Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-865/2023 по иску Р.О.В. к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области о признании распоряжения о привлечении к материальной ответственности незаконным, заключения о результатах служебной проверки недействительными по кассационной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области на решение Котласского городского суда Архангельской области от 8 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Р.О.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области, просил признать распоряжение о привлечении к материальной ответственности от 10 января 2023 г. N 1р незаконным, заключение о результатах служебной проверки от 28 декабря 2022 г. недействительным.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 8 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 сентября 2023 г, исковые требования Р.О.В. удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие лиц, участвующих в деле. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Р.О.В. с 4 февраля 2020 г. проходит службу в должности начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области.
28 октября 2022 г. составлен и подписан акт документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области, проведённой контрольно-ревизионным отделом УФСИН России по Архангельской области за период с 1 ноября 2021 г. по 30 сентября 2022 г. В ходе проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности выявлена недостача свинопоголовья в количестве 1 306, 615 кг на сумму 261 323 руб.
По данному факту приказом от 27 октября 2022 г. N 446 назначена служебная проверка. Указанным приказом создана комиссия для проведения служебной проверки по факту выявления недостачи по сельскохозяйственному участку на сумму 261 323 руб. С приказом истец не ознакомлен.
13 декабря 2022 г. истцом даны объяснения по результатам инвентаризации сельскохозяйственного участка и выявления недостачи в натуральном выражении массы свинопоголовья. 28 декабря 2022 г, временно исполняющим обязанности начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области утверждено заключение о результатах служебной проверки, которым выявлена ненадлежащая организация деятельности службы коммунально-бытового обеспечения, выразившаяся в отсутствии должностных инструкций, надлежащего распределения обязанностей между сотрудниками и работниками службы коммунально-бытового обеспечения, отсутствии закрепления сотрудников и работников колонии за объектами службы тыла.
В заключении указано, что согласно акту документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 28 октября 2022 г. за период с 1 ноября 2021 г. по 30 сентября 2022 г. на подсобном хозяйстве ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области по данным бухгалтерского учёта по состоянию на 19 октября 2022 г. в соответствии с инвентаризационной описью (сличительная ведомость) N 00000327 (состояние) свинопоголовье составляет 137 голов общим весом 15 342, 615 кг на сумму 1 947 248 руб. 35 коп, комбикорм полнорационный 2 125, 480 кг на сумму 30 838 руб. 78 коп. По проведённому анализу предоставленных отчётов по форме СП-51 по подсобному хозяйству ФКУ ИК-4 УФСИН по Архангельской области за период с 1 ноября 2021 г. по 30 сентября 2022 г. установлена динамика увеличения живого веса свиней при снижении количества общего поголовья. В ходе проверки обстоятельств, указанных в своем объяснении Р.О.В, которые могли послужить образованию выявленной недостачи живого веса свинопоголовья, установлено, что согласно инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов от 19 октября 2022 г. N 0000327 16 октября 2022 г. в результате проведения инвентаризации на подсобном хозяйстве установлено, что фактический живой вес свиней составляет 14 036, 00 кг (137 голов). Выявлена недостача живого веса в количестве 1 306, 615 кг на сумму 261 323 руб. Инвентаризация проводилась путём взвешивания. Фактов недостачи голов скота не выявлено.
Согласно выводам служебной проверки в период с 1 ноября 2021 г. по 30 сентября 2022 г. службой тыла постоянно предоставлялись недостоверные данные в отчёты по форме СП-51. Контроль за оформлением и ведением первичной документации на подсобном хозяйстве и за работой сельскохозяйственного участка со стороны начальника ОКБиХО ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области капитана внутренней службы Р.О.В. не осуществлялся. В результате в отчётные статистические документы, предоставляемые в бухгалтерию внесены заведомо недостоверные данные, которые повлекли за собой расхождение данных бухгалтерского учёта по живому весу свиней его фактическому наличию на подсобном хозяйстве в виде недостачи живого веса свиней откормочной группы в размере 1 306, 615 кг на сумму 261 323 руб. Данные действия повлекли причинение материального ущерба учреждению. В результатах служебной проверки отмечено, что согласно должностным инструкциям сотрудников и работников службы тылового обеспечения непосредственные обязанности по организации и обеспечению деятельности участка подсобного хозяйства никому не вменены. Данный факт свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности службы коммунально-бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области.
