Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Футерко И.А., с участием прокурора Каировой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5977/2023 по коллективному административному исковому заявлению Романовской А.В., фио, фио, Рассадиной Т.О., Пахомовой Т.А., фио, Щеликовой М.Н., фио, фио, Сериковой Т.Г., фио, фио, Грачевой Е.С., фио, фио, фио, Горбачевой Т.В., Лисанской К.В., Вайсман Ю.А., Бедняшина А.В., фио, о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 832-ПП от 08.06.2021 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП",
УСТАНОВИЛ:
8 июня 2021 г. Правительством Москвы принято постановление N 832-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП", опубликованное в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 22 от 15.06.2021.
Указанным постановлением Правительства Москвы внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" в части градостроительного регламента в отношении территории по адресу: адрес; адрес; адрес, а именно установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с кодами 2.5 (Среднеэтажная жилая застройка), 2.6 (многоэтажная жилая застройка), 2.7 (обслуживание жилой застройки), 3.5.1 (дошкольное, начальное и среднее общее образование), а также предельными параметрами строительства, реконструкции объектов капитального строительства: плотность застройки - 17 тыс.кв.м/га, предельная высота зданий, строений, сооружений - 53, 9 м, максимальный процент застройки - не установлен.
Административные истцы обратились в Московский городской суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующим постановление Правительства Москвы N 832-ПП от 08.06.2021 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП".
В обоснование своих требований административные истцы указывают, что оспариваемое постановление Правительства Москвы не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", Закону г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы", постановлению Правительства Москвы от 09.02.2021 N 115-ПП "Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Главный павильон Постоянной Всесоюзной Строительной Выставки, 1933-1934 гг, архитектор фио" и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон" и нарушает права административных истцов на благоприятную окружающую среду.
Представитель административных истцов фио в судебное заседание явилась, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы фио, представитель Правительства Москвы фио возражали против удовлетворения иска, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, сами по себе не нарушают каких-либо прав и законных интересов административных истцов, полностью поддержали представленные в материалы дела возражения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01.12.2005 N 468-О, законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно пунктам 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, включающие в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки города федерального значения Москвы утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Необходимо отметить, что согласно статье 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан - участников долевого строительства, установления особенностей осуществления градостроительной деятельности, особенностей определения платы за содержание жилого помещения в городе Москве органы государственной власти города Москвы устанавливают особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, документации по планировке территории, а также особенности порядка внесения изменений в указанные документы.
Статьей 36 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" установлено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы направляются в городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее - Городская комиссия), которая осуществляет подготовку заключения, содержащего рекомендации о внесении в соответствии изменений или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет указанное заключение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, который принимает решение о подготовке проекта изменений правил землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП "Об утверждении Порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы и Порядка направления и рассмотрения требований об отображении в правилах землепользования и застройки города Москвы границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия" утвержден Порядок направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Порядок направления и рассмотрения предложений).
Как следует из пункта 1 Порядка направления и рассмотрения предложений, указанный Порядок регламентирует процедуры направления предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы, рассмотрения Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы указанных предложений и принятия Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы решения о подготовке проекта правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы или решения об отклонении предложения.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка направления и рассмотрения предложений (в ред. постановления Правительства Москвы от 15.11.2019 N 1503-ПП) предложения направляются в целях:
1.2.1. Установления или изменения границ территориальных зон, подзон территориальных зон.
1.2.2. Изменения основных, условно-разрешенных, вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
1.2.3. Установления или изменения предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площади, а также изменения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
1.2.4. Установления или изменения границ территории, в пределах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
1.2.5. Установления или изменения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в отношении территориальной зоны, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
1.2.6. Учета в градостроительных регламентах ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, а также отображения на картах градостроительного зонирования установленных и (или) измененных в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия, границ территорий, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
В соответствии с пунктом 3.6 по результатам рассмотрения предложения Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы принимает одно из следующих решений:
3.6.1. О подготовке заключения, содержащего рекомендации о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы с учетом поступившего предложения.
3.6.2. О подготовке заключения, содержащего рекомендации об отклонении поступившего предложения с указанием причин отклонения. ООО "Газпромбанк-инвест" были направлены предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: адрес; адрес; адрес, по итогам рассмотрения которых Москомархитектурой издано распоряжение N 349 от 11.03.2021 о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: адрес, Хамовники, адрес; адрес; Фрунзенская. наб, вл. 30, стр. 19, на основании которого подготовлен проект внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы.
