Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Максутовой С.Ж, судей Муромцевой Л.К, Масленникова С.А, при секретаре Горячевой Е.С, с участием прокурора Герасимова Д.В, осужденного Ашурова Б.Б, адвоката Бондаренко Е.А. в защиту интересов осужденного, рассмотрела уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Татарстан Ибрагимова И.Г, кассационной жалобе осуждённого Ашурова Б.Б. на приговор Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Максутовой С.Ж, выступление прокурора Герасимова Е.А, поддержавшего доводы представления, осужденного Ашурова Б.Б, адвоката Бондаренко Е.А, поддержавших доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2023 года
Ашуров Б.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин Российской Федерации, не судимый
осужден по ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ, к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде заключения под стражей оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Срок отбытия наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в соответствии с требованиями п. "а" ч. 3.1 ст.72 УК РФ время содержание под стражей с 20 октября 2022 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором разрешена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2023 года приговор Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2023 года в отношении Ашурова Б.Б. оставлен без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Ашуров Б.Б. признан виновным и осужден за покушение на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Преступление совершено 18 октября 2022 года в п. Степной Зай Лениногорского района Республики Татарстан, в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Татарстан Ибрагимов И.Г. выражает несогласие с судебными решениями, полагает, что приговор и апелляционное определение подлежит изменению в связи с существенными нарушениями уголовного и уголовно- процессуального законодательства; ссылаясь на разъяснения, содержащееся в пп. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 года N1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" считает, что доказательств, бесспорно подтверждающих наличие у осужденного прямого умысла на лишение жизни потерпевшего Ашурова Р.Б. предварительным следствием не добыто, судом не исследовано и в приговоре не приведено; полагает, что выводы суда о том, что умысел Ашурова Б.Б. был направлен на причинение смерти Ашурову Р.Б. и не доведен им до конца по независящим от виновного обстоятельствам ввиду своевременного оказания потерпевшему квалифицированной медицинской помощи, нельзя признать состоятельными; полагает, что Ашуров Б.Б. должен нести уголовную ответственность только за те последствия его противоправных действий, которые реально наступили; в связи с чем просит судебные решения изменить действия Ашурова Б.Б. переквалифицировать с ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ на п. "з" ч.2 ст.111 УК со снижением наказания в виде лишения свободы.
В кассационной жалобе осужденный Ашуров Б.Б. выражает несогласие с судебными решениями, считает их незаконными, необоснованными и не справедливыми в части назначенного сурового наказания, полагает, что он добровольно отказался от совершения преступления, что существенно снижает степень общественной опасности и дает право на изменение категории тяжести преступления; указывает, что судом не принято во внимание в качестве смягчающих наказание обстоятельств своевременное оказание медицинской помощи потерпевшему и аморальное поведение потерпевшего явившегося поводом к совершению преступления, не учтён его возраст и поведение после совершения преступления, просит судебные решения изменить, применить положения ч.6 ст. 15 УК РФ и снизить назначенное судом наказание.
Изучив материалы уголовного дела, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы кассационных представления, жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 297 УПК РФ, приговор и определение суда должны быть законными, обоснованными и справедливыми, то есть постановленными в соответствии с УПК РФ и основанными на правильном применении уголовного закона. Этим критериям итоговые решения отвечают не в полной мере.
В соответствии с ч. 4 ст. 302 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию, в том числе виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы. Данные требования закона при квалификации действий Ашурова не соблюдены.
Судом установлено и следует из материалов уголовного дела, что 18 октября 2022 года во дворе дома N27 по улице Степнозайская поселка Степной Зай Лениногорского района Республики Татарстан у Ашурова Б.Б. в ходе ссоры со своим сыном Ашуровым Р.Б, возник преступный умысел, направленный на совершение убийства последнего. С целью реализации своего преступного умысла, Ашуров Б.Б, действуя умышленно, на почве личных неприязненных отношений к Ашурову Р.Б, вооружившись ножом, используя его в качестве оружия, нанес им потерпевшему два удара в область грудной клетки справа, причинив телесные повреждения в виде ран на переднебоковой поверхности грудной клетки справа, в проекции 3-го межреберья по переднеподмышечной линии, проникающие в грудную полость, без повреждения органов грудной полости, осложнившиеся правосторонним пневмотораксом, причинившие тяжкий вред здоровью. Однако свой преступный умысел Ашуров Б.Б. не смог довести до конца по независящим от него обстоятельствам, поскольку потерпевшему была оказана своевременная медицинская помощь.