По результатам служебной проверки комиссия пришла к выводу, что за ненадлежащее исполнение требований пунктов 50, 59 раздела III должностной инструкции, выразившееся в предоставлении недостоверных данных отчёта по форме СП-51 в бухгалтерию учреждения, которые повлекли за собой расхождение данных бухгалтерского учета по живому весу свиней его фактическому наличию на подсобном хозяйстве в виде недостачи живого веса свиней откормочной группы в размере 1 306, 615 кг на сумму 261 323 руб. начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения Р.О.В. надлежит привлечь к материальной ответственности в соответствии со статьёй 238 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) в размере среднемесячного заработка 99 576 руб. 29 коп.
Распоряжением от 10 января 2023 г. N 1р истец привлечён к материальной ответственности по результатам служебной проверки, с него взыскан материальный ущерб в размере 99 576 руб. 29 коп.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Р.О.В, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 133, 232, 238, 241, 247, 248 Трудового кодекса, статьёй 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", частями 1, 2 статьи 3, статьёй 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ), пунктами 50, 59 должностной инструкции начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области, установив, что в бухгалтерию предоставлялись недостоверные данные и отчеты, повлекшие расхождение в документах по живому весу свиней его фактическому наличию, принимая во внимание, что соответствующие отчёты ежемесячно оформлялись управляющим учебно-производственного сельскохозяйственного участка, учитывая нарушение инструкции, регламентирующей порядок взвешивания свиней, отсутствие в актах комиссии весового оборудования, с помощью которого произведено взвешивание животных, исходил из нарушения ответчиком процедуры и порядка проведения служебной проверки, пришёл к выводу о недоказанности факта недостачи живой массы свинопоголовья по вине работника, послужившего основанием для привлечения к материальной ответственности.
Принимая во внимание определение размера ущерба актом документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным 28 октября 2022 г, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение о привлечении к материальной ответственности от 10 января 2023 г. вынесено с пропуском месячного срока привлечения истца к материальной ответственности, предусмотренного статьёй 248 Трудового кодекса.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда, которая указала на отсутствие доказательств, бесспорно свидетельствующих о виновных действиях истца в причинении ущерба ответчику.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Статьёй 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ установлен порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий, из положений части 8 которой следует, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьёй 54 этого закона может быть проведена служебная проверка.
Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьёй 14 Федерального закона (часть 1 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе (часть 3 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Судами первой и апелляционной инстанций нормативные положения, регулирующие основания и порядок проведения служебной проверки в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, применены правильно.
На основании части 5 статьи 15 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ за ущерб, причинённый учреждению и (или) органу уголовно-исполнительной системы, сотрудник несёт материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации. Специальными законами материальная ответственность должностных лиц УФСИН России не регулируется, поэтому при рассмотрении данного дела применению подлежат нормы Трудового кодекса.
Статьёй 241 Трудового кодекса определено, что за причинённый ущерб работник несёт материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Кодексом или иными федеральными законами.
Материальная ответственность в полном размере причинённого ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами (часть вторая статьи 242 Трудового кодекса).
В силу части первой статьи 247 Трудового кодекса до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причинённого ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причинённый работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба у работодателя, противоправность поведения (действий или бездействия) работника, причинная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба.
При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.
Судами нижестоящих инстанций обоснованно отмечено, что необходимым условием для взыскания с работника материального ущерба в силу вышеприведенных норм материального права является установление наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба работодателю, вместе с тем, таких обстоятельств не установлено.
Довод кассационной жалобы о необходимости исчисления срока привлечения к материальной ответственности с даты утверждения заключения о результатах служебной проверки 28 декабря 2022 г. является несостоятельным, поскольку размер материального ущерба определён актом документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 28 октября 2022 г, именно с указанной даты работодателю стало известно о причинении ущерба.
Доводы кассационной жалобы о доказанности вины истца, предоставлявшего недостоверные отчёты, не осуществлявшего контроль за оформлением и ведением первичной документации, вносившего недостоверные данные по живому весу свиней, со ссылкой на акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 28 октября 2022 г. выражают несогласие с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 8 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.