Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при ведении протокола помощником Астаховой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ДГИ адрес по доверенности фио на решение Кузьминского районного суда адрес от 03 октября 2022 года по иску Департамента городского имущества адрес к Громову Андрею Юрьевичу о выселении, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества адрес к Громову Андрею Юрьевичу о выселении - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Департамент городского имущества адрес обратился в суд с иском к Громову Андрею Юрьевичу о выселении.
В обоснование своих требований указал, что жилое помещение по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности адрес. По сведениям, содержащимся в выписке из домовой книги, по указанному адресу ответчик Громов А.Ю. не зарегистрирован. Основанием для вселения в служебное помещение, относящееся к собственности субъекта Российской Федерации, является решение органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения. Согласно справке Войсковой части 5401 от 17.01.2021 г. N 21/3-660 Громов А.Ю. был обеспечен служебным жилым помещением по вышеуказанному адресу на период прохождения воинской службы в Войсковой части 5401. Приказом командира Войсковой части 5401 от 19.09.2016 г. N 193 с/ч подполковник Громов А.Ю. исключен из списка личного состава воинской части в связи с убытием для дальнейшего прохождения воинской службы в войсковую часть 6898. Решением жилищной комиссии войсковой части 5401 Громов А.Ю. исключен из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по войсковой части в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по адресу: адрес. Ссылаясь на то, что в настоящий момент у ответчика отсутствуют законные основания проживания в спорной квартире, истец просил выселить ответчика из квартиры по адресу: адрес, указывая, что в добровольном порядке ответчик освободить жилое помещение отказывается, несмотря на то, что необходимость выселения ему неоднократно разъяснялась.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца ДГИ адрес по доверенности фио, полагая решение суда незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 1 ст. 30 адрес кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
В силу положений ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его владения, в том числе не связанных с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с п. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение СО службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент осуществляет функции по распоряжению и управлению государственным имуществом адрес в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну адрес.
Громов А.Ю. в спорном жилом помещении не зарегистрирован. Основанием для вселения фио в служебное помещение, относящееся к собственности субъекта Российской Федерации, является решение органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения.
Согласно справке Войсковой части 5401 от 17.01.2021 г. N 21/3-660 Громов А.Ю. был обеспечен служебным жилым помещением по вышеуказанному адресу на период прохождения воинской службы в Войсковой части 5401.
Приказом командира Войсковой части 5401 от 19.09.2016 г. N 193 с/ч подполковник Громов А.Ю. исключен из списка личного состава воинской части в связи с убытием для дальнейшего прохождения воинской службы в войсковую часть 6898 (л.д. 15).
Решением жилищной комиссии войсковой части 5401 Громов А.Ю. исключен из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по войсковой части в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по адресу: адрес.
Согласно акту осмотра жилого помещения, принадлежащего на праве собственности адрес, от 02.02.2022 г, копии письма в адрес фио от адрес Москвы, Громов А.Ю. продолжает проживать в спорном жилом помещении, что подтвердил в ходе рассмотрения дела. Служебным жилым помещением по новому месту службы ответчик не обеспечен, в связи с чем, продолжает проживать в спорном жилом помещении.
Судом также установлено, что ответчик проходит военную службу по контракту в Управлении адрес войск национальной гвардии Российской Федерации с 19.06.2020 г. по настоящее время. Контракт заключен сроком на 3 года.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Военную службу ответчик проходит без перерыва с 1998 года; выслуга лет в календарном исчислении на 22.08.2022 г. составляет 24 года 00 месяцев и 21 день, жилой площади на правах собственности в адрес ответчик не имеет.
Решением жилищной комиссии ЦО ВНГ России от 29.08.2018 г. N 7 ответчик Громов А.Ю. в составе семьи 1 человек как не обеспеченный жилым помещением был признан нуждающимся в обеспечении жильем по учетной норме от 18 до 36 метров квадратных по избранному месту жительства - адрес в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с 06.08.2006 г. На момент рассмотрения дела жильем в собственность или по договору социального найма не обеспечен.
Таким образом, спорное жилое помещение, о выселении ответчика из которого заявлены исковые требования, являются для фио единственным жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно частью 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Как установлено пунктом 1 статьи 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом.
В силу статей 2 и 5 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями, в соответствующем населенном пункте.
Статьей 100 ЖК РФ предусмотрено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
По смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции РФ, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В развитие названных конституционных положений ФЗ от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (действовавший в период спорных правоотношений) социальные гарантии, в том числе на обеспечение жилыми помещениями, военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно статьи 2 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.
В соответствии со статьей 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставлять служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
На весь срок военной службы служебными помещениями обеспечиваются:
- военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с дата), и совместно проживающие с ними члены их семей;
- офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после дата, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных части 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 103 ЖК РФ предусмотрено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
- члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей пенсионеры по старости;
- члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
- инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей- инвалидов, инвалидов с детства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17декабря дата N 897 (ред. от дата, с изм. от дата) "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации" под служебным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников и работников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером исполнения ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы) должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной близости от него.
Служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 27, 28 указанного положения предусмотрено, что сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживавшими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки установленные в договоре найма.
Между тем без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 28 настоящего типового положения, не могут быть выселены:
- сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет;
- члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение;
- иные категории сотрудников (военнослужащих) и членов их семей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими их статус и устанавливающими социальные гарантии сотрудников (военнослужащих).
Данное Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами ЖК РФ, гарантии.
Как ранее установлено, ответчик имеет выслугу более 10-ти лет, а именно 24 года 00 месяцев 21 день.
Также судом установлено, что спорное жилое помещение предоставлено ответчику в установленном законом порядке. Иного жилья ответчик не имеет, в установленном законом порядке признан нуждающимся в обеспечении жильем.
При таких обстоятельствах, в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд пришел к выводу, что к спорным правоотношениям надлежит применить положение Постановления Правительства РФ от 17декабря 2002 N 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно п. 28 которого, ответчик подпадает под категорию лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, судом отмечено, что войсковая часть 5401, которой было распределено спорное жилое помещение, и последнее место прохождения службы ответчика являются подразделениями одного ведомства, в котором предусмотрена военная служба, специализированные трудовые отношения между ответчиком и МВД России (Росгвардией) с момента получения спорного жилого помещения не прекращались и жилищно- бытовые условия ответчика не изменились, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца ДГИ адрес по доверенности фио не содержат юридически значимых обстоятельств, которые могли бы повлиять на содержание решения, не представлено доказательств, ставящих под сомнение обоснованность выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, что не может послужить основание к отмене постановленного решения.
Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется. Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы, всем добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда адрес от 03 октября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца адрес Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.