Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Дагуф С.Е, Самойловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к ФИО3, ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе ФИО2 на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
индивидуальный предприниматель ФИО10 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО3, ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование исковых требований указано на то, что по итогам проведенной инвентаризации документации ФИО10 выявлены нарушения в ведении текущей деятельности и бухгалтерском учете, а именно: были осуществлены перечисления денежных средств с расчетного счета индивидуального предпринимателя ФИО10 на имя ФИО2 в общем размере 110 600 рублей, а также на имя ФИО3 в общем размере 247 800 рублей. В качестве основания для перечисления денежных средств в платежных поручениях указан договор N от ДД.ММ.ГГГГ, с идентичными реквизитами для обоих получателей. Однако, документы-основания для осуществления указанных сделок по перечислению денежных средств не выявлены, каких-либо обязательств между сторонами не имелось.
На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ФИО2 в свою пользу денежные средства в размере 110 600 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами - 11 406 рублей 98 копеек, с ФИО3 - денежные средства в размере 247 800 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами - 19 641 рубль 38 копеек.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 октября 2023 года, исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворены частично.
Суд взыскал с ФИО2 в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 неосновательное обогащение в размере 110 600 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами - 499 рублей 97 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расходы по оплате государственной пошлины - 2 034 рубля 01 копейка.
Суд взыскал с ФИО3 в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 неосновательное обогащение в размере 247 800 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами - 611 рублей 01 копейка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расходы по оплате государственной пошлины - 4 460 рублей 27 копеек.
В кассационной жалобе ФИО2, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части взыскания с него суммы неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов по уплате госпошлины, просил направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебном заседании кассационной инстанции ФИО2 с представителем ФИО11 настаивали на удовлетворении кассационной жалобы, просили отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела имеются.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что в интересах законности кассационный суд вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.
Из приведенных правовых норм и разъяснений относительно их толкования следует, что в случае выявления допущенных судами существенных нарушений закона, не указанных в доводах кассационных жалобы или представления, суд кассационной инстанции в интересах законности вправе выйти за пределы доводов жалобы (представления) и обратить внимание на допущенные судами существенные нарушения закона, учесть их при принятии своего решения по результатам рассмотрения кассационной жалобы (представления).
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает необходимым в интересах законности выйти за пределы доводов кассационной жалобы и обратить внимание, в том числе на не указанные в ней существенные нарушения правовых норм, допущенные судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела, поскольку в противном случае правильное разрешение кассационной жалобы не представляется возможным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате инвентаризации и анализа документов ФИО1 выявлены нарушения в ведении текущей деятельности и бухгалтерском учете, в том числе, осуществлены перечисления денежных средств с расчетного счета индивидуального предпринимателя ФИО1 в АО "Альфа-Банк" N на имя ФИО2 денежные средства в общем размере 110 600 руб. (п/п N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 55 300 рублей, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 300 рублей, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 53 000 рублей).
Также с расчетного счета индивидуального предпринимателя ФИО1 в АО "Альфа-Банк" N на имя ФИО3 осуществлены перечисления денежных средств в общем размере 247 800 рублей (п/п N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 800 рублей, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 28 600 рублей, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 28 600 рублей, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 39 400 рублей, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 39 400 рублей, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 47 500 рублей, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 16 000 рублей, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 37 500 рублей).
Совершение указанных перечислений подтверждается также выписками с банковского счета индивидуального предпринимателя ФИО1
В качестве основания для перечисления денежных средств ФИО2 ФИО3 в платежных поручениях указан договор N от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом проверено наличие договоров N от ДД.ММ.ГГГГ, соблюдение получателями денежных средств сроков предоставления отчетов и возврата полученных денежных средств.
В обоснование исковых требований указано, что в результате инвентаризации документации индивидуальным предпринимателем ФИО1 не выявлены документы-основания для осуществления указанных перечислений ответчикам, а именно: договор, акт выполненных работ, что послужило основанием к обращению в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1102, 1103, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что истец на счет ответчиков платежными поручениями перечислил денежные средства с идентичным назначением платежа - договор N от ДД.ММ.ГГГГ, однако, доказательств обоснованности данного перечисления материалы дела не содержат.
Суд принял во внимание непредставление стороной ответчика доказательств в обоснование доводов о том, что спорные денежные средства произведены истцом в счет исполнения им обязательств, как по договору N от ДД.ММ.ГГГГ, так и по соглашению об оказании услуг по продвижению товаров заказчика от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая разночтения в датах в указанных платежных поручениях, а также отсутствие в заявленный период времени каких-либо трудовых, договорных отношений ответчиков с истцом или иных правовых оснований получения ими спорных сумм.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав, что доказательства того, что истец ошибочно произвел перечисления денежных средств в отсутствие каких-либо обязательств, либо, что волеизъявление истца было направлено на передачу ответчику денежных средств в дар или в целях благотворительности ответчиком не представлены.
С выводами суда первой и апелляционной инстанций судебная коллегия кассационного суда не может согласиться по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу п. 4 ст. 1109 указанного Кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из приведенных норм материального права следует, что приобретенное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, а не получившая встречного предоставления сторона вправе требовать возврата переданного контрагенту имущества.
В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца и отсутствие правовых оснований для такого обогащения, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения (сбережения) такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Денежные средства и иное имущество не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, если будет установлено, что воля передавшего их лица осуществлена в отсутствие обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2).
Таким образом, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, тем самым формируя по нему предмет и распределяя бремя доказывания.
Для правильного разрешения настоящего спора суду следовало установить, в счет исполнения каких обязательств или в отсутствие таковых истцом неоднократно на протяжении длительного периода осуществлялось перечисление ответчикам денежных средств в соответствующем размере, доказан ли истцом факт приобретения или сбережения денежных средств именно ответчиком, а также доказано ли ответчиком наличие законных оснований для приобретения этих денежных средств либо предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, в силу которых эта денежная сумма не подлежит возврату.
Судебные инстанции не дали надлежащей оценки доводам ответчиков и представленным документам о наличии договорных отношений между сторонами.
Обязанность возвратить неосновательное обогащение предусмотрена гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержащееся в данной главе правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, предусматривающее в рамках его ст. 1102 возложение на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретателя) за счет другого лица (потерпевшего), обязанности возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса, а также применение соответствующих правил независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли, по существу, представляет собой конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П).
Исходя из содержания гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, законодателем напрямую определены случаи, в которых подлежат применению нормы о неосновательном обогащении (ст. 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судом необходимые обстоятельства для применения норм о неосновательном обогащении определены не были.
Между тем, положения ст. 1102 предусматривают возможность взыскать неосновательное обогащение только в отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований при приобретении (сбережении) другим лицом имущества.
Судом не учтено, что в соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Поскольку истец полагал полученные ответчиками суммы неосновательным обогащением, полученным ими в отсутствие какого-либо обязательства, суду надлежало проверить, мог ли об этом не знать истец в момент перевода денежных средств с учетом заявленных им исковых требований.
Суды от установления и оценки всех обстоятельств дела уклонились, ограничившись установлением формальных условий применения нормы и не исследуя фактические обстоятельства дела по существу, чем существенно ущемили право на судебную защиту, гарантированное не только истцу, но и ответчикам, что, как отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 июля 2007 года N 10-П, недопустимо.
Допущенные судом нарушения являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 октября 2023 года и направить настоящее дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства по настоящему делу и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 октября 2023 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи С.Е. Дагуф
Е.В. Самойлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.