Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В., судей Акульшиной Т.В., Куприенко С.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгополовым Я.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Пресненского районного суда адрес от 28 марта 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества адрес, об установлении факта постоянного проживания на территории адрес более 10 лет, признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях с моменты подачи заявления, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес, полагая свои права нарушенными в связи со следующим.
фио и ее ребенок фио фактически проживают на территории адрес более 10 (десяти) лет с 2 января 2012 г. по настоящее время, что подтверждается:
28 февраля 2008 г. была принята на государственную должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1-го разряда в отдел выездных проверок N 2 (физические лица) ИФНС по адрес.
11 января 2012 г. был расторгнут служебный контракт в связи с переводом в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в адрес.
12 января 2012 г. была принята на должность специалиста 1-го разряда отдела анализа и планирования налоговых проверок МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в адрес (Служебный контракт N 617 от 12 января 2012 г.), где проработала до 3 августа 2017 г.
Еще до внесения записи о переводе в трудовую книжку, осуществила переезд из адрес в адрес, заключив договор безвозмездного пользования жилым помещением N б/н от 2 января 2012 г. по адресу: адрес на срок до 15 ноября 2012 г. Но фактически проживала по указанному адресу до 14 ноября 2013 г, что подтверждается Соглашением о расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением N б/н от 2 января 2012 г.
11 июля 2012 г. вступила в брак со фио, о чем составлена запись акта о заключении брака N 1406 от 11 июля 2021 г. (Свидетельство о заключении брака IV- МЮ 716748).
20 июля 2013 г в браке родился ребенок фио, о чем составлена запись акта о рождении N 3610 от 31 июля 2013 г. (Свидетельство о рождении VI-МЮ N 752400).
14 сентября 2022 г. обратилась в Департамент городского имущества адрес с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но со стороны ответчика 22 сентября 2022 г. последовал отказ по причине того, что она не зарегистрирована по месту жительства в адрес, что не соответствует вышеперечисленным обстоятельствам.
При изложенных обстоятельствах истец просила суд установить факт постоянного проживания на территории адрес более 10 лет в период с 02 января 2012 г. по настоящее время, в том числе по состоянию на 2022 год. Признать незаконным отказ Департамента городского имущества адрес в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Обязать Департамент городского имущества адрес принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента подачи заявления о принятии на учет.
Истец фио в судебном заседании суда первой инстанции требования иска поддержала.
Представитель ответчика ДГИ адрес в судебное заседание суда первой инстанции явился, представил возражения на иск, согласно которым полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на его незаконность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены судом надлежащим образом.
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В субъекте Российской Федерации адрес, установлен единый порядок, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. ст. 1, 7, 8, 9 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
Согласно постановлению Правительства Москвы от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории адрес" граждане вправе подать заявление о постановке на жилищный учет и документы личного характера в один из МФЦ.
На основании ст. 11 Закона N 29 с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Жители адрес подлежат постановке на жилищный учет, если, в том числе, все члены семьи проживают в адрес на законных основаниях не менее 10 лет, занимают жилое помещение, в котором размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся на праве пользования или в собственности у всех членов семьи, а также если они не совершали в течение пяти лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий и признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес (ст. ст. 7, 8, 10 Закона N 29).
Порядок признания граждан малоимущими в целях признаниях их нуждающимися в жилых помещениях определен Законом адрес от 25 января 2006 г. N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 г. N 362-ПП "О мерах по реализации Закона адрес "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" определена методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей адрес малоимущими.
Предоставление государственной услуги по вопросу принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с административным регламентом "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных правоотношений" (приложение 6) (далее - Регламент), путем подачи заявления и пакета документов в многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес документы". Исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем, определен в п. 2.5.1.1 Регламента.
Из материалов дела следует, что в Департамент городского имущества адрес поступил запрос истца от 14 сентября 2022 г. N 1036-9000177-076703-00001624/222 по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело".
При рассмотрении запроса ДГИ адрес установил, что фио не имела и не имеет регистрацию по месту жительства в адрес, что не соответствует ст. 7, 8 Закона N 29 условиям и основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях. В связи с чем, истцу было отказано в предоставлении государственной услуги.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
При этом регистрация гражданина по месту жительства и регистрация по месту пребывания законодательно разделены.
Согласно п. 3 ст. 7 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 8 настоящего Закона, если они: проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Из вышеприведённых норм усматривается, что граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, если имеют регистрацию по месту жительства в адрес не менее 10 лет.
В соответствии со статьями 265, 267 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дает дефиниции следующим понятиям:
место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Из вышеприведённых норм усматривается, что граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, если имеют регистрацию по месту жительства в адрес не менее 10 лет.
Доводы истца о том, что она работала постоянно в адрес, проживала, получала медицинское обслуживание, в адрес у нее родился сын, согласно выводам суда, не могут служить основанием для установления факта проживания истца не менее 10 лет в целях постановки на жилищный учет. Истец не оспаривает, что несмотря на проживание в адрес, у нее была действующая регистрация по месту жительства в другом субъекте РФ, что подразумевает наличие у нее подтвержденного адреса постоянного места жительства, куда истец может вернуться в любое время, имеет право пользования другим жилым помещением. Проживание в адрес на условиях срочного найма жилых помещений свидетельствует о временном характере пользования снимаемыми жилыми помещениями.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об установлении факта проживания в адрес в целях постановки на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, поскольку истец не проживает в адрес по месту постоянного жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, что не соответствует установленным п. 3 ст. 7 Закона N 29 условиям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях, уведомление об отказе в предоставление государственной услуги от 22 сентября 2022 г. N 33-5-89870/22-(0)-1 "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело", признано правомерным.
Поскольку в ходе рассмотрения дела истцом не доказана неправомерность действий ответчика при рассмотрении запроса по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело", постольку оснований для удовлетворения исковых требований суд не нашел.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, изложены в мотивировочной части оспариваемого решения, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о том, что истец фактически проживает в адрес в общей сложности более l0 лет, работает в адрес с 2012 года, вступила в брак, в котором у супругов в 2013 г. родился ребенок, посещающий на территории адрес общеобразовательное учреждение, о наличии правовых оснований к отмене решения не свидетельствуют, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений определены в ЖК РФ.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен Законом адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Согласно ч. 1, ч. 4 и ч. 5 ст. 11 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", предусмотрено:
Для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти адрес рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти адрес по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в ст. 7 настоящего Закона.
С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 3 ч. 1 ст. 12 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя либо представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти адрес документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством РФ может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочеваний этого гражданина.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ местом жительства физического лица является адрес (наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанная норма также закреплена гражданским законодательством. Так, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ).
Таким образом, применительно к определению наличия права быть признанным нуждающимся в жилом помещении в адрес и права на получение соответствующей государственной услуги должно быть установлено проживание гражданина в Москве не на условиях пребывания, а по месту жительства, соответствуют действующему законодательству, а именно вышеуказанного закона.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована по адресу: адрес.
В квартире, которую истец указывает в исковом заявлении местом своего жительства, фио не зарегистрирована. Данное жилое помещение предоставлено по договору безвозмездного пользования с последующей пролонгацией, собственник квартиры не вселял истца с ребенком в жилое помещение по адресу: Москва, адрес, в качестве членов своей семьи, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Осуществление истцом трудовой деятельности на территории адрес, само по себе свидетельствует лишь о факте его временного пребывания на территории адрес в связи с осуществлением трудовой деятельности, и не свидетельствует о наличии у него права пользования на постоянной основе каким-либо жилым помещением на территории адрес.
Не свидетельствует об этом и обеспечение ребенка социальной поддержкой, поскольку предоставление данных гарантий и постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении имеют разные основания и критерия.
Исходя из анализа представленных истцом доказательств, судебная коллегия не усматривает правовых оснований признавать какое-либо жилое помещение на территории адрес, являвшееся местом пребывания истца в период осуществления ее трудовой деятельности, местом ее жительства.
Коллегия считает, что истец не представила доказательств наличия у нее в адрес места жительства с 2012 года, так как какое-либо жилое помещение на праве собственности, по договору социального найма, в качестве служебного жилого помещения, общежития, маневренного жилого фонда истцу в установленном законом порядке органом исполнительной власти адрес не предоставлялось, а пребывание истца по указанному в иске адресу носит временный характер.
Довод истца о том, что сведения о временной регистрации в адрес, договор аренды жилого помещения, обслуживание в лечебных учреждениях, и наличие места работы в адрес, свидетельствуют о месте жительства в адрес на законных основаниях более 10 лет, необходимых для принятия на жилищный учет в адрес, судебная коллегия признает ошибочным, основанным на неправильном толковании действующего законодательства.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 28 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.