Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5851/2023 по административному исковому заявлению Семенова П--- Н---, Семеновой Ю--- А---, Угасте А--- Ю--- об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Пунктом 2 утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2023 года.
Административные истцы являются собственниками помещений по адресу: Москва, ул. --- с кадастровыми номерами ---. Данные помещения включены в приложение 2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП под пунктами 10207, 14352, 8740, 6854, 8741 соответственно.
Оспаривая указанн о е выше положени нормативн ого правов ого акт а, административны е истц ы указал и, что помещени, расположен н ые в многоквартирном доме, не использу ю тся для размещения офисов, объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. В судебном заседании представитель административных истцов административные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали. Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта. Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы. В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в том числе в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения, как нежилые помещения.
При этом, согласно пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении нежилых помещений, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: назначение, разрешенное использование или наименование помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; помещения фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом, согласно НК РФ, для включения нежилого помещения в Перечень достаточно соблюдения одного из условий, соответствие совокупности условий не требуется. Следовательно, если условие о фактическом использовании помещений для целей налогообложения соблюдается, соответствие объекта условию о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений не имеет правового значения и выходит за рамки прямой нормы НК РФ.
В силу статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Кодекса в Законе о налоге на имущество организаций город Москва как субъект Российской Федерации вправе уточнить сферу применения статьи 378.2 Кодекса по своему усмотрению.
Так, согласно статье 1.1. Закона о налоге на имущество организаций налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Из материалов административного дела усматривается, что помещения административных истцов расположено в здании с кадастровым номером ---, общей площадью 24 647, 9 кв.м, которое, согласно сведениям с портала https://rosreestr.ru/, представляет собой многоквартирный дом. Общая площадь нежилых помещений в здании составляет 6 014, 7 кв.м, т.е. более 3 000 кв.м. Таким образом, помещения административных истцов могли быть включены в Перечень только по критерию вида их фактического использования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ, фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, согласно пункту 1.4. Постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (далее также - Постановление N 257-ПП) под офисом понимается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее также - Порядок). В соответствии с п. 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее также - мероприятия по определению ВФИ) осуществляются Госинспекцией. Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше (пункт 3.5); в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
В отношении помещения с кадастровым номером --- основанием для включения его в Перечень послужил акт от 24 марта 2021 года N ---, согласно которому помещение площадью 585, 6 кв.м. используется для размещения объектов торговли. Акт составлен с доступом в помещение, приложением к акту является фототаблица, из которой видно, что помещение является пустым, объекты торговли в помещении отсутствуют, нет выкладки товара, кассовых аппаратов и прочих атрибутов торгового помещения. В отношении этого же помещения составлен акт от 07 декабря 2022 года, согласно которому 77, 03% общей площади помещения используется для размещения объектов торговли.
Вместе с тем, из представленного административным истцом Семеновым П.Н. договора аренды помещения от 01 марта 2022 года следует, что помещение с кадастровым номером ----, принадлежащее административному истцу Семенову П.Н, передано ООО "Продюсерский центр "МИР" для размещения центра культурного досуга для детей и взрослых (пункт 1.6 договора). Срок действия договора в соответствии с пунктом 2.1. договора определен в 363 дня с автоматической пролонгацией четыре раза на тех же условиях.
Выводы о том, что помещение с кадастровым номером --- не используется для целей налогообложения в соответствии со ст.378.2 Налогового кодекса РФ, подтверждаются актом от 06 марта 2023 года N ---, согласно которому помещение не используется для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Акт составлен с доступом, приложением к акту является подробная фототаблица, из которой видно, что помещение используется для культурно-досуговых целей. В помещении имеются репетиционный зал, зад для выступлений, раздевалки, арт-бункер, учительская. Выводы акта обследования подтверждаются представленным договором аренды от 01 марта 2022 года.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что у Правительства Москвы не имелось правовых оснований для включения помещения с кадастровым номером --- в Перечень на 2023 год, административный иск в данной части подлежит удовлетворению.
В отношении помещения с кадастровым номером --- основанием для включения его в Перечень послужил акт от 25 марта 2021 года N ---, согласно которому помещение площадью 286, 6 кв.м. используется для размещения объектов торговли на 38, 49%, для размещения офисов на 61, 51%. Также в отношении помещения составлен акт от 07 декабря 2022 года N ---, согласно которому помещение используется для размещения офисов на 18, 32%, для размещения объектов торговли на 38, 49%.
Вместе с тем, данное помещение является техническим. Площадь помещения составляет 286, 6 кв.м, из которых 162, 8 кв.м. занимает диспетчерская, что подтверждается фототаблицей, приведенной в акте обследования N --- от 06 марта 2023 года, на которой изображены мониторы камер видеонаблюдения, техническая аппаратура, серверная и пр. Площадь 114, 1 кв.м. из 286, 6 кв.м. является помещениями общего пользования (входные группы, коридоры, лифтовые холлы, санузла), площадь 9, 7 кв.м. отнесена к техническим помещениям.
Вывод о том, что помещение с кадастровым номером --- является полностью техническим помещением и не используется для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, содержится в акте обследования N --- от 06 марта 2023 года. Акт составлен с доступом в помещение, содержит подробную фототаблицу, из содержания которой видно использование помещения по техническому назначению.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что у Правительства Москвы не имелось правовых оснований для включения помещения с кадастровым номером --- в Перечень на 2023 год, административный иск в данной части подлежит удовлетворению.
В отношении помещения с кадастровым номером ----, основанием для включения его в Перечень послужил акт от 25 марта 2021 года N ---, согласно которому помещение площадью 149, 7 кв.м. используется для размещения объектов торговли. Акт составлен с доступом в помещение, приложением к акту является фототаблица, из которой видно, что в помещении выставлены вешалки с готовой одеждой, на которых имеется вывеска "Распродажа". Выводы акта от 25 марта 2021 года подтверждаются выводам акта от 06 декабря 2022 года N ---, согласно которому помещение используется для размещения объекта торговли. Выводы данных актов подтверждаются актом от 06 марта 2023 года, согласно которому помещение фактически используется для размещения объектов торговли. В помещении находится магазин одежда АртДизайнЛен. Акт составлен с доступом. Согласно данным открытых источников сети "Интернет" в указанном помещении в действительности находится магазин АртДизайнЛен.
Акты обследования от 25 марта 2021 года N ---, от 06 декабря 2022 года N ---, от 06 марта 2023 года N 91232431/ОФИ суд считает надлежащими доказательствами, составленными в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы N 257-ПП. Все акты составлены с доступом в помещение, приложением к актам является фототаблица, на которой виден торговый зал в вешалками, на которых развешан готовый к продаже товар. Суд критически относится к доводам представителя административных истцов о том, что данное помещение используется для размещения склада по договору от 16 ноября 2022 года с ИП Тахтаровым Д.В. Так, площадь помещения составляет 149, 7 кв.м, исходя из имеющейся в акте фототаблице все помещение занято размещенными стендами и вешалками с готовой к продаже одеждой, на которой имеются бирки, на рейлах с одеждой висят вывески "Распродажа" (акт от 25 марта 2021 года), имеется расположение товара, характерное для торгового зала, в помещении отсутствует оборудование, характерное для складкой деятельности (стеллажи, стремянки, модульные складские конструкции).
Исходя из открытых источников в сети "Интернет", представленных административным ответчиком, основным видом деятельности ИП Тахатарова Д.В. является торговля, виды деятельности, связанные с оказанием складских услуг, согласно данным ОКВЭД индивидуальный предприниматель Тахатров Д.В. не осуществляет. С учетом трех актов обследования, составленных с доступом в помещение административного истца, и содержащих последовательные и однозначные выводы об использовании помещения в целях статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, принимая во внимание дополнительно представленные ответчиком доказательства фактического использования помещения для торговых целей, а также то обстоятельство, что помещение административного истца расположено в центре Москвы на улице --- в многоквартирном доме, большинство нежилых помещений в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что помещение с кадастровым номером --- используется для складских целей, административный иск в данной части подлежит отклонению.
В отношении помещения с кадастровым номером ---, основанием для включения его в Перечень послужил акт от 25 марта 2021 года N ---, согласно которому помещение площадью 31, 7 кв.м. используется для размещения объектов торговли. В отношении этого же помещения составлен акт от 07 декабря 2022 года N ---, согласно которому помещение полностью используется для размещения объекта торговли. Акт составлен с доступом в здание, на фототаблице видно, что в помещении расположен магазин косметики (имеются витрины с выкладкой товара, стойка для размещения персонала). Выводы актов от 25 марта 2021 года, от 07 декабря 2022 года подтверждаются актом N --- от 06 марта 2023 года, согласному которому помещение полностью используется для торговых целей, в помещении расположен магазин косметики ("Территория косметики").
Согласно данным открытых источников сети "Интернет" в указанном помещении в действительности находится магазин "Территория косметики".
Опровергая выводы трех актов обследования, административный истец Угасте А.Ю. представил договор аренды от 01 ноября 2022 года, согласно которому помещение площадью 31, 7 кв.м. полностью передано ИП Кузнецовой С.Л. для размещения склада хранения товарно-материальных ценностей.
Суд критически относится к указанному договору, полагает, что он не подтверждает фактическое использование здания для размещения складской деятельности, поскольку из всех актов обследования (фототаблиц к ним) видно, что в помещении, площадь которого составляет всего 31, 7 кв.м, отсутствует складское оборудование. В помещении, напротив, имеется витрина с предлагаемой косметикой.
Кроме того, ИП Кузнецова обратилась за постановкой данного торгового объекта на учет. Из представленных Правительством Москвы документов следует, что помещение с кадастровым номером --- площадью 31, 7 кв.м. постановлено на учет как торговый объект с датой возникновения торгового объекта 28 июля 2022 года и его наименованием "Территория косметики". Вид торговли обозначен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы".
Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Кузнецовой С.Л. является торговля розничная прочая в специализированных магазинах (47.78). Дополнительными видами деятельности согласно выписке из ЕГРИП также является только розничная торговля (текстильными изделиями, одеждой, обувью, цветами, торговля по почте или через Интернет).
С учетом изложенного, помещение с кадастровым номером --- обоснованно включено в Перечень на 2023 год, в связи с чем административный иск в указанной части подлежит отклонению.
В отношении помещения с кадастровым номером ---, основанием для включения его в Перечень послужил акт от 25 марта 2021 года N ---, согласно которому помещение площадью 48, 7 кв.м. используется для размещения объектов торговли. В отношении этого же помещения составлен акт от 07 декабря 2022 года N ---, согласно которому помещение полностью используется для размещения объекта торговли. Акт составлен с доступом в здание, на фототаблице видно, что в помещении расположен магазин. Выводы актов от 25 марта 2021 года, от 07 декабря 2022 года подтверждаются актом N -- от 06 марта 2023 года, согласному которому помещение полностью используется для торговых целей, в помещении расположен магазин белорусских товаров.
В актах обследования от 07 декабря 2022 года, от 06 марта 2023 года имеются подробные фототаблицы, на которых видно, что все помещение площадью 48, 7 кв.м. используется как торговый зал. Все помещение занято размещенными стендами и вешалками с готовой к продаже одеждой, на которой имеются бирки, имеется расположение товара, характерное для торгового зала, в помещении отсутствует оборудование, характерное для складкой деятельности (стеллажи, стремянки, модульные складские конструкции). Согласно представленным административным ответчикам сведениям из сети Интернет, в помещении работает белорусская выставка-ярмарка, в подтверждение чего представлены фотоснимки, аналогичные тем, что имеются в актах обследования. На снимках также виден логотип продаваемой продукции (белорусский трикотаж от Марк Формель). Исходя из открытых источников, магазин с продукцией Марк Формель находится в спорном здании (Москва, ул. ----).
Суд критически относится к представленному административным истцом договору с ИП Гулынской Е.И, согласно которому помещение передается для размещения склада, поскольку содержание договора опровергается выводами актов обследования от 2021 года, 2022 года, 2023 года. Кроме того, согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Гулынской Е.И. является розничная торговля одеждой в специализированных магазинах (46.42). Дополнительными видами деятельности также является только торговая деятельность одеждой и обувью на рынках, по почте, через Интернет. Виды деятельности, связанные с оказанием складских услуг, согласно данным ОКВЭД индивидуальный предприниматель Гулынская Е.И. не осуществляет.
С учетом изложенного, помещение с кадастровым номером --- обоснованно включено в Перечень на 2023 год, в связи с чем административный иск в указанной части подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующими с 1 января 2023 года пункты 10207, 8741 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.