В соответствии с частью 8 статьи 36 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" общественные обсуждения или публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки организуют и проводят городская комиссия (в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом Правительства Москвы) и окружные комиссии в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в городе Москве общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 68.1 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности могут проводиться по любым проектам, указанным в части 1 статьи 68 указанного Кодекса, в том числе по проектам планировки территории и проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Согласно части 2 статьи 68.1 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" общественные обсуждения проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Общественные обсуждения на официальном сайте проекта "Активный гражданин" проводятся в соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП "Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы", распоряжением Департамента информационных технологий города Москвы от 28.06.2019 N 64-16-273/19 "Об утверждении правил использования сайта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП процедура проведения общественных обсуждений предусматривает:
1) Оповещение о начале общественных обсуждений;
2) Размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта. Проведение экспозиции проекта;
3) Подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
4) Подготовка, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Из материалов дела следует, что оповещение о начале общественных обсуждений по проекту опубликовано 02.04.2021 в порядке, предусмотренном действующим градостроительным законодательством.
Экспозиция проекта открыта 14.04.2021 на официальном сайте и проведена с 14.04.2021 по 20.04.2021.
После окончания срока размещения проектов на официальном сайте и проведения экспозиции организатором оформлено и опубликовано заключение о результатах общественных обсуждений от 30.04.2021.
Согласно статье 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Правовые акты Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы".
Согласно части 5 статьи 20 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 постановления Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом постановлении Правительства Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы N 832-ПП от 08.06.2021 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" подписано Мэром Москвы, опубликовано в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 22 от 15 июня 2021 г.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Москвы N 832-ПП от 08.06.2021 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" издано и введено в действие в соответствии с требованиями законодательства и иных нормативных правовых актов.
Как следует из части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки либо об отказе во внесении изменений по своей правовой природе является решением о целесообразности.
При этом исходя из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти.
Рассматривая вопрос соответствия оспариваемого постановления Правительства Москвы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования города Москвы является генеральный план города Москвы, который утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Согласно части 2 статьи 23 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс адрес план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Оспариваемое постановление Правительства Москвы не противоречит Генеральному плану города Москвы, в соответствии с которым рассматриваемая территория расположена в границах многофункциональной общественной зоны.
Генеральный план города Москвы не устанавливает конкретный перечень объектов, размещение которых возможно в границах многофункциональной общественной зоны, при этом отсутствует запрет на размещение в границах рассматриваемой функциональной зоны многоквартирных жилых домов и иных объектов с видами разрешенного использования согласно оспариваемому постановлению.
Одновременно в соответствии с Генеральным планом города Москвы рассматриваемая территория расположена в том числе в границах территории реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию, преимущественно в составе застроенных территорий.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 2 статьи 11 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс адрес реорганизации - территории, подлежащие в соответствии с Генеральным планом города Москвы комплексному преобразованию, в том числе посредством изменения существующего функционального использования этих территорий, их планировочной структуры и ландшафта, посредством комплексной реконструкции и (или) сноса существующей застройки, нового комплексного строительства на освобождаемых и свободных от застройки территориях, регенерации исторической среды, восстановления, воссоздания природных и создания новых озелененных территорий.
Таким образом, суд не усматривает противоречия постановления Правительства Москвы N 832-ПП от 08.06.2021 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" Генеральному плану города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", оно устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.
Исходя из буквального содержания, постановление Правительства Москвы N 832-ПП от 08.06.2021 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП", которым внесены изменения в правила землепользования и застройки города Москвы, к правовым актам об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия не относится и не устанавливает требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 Правительством Москвы принято постановление от 09.02.2021 г. N 115-ПП "Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Главный павильон Постоянной Всесоюзной Строительной Выставки, 1933-1934 гг, архитектор фио" и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон", которым установлены границы охранной зоны объекта культурного наследия, границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия и требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Главный павильон Постоянной Всесоюзной Строительной Выставки, 1933-1934 гг, архитектор фио".
Согласно пункту 3.5.1 Раздела 3.5 Главы 3 Части 2 Правил землепользования и застройки города Москвы требования градостроительного регламента в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства действуют лишь в той степени, в которой не противоречат ограничениям использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленным в границах территории достопримечательных мест, зонах с особыми условиями использования территории, границы которых и соответствующие ограничения для которых утверждены в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Москвы.
