период до 01.01.2005 -Рязанского отдела филиала "Э" Московской железной дороги N ЭР 180/03 от 30.05.2008.
Министерство социальной защиты населения Рязанской области, как лицо, осуществляющее финансирование за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета (Фонд компенсаций) текущих расходов, в том числе на реализацию ФЗ "О ветеранах", отказало ОАО "Р" в возмещении предъявленных сумм, мотивируя отказ тем, что к оплате предъявлены расходы по электроэнергии, начисленные в том числе на члена семьи Н.В.Д. и без учета, утвержденного органом местного самоуправления норматива потребления электроэнергии.
Отказ в возмещении убытков, понесенных истцом в результате предоставления льготы инвалиду Великой Отечественной войны и члену его семьи послужил основанием обращения, ОАО "Р" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя исковые требования, исключив из суммы заявленных к взысканию убытков налог на добавленную стоимость, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19, 21 Закона и принимаемые в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В статье 14 названного Закона установлены меры социальной поддержки инвалидов войны, в число которых входят льготы в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими, а также в виде оплаты 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
В силу п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан (в том числе по реализации ФЗ "О ветеранах"), не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, Российская Федерация, установив Законом "О ветеранах" льготы по оплате за пользование электроэнергией, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" Рязанской области из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено к выделению 631627,6 тыс. руб.
Приложением 37 к Федеральному закону от 24.07.2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год" утверждено распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 2008 год в сумме 89971754,2 тыс. руб., в том числе для Рязанской области 1015012,1 тыс. руб.
Судебными инстанциями установлено, что из федерального бюджета в 2007 году были перечислены субвенции в полном объеме и по результатам финансового года остаток неиспользованных средств федерального бюджета составил 219014,4 тыс. руб.
Неиспользованная в 2007 году часть субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан была направлена на возмещение тех же расходов в 2008 году.
В 2008 году Рязанской области были перечислены субвенции в размере 594817200 руб., что с учетом остатка средств 2007 года, составило 81383 1,6 тыс. руб., тем самым на дату рассмотрения спора обязательства Российской Федерацией по перечислению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан субъекту Российской Федерации были исполнены не в полном объеме.
Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации истцу указанных затрат, истец в силу статей 16, 1069 ГК РФ вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
Доказательств выделения субъекту РФ денежных средств, в объеме достаточном для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, либо нецелевого использования средств федерального бюджета, направленных в качестве субвенций, ответчиком представлено не было.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что причиненные истцу убытки, связанные с предоставлением льгот Н.В.Д. в 2007 году, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что льгота в виде оплаты 50% коммунальных услуг, должна была предоставляться в пределах нормативов потребления этих услуг, являлся предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую оценку как несостоятельный.
Судами установлено, что Н.В.Д. получил право на льготу в соответствии с законодательством СССР, как инвалид Великой Отечественной войны с 10.10.1950.
В соответствии с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших, утвержденным постановлением СМ СССР от 23.02.1981 N 209 (с изменениями) инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Учитывая, что действовавшем на момент возникновения льгот законодательством не установлено ограничений по определению размера коммунальных услуг, которые в соответствии с законодательством СССР подлежат оплате в сумме, соответствующей 50 процентам от установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а также принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации изложенную в определениях N 502-О от 27.12.2005 и N 624-О-П от 17.07.2007, судебные инстанции обоснованно указали на то, что ограничения льготы, установленные в п.п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" на Н.В.Д. не распространяются и не могут являться основанием для отказа в предоставлении того объема льгот, который был получен на основании ранее действовавшего законодательства.
Согласно платежному поручению N 552 от 29.04.2009 за рассмотрение кассационной жалобы в Федеральном арбитражном суде Центрального округа УФК по Рязанской области уплатило в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, заявление УФК по Рязанской области о возврате ошибочно уплаченной госпошлины в сумме 1000 руб. подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287; ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 1 декабря 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2009 года по делу N А54-2509/2008-С17 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить УФК по Рязанской области из федерального бюджета государственную поглигу в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручениюN 552 от 29.04.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших, утвержденным постановлением СМ СССР от 23.02.1981 N 209 (с изменениями) инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Учитывая, что действовавшем на момент возникновения льгот законодательством не установлено ограничений по определению размера коммунальных услуг, которые в соответствии с законодательством СССР подлежат оплате в сумме, соответствующей 50 процентам от установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а также принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации изложенную в определениях N 502-О от 27.12.2005 и N 624-О-П от 17.07.2007, судебные инстанции обоснованно указали на то, что ограничения льготы, установленные в п.п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" на Н.В.Д. не распространяются и не могут являться основанием для отказа в предоставлении того объема льгот, который был получен на основании ранее действовавшего законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2009 г. N А54-2509/2008-С17 (Ф10-2305/09)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании