Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бородиной С.А, судей: Строганова С.В, Желонкиной Г.А, при секретаре Харламовой М.А, с участием:
прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры РФ Абрамовой И.В, защитника осужденной - адвоката Попова А.С, представившего удостоверение N выданное ДД.ММ.ГГГГ и ордер N от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению и.о. прокурора Белгородской области Заратовского О.С. на приговор Алексеевского районного суда Белгородской области от 12 апреля 2023 г. и апелляционное определение Белгородского областного суда от 26 июня 2023 г. в отношении Косариной М.С..
По приговору Алексеевского районного суда Белгородской области от 12 апреля 2023 г.
Косарина М.С, несудимая, осуждена по ч. 2 ст. 228 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к исправительным работам на срок 2 года с удержанием 10 % заработной платы в доход государства.
В порядке ч. 1 ст. 721 УК РФ на Косарину М.С. возложена обязанность пройти курс лечения от наркомании и медицинскую реабилитацию в ОГБУЗ "Алексеевская ЦРБ".
По вступлении приговора в законную силу постановлено уничтожить вещественные доказательства: 20 - свертков с наркотическим средством, содержащим ацетилкодеин, 3- оноацетилморфин, 6-моноацетилморфин, героин (диацетилморфин), находящиеся на хранении в комнате вещественных доказательств ОМВД.
Разрешены вопросы о мере пресечения, процессуальных издержках.
Апелляционным определением Белгородского областного суда от 26 июня 2023 г. приговор в отношении Косариной М.С. оставлен без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Строганова С.В, изложившего содержание приговора, апелляционного определения, доводы кассационного представления, выслушав прокурора Абрамову И.В, поддержавшей доводы кассационного представления, просившей судебные решения отменить, уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение, мнение защитника осужденной - адвоката Попова А.С, просившего кассационное представление оставить без удовлетворения, судебные решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по приговору суда Косарина М.С. признана виновной в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотического средства - "героин" массой 36, 5 г, в крупном размере.
Преступление совершено 2 ноября 2022 г. в г. Алексеевка Белгородской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении и.о. прокурора Белгородской области Заратовский О.С. указывает на незаконность судебных решений, вынесенных с существенными нарушениями норм уголовного закона, что повлияло на исход дела, на правильную квалификацию действий осужденной.
Ссылаясь на положения ст. ст. 297, 303 УПК РФ выражает несогласие с переквалификацией судом действий Косариной М.С. с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ. Полагает, что выводы суда в этой части противоречат фактическим обстоятельства дела, установленным в судебном заседании. Утверждает, что показания свидетеля ААГ, который осенью 2022 г. неоднократно, не менее 5-7 раз, возил осужденную в Воронежскую область, где ею и была обнаружена оптовая "закладка" с наркотическим средством, за что ему Косарина М.С. платила 3 000 рублей за каждую поездку, сведения о поступлении на банковскую карту осужденной денежных средств в размерах сопоставимых с оплатой такси до мест расположения тайников "закладок" с наркотическими средствами и стоимости приобретенной осужденной оптовой партии наркотических средств, протокол личного досмотра осужденной, в ходе которого она отрицала наличие у нее наркотических средств, вид и вес изъятого у осужденной наркотического средства, фасовка данного наркотического средства в отдельные пакеты (20 штук) и другие доказательства свидетельствуют о том, что изъятое у Косариной М.С. при ее задержании 2 ноября 2022 г. наркотическое средство "героин" массой 36, 5 гр. предназначалось для дальнейшего сбыта наркотических средств, а выводы суда о том, что данное наркотическое средство было приобретено осужденной для личного употребления, несостоятельны и опровергаются материалами уголовного дела.
Просит отменить судебные решения, передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив доводы кассационного представления, изучив материалы уголовного дела, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационной жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных решений, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.
В силу положений ст. 401.6 УПК РФ пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения оправданного, осужденного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления его в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
По данному уголовному делу допущены такие нарушения закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи, должны быть законными, обоснованными и мотивированными
Суд кассационной инстанции полагает, что данные требования закона по настоящему уголовному делу судом апелляционной инстанции должным образом не выполнены.
Апелляционное постановление должно соответствовать требованиям, предусмотренным чч. 3 и 4 ст. 389.28 УПК РФ. При этом в описательно-мотивировочной его части указываются основания, по которым приговор или иное обжалуемое судебное решение признается законным, а жалоба или представление - не подлежащими удовлетворению, либо основания полной или частичной отмены или изменения такого решения, мотивы принятого решения.
Вместе с тем, состоявшееся по делу апелляционное определение Белгородского областного суда от 26 июня 2023 г. указанным требованиям не соответствует, в связи с чем, законным быть признано не может.
Как следует из материалов уголовного дела, органом предварительного следствия Косарина М.С. обвинялась в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, а именно в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Согласно обвинительного заключения указанное преступление совершено Косариной М.С. при следующих обстоятельствах.
2 ноября 2022 г, посредством мобильного приложения сети "Интернет" - "Whatsapp" Косарина М.С. вступила в преступный сговор с неустановленным лицом с целью незаконного сбыта Косариной М.С. за денежное вознаграждение, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", наркотических средств бесконтактным способом посредством оборудования отдельных тайников "закладок" с наркотическими средствами на территории Алексеевского городского округа Белгородской области. Реализуя свой преступный умысел на незаконный сбыт наркотических средств 2 ноября 2022 г. Косарина М.С. через тайник - "закладку" вблизи с. Средний Икорец Лискинского района Воронежской области у неустановленного следствием лица незаконно приобрела находившееся в тайнике "закладке" оптовую партию наркотического средства, содержащего ацетилкодеин, 3-моноацетилморфин, 6-моноацетилморфин, героин (диацетилморфин) общей массой 36, 52 г, расфасованное в 20 отдельных свертков, которое Косарина М.С. с названой целью хранила при себе до момента ее задержания 2 ноября 2022 г. в г. Алексеевка Белгородской области.
