Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-612/2023 по иску А.А.З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе А.А.З. на решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 24 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, объяснения представителя Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Шевниной О.В, действующей по доверенности от 17 января 2023 г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
А.А.З. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, просил признать должность помощника машиниста мотовоза 5-го разряда на МТП-644, МТП-646, входящей в перечень профессий по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно существляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Зкона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г..N 272 (далее - Список от 24 апреля 1992 г..N 272), непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте при выполнении маневровой и хозяйственной работы по станции СПб Главный; включить период работы с 5 сентября 1995 г..по 6 июля 1999 г..в должности помощника машиниста мотовоза 5-го разряда в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ); включить периоды работы в должности аккумуляторщика 4-го разряда (Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 (далее - Список N 2 от 1991 г..) в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ, а также работу в должности монтёра пути 4-го разряда на железнодорожном транспорте (Список от 24 апреля 1992 г..N 272)
в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ с последующим суммированием общего льготного стажа; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16 декабря 2021 г..по пунктам 2, 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ.
Решением Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 24 января 2023 г. в удовлетворении исковых требований А.А.З. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2023 г. решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 24 января 2023 г. в части отказа во включении периода работы с 5 сентября 1995 г. по 6 июля 1999 г. в должности помощника машиниста мотовоза 5-го разряда в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ отменено, в отменённой части принято новое решение, которым исковые требования А.А.З. удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе А.А.З. ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие А.А.З, заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 16 декабря 2021 г. А.А.З, 5 ноября 1963 года рождения, обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, оставленным без удовлетворения согласно решению от 22 марта 2022 г. N 1041675/21 в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
Страховой стаж А.А.З. определён равным 34 года 11 мес. 03 дня, стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по Списку N 2 от 1991 г. составляет 01 год 11 мес. 11 дней (с 1 ноября 2003 г. по 25 сентября 2005 г, с 6 марта 2006 г. по 21 марта 2006 г. в должности аккумуляторщика), что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение, согласно указанному пункту, поскольку отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 06 лет 03 мес.
Стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ составил 03 года 03 мес. 25 дней (с 27 июня 1985 г. по 21 октября 1988 г. в должности монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов) вместо требуемого не менее 12 лет 06 мес. При этом в специальный стаж не включен период работы с 5 сентября 1995 г. по 5 сентября 1999 г. в должности помощника машиниста мотовоза 5-го разряда в угольном цехе в "Вагонном участке Ленинград пассажирский - Московский Октябрьской железной дороги", так как документально и сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта не подтверждена работа в локомотивных бригадах, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Как следует из архивной справки филиала ОАО "РЖД" Октябрьская железная дорога Октябрьская дирекция по эксплуатации зданий и сооружений Санкт-Петербургская дистанция гражданских сооружений от 17 февраля 2022 г. в документах по личному составу фонда "вагонный участок Ленинград Пассажирский Московский Октябрьской железной дороги", имеются сведения о трудовом стаже А.А.З, в том числе за период с 5 сентября 1995 г. он принят помощником машиниста мотовоза (приказ от 5 сентября 1995 г. N 691); с 21 января 2002 г. переведён экипировщиком (приказ от 21 января 2012 г. N 2015). За указанный период, простоя, прогулов, периодов работы с сокращенным днём и прочих периодов, в течение которых работник непосредственно не исполнял трудовые обязанности за указанный период, не было. Аналогичные сведения содержатся в копиях личной карточки Т-2 и лицевых счетов.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила от 11 июля 2002 г. N 516), установив, что по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ стаж работы истца составил 1 год 11 месяцев 11 дней, по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ - 3 года 3 месяца 25 дней, исходил из невозможности снижения общеустановленного пенсионного возраста пропорционально имеющемуся стажу на соответствующих видах работ, поскольку предусмотренная пунктом 2 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 возможность суммирования периодов работ по Списку от 24 апреля 1992 г. N 272 с периодом работы с тяжелыми условиями труда не может быть применена к спорным правоотношениям ввиду отсутствия требуемой для назначения досрочной пенсии продолжительности стажа (для мужчин не менее 12 лет 6 месяцев).
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в указанной части, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда указала, что суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), не применяется в силу прямого указания закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права.
Судами правильно указано, что Правилами от 11 июля 2002 г. N 516 установлено, что к работе по подпункту 2 пункта 2 данных Правил (работа с тяжелыми условиями труда) производится суммирование периодов работ по подпункту 5 пункта 2 данных Правил (работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев и достижение возраста 55 лет.
Указанные выводы судов согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 июля 2020 г. N 1838-О, согласно которой федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с тяжелыми условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правил исчисления периодов работы (деятельности), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия постановлением от 11 июля 2002 г. N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых пунктом 2 предусмотрена возможность суммирования определенных периодов работ, в том числе с тяжелыми условиями труда, а в пункте 3 данных Правил определен порядок и условия их суммирования.
В основу суммирования положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и стажу на соответствующих видах работ и присоединения большей льготы к меньшей льготе. В частности, абзац третий пункта 3 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 допускает сумирование ериодов работы с тяжелыми условиями труда с периодами работ в качестве рабочих локомотивных бригад, если в результате такого прибавления стаж составит не менее 12 лет и 6 месяцев для мужчин.
Однако указанных обстоятельств судом не установлено.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объёме, поскольку при суммировании периодов работы помощником машиниста, машинистом мотовоза, аккумуляторщиком стаж работы будет составлять 9 лет 6 месяцев 16 дней, основаны на неверном толковании норм материального права.
Специальный стаж работы истца в тяжелых условиях труда составил 2 года 4 месяца 21 день, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, так как требуемый стаж на соответствующих видах работ должен составлять не менее 6 лет 3 месяцев, при этом специальный стаж работы истца в должностях рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей, непосредственно осуществляющих организацию перевозок, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене составил 3 года 3 месяца 25 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, так как отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 24 января 2023 г. в части, не отменённой апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2023 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу А.А.З. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.