Действия Ашурова судом квалифицированы по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ, как покушение на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Вывод о направленности умысла осужденного на совершение убийства потерпевшего суд мотивировал характером и локализацией телесных повреждений, орудием преступления, количеством ударов и пришел к выводу, что смерть Ашурова Р.Б. не наступила по независящим от Ашурова Б.Б. обстоятельствам, поскольку потерпевшему своевременно была оказана медицинская помощь.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, приведенных в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 года N1 "О судебной практике по делам об убийстве", покушение на убийство возможно лишь с прямым умыслом, то есть когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления, но смертельный исход не наступил по не зависящим от него обстоятельствам.
С учетом изложенного выводы судов о наличии в действиях осужденного прямого умысла на причинение смерти потерпевшему несостоятельны.
Так, обстоятельства, предшествующие преступлению, а именно отсутствие длительных неприязненных отношений друг к другу, родственные взаимоотношения между осужденным и потерпевшим, характер и локализация телесных повреждений, сила с которой они причинены, а также избранный осужденным способ причинения телесных повреждения, не свидетельствуют о том, что осужденный Ашуров Б.Б. предвидел неизбежность наступления смерти потерпевшего либо возможность ее наступления и желал этого.
Согласно заключению эксперта N 386 от 21 ноября 2022 года, у Ашурова Р.Б. обнаружены две раны на переднебоковой поверхности грудной клетки справа, проникающие в грудную полость, без повреждений органов в ней расположенных. С учетом размеров ножа, который использовал осужденный, причиненные телесные повреждения свидетельствуют о нанесении ударов не в полную силу.
Как следует из показаний осужденного и потерпевшего, последний после причиненных телесных повреждений держался за бок, находился в сознании, не падал, был доступен к контакту с окружающими.
При таких обстоятельствах у осужденного Ашурова Б.Б. не имелось объективных оснований полагать, что от содеянного им неизбежно наступит смерть потерпевшего, при этом осужденный в момент совершения противоправных действий был вооружен ножом, как следует из его показаний умел с ним обращаться, поскольку забивал скот, и со всей очевидностью имел фактическую возможность причинить потерпевшему смерть.
Показания осужденного об отсутствии желания причинить смерть подтверждаются показаниями потерпевшего и очевидцев произошедшего указавших, что осужденный был удовлетворен достигнутым преступным результатом в виде двух ножевых ранений, после чего прекратил свои противоправные действия, бросил нож на землю и указал свидетелю Ашурову Р.Б, чтобы он увез потерпевшего в больницу.
Таким образом, осужденный Ашуров Б.Б, причинив потерпевшему описанные в приговоре телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, выполнил в полном объеме объективную сторону преступления, предусмотренного п. "з" ч. 2 ст. 111 УК РФ, после чего прекратил свои преступные действия.
По изложенным мотивам, вопреки доводам кассационной жалобы, в действиях осужденного отсутствует добровольный отказ от совершения преступления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения приговора в части квалификации действий осужденного.
В связи с вносимыми в приговор изменениями, связанными с переквалификацией действий Ашурова Б.Б, при назначении наказания судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности осужденного, другие обстоятельства, в том числе смягчающие, которые были правильно установлены судом первой инстанции и приведены в приговоре при назначении наказания.
Смягчающими наказание Ашурова Б.Б. обстоятельствами по делу установлены активное способствование расследованию преступления, выразившееся в участии в проверке показаний на месте, наличие на иждивении малолетнего ребенка, частичное признание вины, раскаяние в содеянном, состояние здоровья Ашурова Б.Б, а также состояние здоровья его несовершеннолетнего ребенка, имеющего инвалидность.
Оснований для признания смягчающими обстоятельствами каких-либо иных обстоятельств, которые не были учтены в качестве таковых судом, в том числе оказание медицинской и иной помощи потерпевшему после совершения преступления, не имеется. Обстоятельств, свидетельствующих об аморальности или противоправности действий потерпевшего, не имеется, поскольку напротив, началом конфликта послужили действия осужденного по отношению к его супруге и матери потерпевшего.
Обстоятельств, отягчающих наказание судом не установлено. Наказание назначено с учетом положений ч.1 ст. 62 УК РФ. Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, существенно уменьшающих степень общественной опасности содеянного, которые с применением ст. 64 УК РФ дают право на назначение осужденному более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, а также оснований для применения положений ст. 73 УК РФ cудом первой инстанции обоснованно не установлено. Оснований для изменения категории преступления в порядке ст. 15 УК РФ, вопреки доводам жалобы, не имеется.
Вывод суда о возможности исправления осужденного только в условиях реального отбывания наказания в виде лишения свободы должным образом мотивирован.
Определяя размер наказания, судебная коллегия учитывает, что на день принятия решения Ашуровым Б.Б. отбыто 6 месяцев 2 дня в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание лишения свободы Ашурову Б.Б, как лицу, совершившему тяжкое преступление, ранее не отбывавшему лишение свободы, надлежит назначить в исправительной колонии общего режима.
В связи с тем, что Ашуров Б.Б. в результате неправильного осуждения за более тяжкое преступление отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима, срок отбытого им наказания подлежит зачету в срок лишения свободы в исправительной колонии общего режима в соответствии с правилами ст. 72 УК РФ.
Такая правовая позиция сформулирована в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2023 года N 8-п "По делу о проверке конституционности части третьей.1 статьи 72 Уголовного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.А.Алексеева", согласно которой федеральному законодателю надлежит установить правовое регулирование правил зачета времени лишения свободы, отбытого лицом в ошибочно назначенном ему исправительном учреждении более строгого вида, в срок лишения свободы, подлежащего отбытию на основании судебного решения, постановленного в результате пересмотра (отмены или изменения) первоначального приговора (иного судебного акта).
Впредь до внесения федеральным законодателем в правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, засчитывать срок лишения свободы, отбытого лицом в ошибочно назначенном ему исправительном учреждении более строгого вида, в срок лишения свободы, подлежащего отбытию на основании судебного решения, постановленного в результате пересмотра (отмены или изменения) первоначального приговора (иного судебного акта), надлежит посредством использования коэффициентов, установленных в настоящее время для зачета в срок лишения свободы времени содержания под стражей.
Исходя из смысла постановления, на какие-либо исключения из этого правила в случае изменения более строгого вида исправительного учреждения на более мягкий Конституционным Судом не указано, а потому судебная коллегия находит подлежащими применению по настоящему делу правила зачета наказания, отбытого Ашуровым Б.Б. в исправительной колонии строгого режима, в срок наказания, назначенного ему в исправительной колонии общего режима.
С учетом указанной правовой позиции наказание, отбытое Ашуровым Б.Б. в исправительной колонии строгого режима с 16 июня 2023 года на день принятия судебной коллегией решения 19 декабря 2023 года подлежит зачету в срок лишения свободы в исправительной колонии общего режима в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ из расчета один день отбывания лишения свободы в исправительной колонии строгого режима за полтора дня лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Время содержания Ашурова Б.Б. под стражей с 20 октября 2022 года до 16 июня 2023 года в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст.72 УК РФ подлежит зачету в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня.
Время отбывания наказания Ашуровым Б.Б. в исправительной колонии строгого режима после принятия настоящего решения и до перевода его в исправительную колонию общего режима также подлежит зачету из расчета один день отбывания лишения свободы в исправительной колонии строгого режима за полтора дня лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
В остальной части оснований для отмены или изменения состоявшихся в отношении Ашурова Б.Б. судебных решений судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13, ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2023 года в отношении Ашурова Б.Б. изменить:
действия Ашурова Б.Б. переквалифицировать с ч. 3 ст. 30, ч.1 ст.105 УК РФ на п. "з" ч.2 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком 4 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Зачесть в срок лишения свободы время содержания под стражей с 20 октября 2022 года до 16 июня 2023 года из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Зачесть в срок лишения свободы в исправительной колонии общего режима, наказание, отбытое Ашуровым Б.Б. в исправительной колонии строгого режима с 16 июня 2023 года до 19 декабря 2023 года, из расчета один день отбывания лишения свободы в исправительной колонии строгого режима за полтора дня лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
В остальной части приговор и апелляционное определение оставить без изменения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.