По приговору суда Косарина М.С. осуждена за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, то есть за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства, в крупном размере.
Так, судом установлены и приведены в описательно-мотивировочной части следующие обстоятельства совершения Косариной М.С. инкриминируемого ей преступления.
С целью незаконного приобретения и хранения без цели сбыта наркотических средств, через мобильное приложение "Ватсап", Косарина М.С. не позднее 2 ноября 2022 г. договорилась с неустановленным в ходе следствия лицом о приобретении у него наркотического средства - ацетилкодеин, 3-моноацетилморфин, 6-моноацетилморфин, героин (диацетилморфин). Прибыв 2 ноября 2022 г. к с. Средний Икорец Лискинского района Воронежской области Косарина М.С. обнаружила и забрала их тайника "закладки" сверток с наркотическим средством общей массой 36, 52 г, содержащим ацетилкодеин, 3-моноацетилморфин, 6-моноацетилморфин, героин (диацетилморфин), расфасованным в отдельные пакеты в массах: 1.73, 1.82, 1.77, 1.78, 1.83, 1.83, 1.92, 1.87, 1.90, 1.89, 1.85, 1.71, 1.79, 1.75, 1.82, 1.84, 1.88, 1.87, 1.82 и 1.85 г, которые она поместила для незаконного хранения в нижнее белье. 2 ноября 2022 г. в Алексеевка Белгородской области Косарина М.С. была задержана сотрудниками полиции, незаконно хранимое ею наркотическое средство было изъято.
По смыслу закона субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины и направленностью умысла виновного на распространение наркотических средств.
Мотивируя свое решение о переквалификации действий Косариной М.С. суд указал, что умысел осужденной на сбыт обнаруженного у нее наркотического средства не установлен, а вес изъятого у осужденной наркотического средства не может свидетельствовать о наличии у Косариной М.С. умысла именно на сбыт данного наркотического средства, иных доказательств подтверждающих выводы органа предварительного следствия об умысле осужденной на незаконный сбыт наркотических средств в уголовном деле нет.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что ни одно из представленных и исследованных в судебном заседании доказательств не свидетельствует об умысле Косариной М.С. на незаконный сбыт наркотических средств, что приобретенные и хранимые осужденной при себе наркотические средства, обнаруженные у Косариной М.С. 2 ноября 2022 г. при ее задержании и личном досмотре, были приобретены ею и хранились для личного потребления, отклонив доводы апелляционного представления о необоснованной переквалификации действий осужденной с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ.
Между тем, судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка доводам апелляционного представления о том, что изъятый у осужденной вес наркотического средства, содержащего ацетилкодеин, 3-моноацетилморфин, 6-моноацетилморфин, героин (диацетилморфин) составляет 36, 52 гр, что является крупным размером. Судом апелляционной инстанции не дана оценка результатам осмотра изъятого у осужденной наркотического средства общей массой 36, 52 грамма, которое было расфасовано в отдельные грипп-пакеты количеством 20 шт.; показаниям свидетеля ААГ о неоднократных, еженедельных поездках Косариной М.С. на его автомашине, за денежное вознаграждение в размере 3 000 рублей, к лесополосам, расположенным в Лискинском районе Воронежской области, где Косарина М.С. каждый раз пользуясь навигатором уходила в лесополосы на некоторое время и где в одной из лесополос 2 ноября 2022 г. Косарина М.С, получив соответствующую информацию от неустановленного лица, забрала оптовую партию наркотического средства; сведениям о банковских переводах денежных средств в суммах по 3000 рублей на одну из принадлежащих Косариной М.С. банковских карт, что соответствует размеру платы свидетелю ААГ за поездку с ним к местам расположения тайников -"закладок" с наркотическими средствами.
При этом суд апелляционной инстанции принял, как достоверные, без какой-либо оценки в совокупности с другими доказательствами показания осужденной о том, что оптовая партия наркотических средств осужденной приобретена только для личного употребления сразу на весь месяц.
При переквалификации действий Косариной М.С. судами первой и апелляционной инстанций оставлены без внимания разъяснения, содержащиеся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", согласно которым под незаконным сбытом наркотических средств, следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу (далее - приобретателю). При этом сама передача лицом реализуемых средств, веществ, растений приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно, путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте, введения инъекции. Об умысле на сбыт указанных средств, веществ, растений могут свидетельствовать при наличии к тому оснований их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы кассационного представления являются обоснованными, судом апелляционной инстанции допущены повлиявшие на исход дела существенные нарушения уголовного закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, и, учитывая, что срок пересмотра в кассационном порядке судебных решений по основаниям, предусмотренным ст. 401.6 УПК РФ не истек, судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения с передачей уголовного дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении суду необходимо учесть допущенные нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, дать надлежащую оценку доводам апелляционного представления и принять меры к постановлению законного, обоснованного и мотивированного судебного решения в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законов.
При решении вопроса о мере пресечения в отношении Косариной М.С, принимая во внимание обстоятельства дела, имеющиеся в материалах дела данные о ее личности, с учетом требований ст. 97, 98, 99, ч. ч. 1, 3 ст. 255 УПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для избрания в отношении Косариной М.С. меры пресечения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.6 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационное представление и.о. прокурора Белгородской области Заратовского О.С. удовлетворить частично.
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 26 июня 2023 г. в отношении Косариной М.С. отменить, уголовное дело передать на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд иным составом.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.