При этом согласно пункту 3.5.2 Раздела 3.5 Главы 3 Части 2 Правил землепользования и застройки города Москвы границы зон с особыми условиями использования территории могут не совпадать с границами территориальных зон и пересекать границы земельных участков.
Одновременно суд отмечает, что постановлением Правительства Москвы от 09.02.2021 N 115-ПП на рассматриваемой территории устанавливаются регламентные участки N 3, 5, 6, 12 и 13, при этом в отношении регламентных участков N 3, 6, 12 и 13 предусмотрены зоны возможного размещения объектов капитального строительства в границах регламентных участков.
Кроме того, постановлением Правительства Москвы от 30.04.2013 N 284-ПП "Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве" утверждено Положение об утверждении архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве.
В соответствии с пунктами 2, 4 Положения об утверждении архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве утверждение архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве осуществляется с учетом особенностей градостроительной деятельности в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и направлено на реализацию следующих целей и задач:
- формирование и преемственное развитие композиции, силуэта и архитектурно-художественного облика столицы, сохранение культурного наследия, создание гармоничной, благоустроенной и комфортной городской среды;
- оптимизация административных процедур в градостроительной деятельности, обеспечение системного подхода при рассмотрении и утверждении архитектурно-градостроительного решения объектов капитального строительства в соответствии с установленными критериями оценки и требованиями к материалам архитектурно-градостроительного решения;
- учет утвержденных архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в рамках градостроительной деятельности;
- повышение качества архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства.
Положение предусматривает утверждение архитектурно-градостроительных решений объектов в городе Москве при проведении следующих видов работ:
а) строительство (за исключением строительства объектов капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (в том числе склады), расположенных за пределами адрес, вне границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и земельных участков, непосредственно связанных с земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и не расположенных на магистральных улицах общегородского и районного значения);
б) реконструкция (за исключением реконструкции объектов капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (в том числе склады), расположенных за пределами адрес, вне границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и земельных участков, непосредственно связанных с земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и не расположенных на магистральных улицах общегородского и районного значения, а также работ по реконструкции, связанных с заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций объекта капитального строительства и не предусматривающих изменения внешнего облика объекта);
в) реконструкция и строительство (за исключением реконструкции и строительства объектов капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (в том числе склады), расположенных за пределами адрес, вне границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и земельных участков, непосредственно связанных с земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и не расположенных на магистральных улицах общегородского и районного значения).
В соответствии с пунктом 17 Положения об утверждении архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве в целях соблюдения требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия материалы архитектурно-градостроительного решения объектов, расположенных в границах территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и земельных участков, непосредственно связанных с земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, рассматриваются Департаментом культурного наследия города Москвы в рамках межведомственного согласования.
Отрицательное заключение Департамента культурного наследия города Москвы является основанием для отказа в утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта.
При этом постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 N 145-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы "Выдача разрешения на строительство" и "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" утвержден административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача разрешения на строительство", в соответствии с пунктом 2.11.4 которого для выдачи разрешения на строительство необходимо свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта (при наличии в градостроительном плане земельного участка записи о соответствии архитектурно-градостроительных характеристик и параметров объекта свидетельству об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Москвы не противоречит режимам зон охраны объектов культурного наследия.
Суд принимает во внимание, что ранее Московским городским судом было рассмотрено дело N 3а-0467/2022 по административному исковому заявлению Булатова Кирилла Александровича о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 09.02.2021 N 115-ПП "Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Главный павильон Постоянной Всесоюзной Строительной Выставки, 1933-1934 гг, архитектор фио" и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон", решение об отказе в удовлетворении требований вступило в законную силу.
Кроме того, в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, включающие в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Так, часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, в рамках которой осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды. При этом в отсутствие положительного заключения экспертизы не предусмотрена выдача разрешения на строительство.
Таким образом, принятие оспариваемого постановления Правительства Москвы о внесении изменений в документ градостроительного зонирования само по себе не свидетельствует о нарушении прав административных истцов на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят Правительством Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, не нарушает права административных истцов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении коллективного административного искового заявления Романовской А.В, фио, фио, Рассадиной Т.О, Пахомовой Т.А, фио, Щеликовой М.Н, фио, фио, Сериковой Т.Г, фио, фио, Грачевой Е.С, фио, фио, фио, Горбачевой Т.В, Лисанской К.В, Вайсман Ю.А, Бедняшина А.В, фио, о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 832-ПП от 08.06.2021 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 29 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.