Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 12 апреля 2023 года, принятое по административному делу по исковому заявлению прокурора Ольского района Магаданской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Магаданскому областному государственному казенному учреждению "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего обжалуемый по делу судебный акт оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ольского района Магаданской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Магаданскому областному государственному казенному учреждению "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" (далее - МОГКУ "УДТК") о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить реконструкцию моста через реку Танон на км 14+503 автомобильной дороги "Колчаковский ключ - Клепка".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки установлено, что мост через реку Танон на км 14+503 автомобильной дороги межмуниципального значения Магаданской области "Колчаковский ключ - Клепка" имеет аварийное, неудовлетворительное состояние, не соответствует требованиям СП 35.13330.2011 "Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84". Автомобильная дорога межмуниципального значения "Колчаковский ключ - Клепка", включая мост через реку Танон, на основании распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 20 ноября 2020 года N 691/23 передана в оперативное управление МОГКУ "УДТК".
После разработки проектной документации на реконструкцию мостового перехода 10 августа 2022 года МОГКУ "УДТК" направило в министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области предложение о включении мероприятий по реконструкции моста через реку Танон, реализация которых планируется в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги", в перечень объектов 2023 года. Данный мост включен в соответствующий перечень со сроками выполнения работ в 2023-2024 годах.
Прокурор полагает, что запланированный срок осуществления реконструкции моста является длительным и может привести к дальнейшей его деформации и окончательному разрушению. Мост через реку Танон является единственным транспортным сообщением между селом Клепка и иными населенными пунктами, от надлежащего технического состояния моста зависит не только свободное передвижение граждан в личных целях, но и завоз топлива для нужд жителей села в осенне-зимний период.
Определением Магаданского городского суда Магаданской области от 3 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, привлечено министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 2 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований прокурора Ольского района отказано.
Принимая данное решение по правилам гражданского судопроизводства, суд первой инстанции исходил из того, что прокурором заявлено требование о реконструкции моста, предусматривающей выполнение комплекса работ, влекущих изменение класса и(или) категории автомобильной дороги, между тем прокурором не обоснована необходимость изменения класса и категории объекта. С учетом выявленных дефектов суд пришел к выводу, что восстановление технического состояния моста возможно посредством проведения его капитального ремонта. При этом, по мнению суда, МОГКУ "УДТК" является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии со статьей 14 и частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, включая их капитальный ремонт, реконструкцию, а также планирование указанной деятельности обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым казенное учреждение не относится.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 29 марта 2023 года суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 12 апреля 2023 года решение Магаданского городского суда Магаданской области от 2 декабря 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора удовлетворены, на Магаданское областное государственное казенное учреждение "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" возложена обязанность обеспечить организацию выполнения работ по ремонту мостового перехода через реку Танон на км 14+503 автомобильной дороги "Колчаковский ключ - Клепка" в части устранения следующих дефектов: выбоин в покрытии на мосту и подходах нему; разрушений покрытия проезжей части с обнажением арматурного каркаса; трещин в телах опор N 2, N 3; разрушения бетона опоры N 3; недостаточной толщины защитного слоя бетона балок пролетных строений; разрушения бетона с обнажением арматуры в приопорной зоне балки пролетного строения N 1; выщелачивания цементного камня с отложением солей на поверхности балок пролетных строений и опор; трещин вертикальных на всех балках пролетных строений; отсутствия ограждений безопасности на подходах к мосту в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
30 августа 2023 года Магаданским областным государственным казенным учреждением "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 14 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 12 апреля 2023 года и оставлении в силе решения Магаданского городского суда Магаданской области от 2 декабря 2022 года.
В обоснование кассационной жалобы представитель административного ответчика указывает, что необходимые меры, направленные на организацию реконструкции спорного объекта, принимаются, мост через реку Танон на км 14+503 автомобильной дороги "Колчаковский ключ - Клепка" включен в перечень объектов реконструкции в рамках государственной программы Магаданской области "Развитие транспортной системы в Магаданской области", утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 29 декабря 2021 года N 1075-пп, со сроками выполнения работ в 2025 - 2026 годах. В настоящее время мостовой переход является действующим, необходимости для принятия срочных мер для его ремонта не имеется, аварийное состояние моста соответствующими доказательствами не подтверждено.
Административные ответчики о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Суд апелляционной инстанции, установив, что распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 20 ноября 2020 года N 691/23 автомобильная дорога межмуниципального значения "Колчаковский ключ - Клепка" передана в оперативное управление МОГКУ "УДТК", представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что мост через реку Танон указанной автомобильной дороги имеет аварийное, неудовлетворительное состояние, в целях реконструкции мостового перехода разработана проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, объект включен в Программу дорожной деятельности Магаданской области на 2022 год и плановый период 2023-2026 годов со сроком выполнения работ в 2025-2026 годах, и с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", уставных целей деятельности МОГКУ "УДТК" пришел к выводу о незаконном бездействии МОГКУ "УДТК" по необеспечению надлежащего технического состояния вверенного имущества, поэтому для устранения выявленных нарушений возложил на учреждение обязанность обеспечить организацию выполнения работ по ремонту мостового перехода в целях устранения выявленных дефектов в течение одного года.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 названной статьи).
В соответствии с основными понятиями, содержащимися в статье 3 названного Федерального закона, к автомобильной дороге, как объекту транспортной инфраструктуры отнесены искусственные дорожные сооружения, в том числе мосты.
При рассмотрении дела установлено, что мост через реку Танон на км 14+503 автомобильной дороги "Колчаковский ключ - Клепка" имеет дефекты, при которых эксплуатация данного моста, несоответствующего по своим техническим характеристикам нормативным требованиям, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни и здоровью, имуществу граждан.
Возлагая на МОГКУ "УДТК" обязанность организовать работы по приведению автомобильного моста в состояние, соответствующее нормативам, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что данная обязанность вытекает из уставных целей данного казенного учреждения, которыми является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Магаданской области.
Доводы кассационной жалобы МОГКУ "УДТК" выводы суда апелляционной инстанции не опровергают.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется, прежде всего, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности). При этом законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Следовательно, ссылку административного ответчика на то, что в отношении спорного моста разработана проектная документация на его реконструкцию, реконструкция моста включена в состав государственной программы Магаданской области "Развитие транспортной системы в Магаданской области", утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 29 декабря 2021 года N 1075-пп, нельзя признать в качестве подтверждения принятия достаточных мер, необходимых для достижения законной цели обеспечения безопасности дорожного движения через мостовое сооружение, учитывая, что, несмотря на выявление аварийности моста в 2019 году, разработку проектной документации на реконструкцию мостового перехода в 2020 году, ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлены доказательства выделения бюджетного финансирования на проведение ремонтных работ в рамках утвержденной государственной программы, совершения действий, направленных на заключение государственного контракта на выполнение ремонтных работ, между тем автомобильные дороги и искусственные дорожные сооружения должны содержаться в надлежащем техническом состоянии и обеспечивать безопасность дорожного движения по ним.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.