Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецова Виктора Викторовича на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2023 года, принятые по административному делу N 2а-80/2023, по административному иску Кузнецова Виктора Викторовича к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ОМВД по Нанайскому району Хабаровского края, МВД России, УМВД России по Хабаровскому краю о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.В. обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации ОМВД по Нанайскому району Хабаровского края, в котором просил взыскать в его пользу с Министерства финансов РФ, ОВД п. Троицкое Нанайского района компенсацию морального вреда за пребывание в ИВС в течение 60 суток в ненадлежащих условиях содержания в размере 420 000 рублей, из расчета от 10 до 80 евро за 1 день пребывания в ИВС.
В обоснование требований истец указал, что в августе 2021 года ему изменена мера пресечения в виде заключения под стражу, он находился в ИВС-1 г. Хабаровска, в ИВС п. Троицкое, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В общей сложности, провел в ИВС 60 суток. За весь период его пребывания в изоляторе временного содержания "адрес" его ни разу не сводили в баню; в камере, где он содержался, было плохое освещение, отсутствовал водопровод с горячей водой, имелась только холодная вода, туалет не отвечал санитарным условиям. Камера, в которой он содержался, не превышала 2 кв.м. Из-за отсутствия нормального освещения его зрение стало падать, он стал недостаточно хорошо видеть. Положенная еженедельная помывка в бане и стирка личного и постельного белья отсутствовала. В ИВС он содержался каждый раз по 10 дней и за это время его ни разу не сводили в баню помыться и постирать, в связи с чем, у него появился педикулез.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УМВД России по Хабаровскому краю, МВД России.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 19 января 2023 года административные исковые требования Кузнецова В.В. удовлетворены частично.
С Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - МВД России в пользу Кузнецова В.В. взыскана денежная компенсация за нарушение условий содержания в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Административный иск Кузнецова В.В. к Министерству финансов РФ, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УМВД России по Хабаровскому краю оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2023 года решение Кировского районного суда города Хабаровска от 19 января 2023 года отменено в части удовлетворения требований Кузнецова В.В. к ОМВД России по Нанайскому району и взыскании компенсации с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Кузнецова В.В. в размере 10 000 рублей, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Кузнецова В.В. отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
21 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Кузнецова В.В, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска 1 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на то, что в период его нахождения в камере изолятора временного содержания он не был обеспечен горячей водой; кроме этого было нарушено его право на помывку один раз в семь дней.
Определением заместителя председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2023 года кассационная жалоба Кузнецова В.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание, не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу положений статьи 17.1 Федерального закона N103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"), принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N103-ФЗ) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ИВС) являются местами содержания под стражей лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ) задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу положений статьи 17.1 Федерального закона N103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу требований статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ, Федеральный закон N 103-ФЗ).
В силу положений статьи 24 Федерального закона N 103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья; администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (часть 1).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Из материалов дела следует, что помещение ИВС ОМВД России по Нанайскому району Хабаровского края находится на 1 этаже в здании 1982 года постройки, площадь камер-36, 1 кв.м, лимит мест 7.
Как установлено судами и следует из материалов дела Кузнецов В.В. содержался в ИВС ОМВД России по Нанайскому району семь раз, а именно:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двухместной камере N общей площадью 7, 3 кв.м, которая оборудована 1 светильником дневного искусственного освещения закрытого типа расположенным на потолке, 1 светильником ночного освещения, в нише над дверью, также в камере обеспечено естественное дневное освещение. В указанной камере он содержался один;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двухместной камере N общей площадью 8, 9 кв.м, которая оборудована 1 светильником дневного искусственного освещения закрытого типа расположенным на потолке, 1 светильником ночного освещения, в нише над дверью, также в камере обеспечено естественное дневное освещение. В указанной камере он содержался один;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двухместной камере N общей площадью 8, 9 кв.м, которая оборудована 1 светильником дневного искусственного освещения закрытого типа расположенным на потолке, 1 светильником ночного освещения, в нише над дверью, также в камере обеспечено естественное дневное освещение. В указанной камере он содержался один;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двухместной камере N общей площадью 8, 9 кв.м, которая оборудована 1 светильником дневного искусственного освещения закрытого типа расположенным на потолке, 1 светильником ночного освещения, в нише над дверью, также в камере обеспечено естественное дневное освещение. В указанной камере он содержался вдвоем с иным лицом;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двухместной камере N общей площадью 8, 9 кв.м, которая оборудована 1 светильником дневного искусственного освещения закрытого типа расположенным на потолке, 1 светильником ночного освещения, в нише над дверью, также в камере обеспечено естественное дневное освещение. В указанной камере содержался вдвоем с иным лицом;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в одноместной камере N общей площадью 7, 9 кв.м, которая оборудована 1 светильником дневного искусственного освещения закрытого типа расположенным на потолке, 1 светильником ночного освещения, в нише над дверью, также в камере обеспечено естественное дневное освещение. В указанной камере он содержался один;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в одноместной камере N общей площадью 7, 9 кв.м, которая оборудована 1 светильником дневного искусственного освещения закрытого типа расположенным на потолке, 1 светильником ночного освещения, в нише над дверью, также в камере обеспечено естественное дневное освещение. В указанной камере он содержался один.
Судом первой инстанции установлено, что условия содержания Кузнецова В.В. в ИВС ОМВД России по Нанайскому району Хабаровского края в части минимальной нормы санитарной площади в камерах, где он содержался, были соблюдены, что подтверждается техническим паспортом, докладной запиской начальника ИВС ОМВД России по Нанайскому району Хабаровского края. Так в период содержания Кузнецова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере N пребывало 2 человека, что составляет 4, 45 кв.м. на человека, в другие периоды пребывания в камерах 3, 5 изолятора временного содержания ФИО1 содержался один.
Кроме того, суд установил, что освещение в камерах, где содержался административный истец, организовано в соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950, установлены светильники дневного и ночного освещения, имеется естественное дневное освещение; постельным бельем Кузнецов В.В. был обеспечен, что подтверждается записями в книге выдачи постельных принадлежностей. С учетом представленных в материалы дела объяснений дежурных изолятора временного содержания, докладной начальника ИВС, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Кузнецову В.В. предлагалась помывка в душе, от которой административный истец отказывался, ссылаясь на то, что вода по его мнению грязная.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав положения Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии условий содержания административного истца в камерах ИВС в указанной части.
Вместе с тем, установив отсутствие горячего водоснабжения в камерах ИВС, где содержался Кузнецов В.В, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данное обстоятельство свидетельствует о нарушении условий содержания административного истца в учреждении, и является основанием для взыскания соответствующей компенсации, в связи с чем с учетом обстоятельств дела, продолжительности нарушения, взыскал в пользу административного истца денежную компенсацию за нарушение условий содержаний в размере 10 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Кузнецова В.В. о нарушении условий содержания в ИВС, выразившихся в несоответствии камер и туалета установленной допустимой квадратуре, санитарным правилам, нарушении прав на помывку в бане и стирку личного и пастельного белья, недостаточной освещенность камеры, невыдачи постельных принадлежностей.
Вместе с тем, рассматривая доводы апелляционной жалобы ответчиков в части необеспечения административного истца горячим водоснабжением в камерах ИВС, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации в пользу Кузнецова В.В. в связи с отсутствием в камерах ИВС централизованного горячего водоснабжения, в связи с чем, отменил решение суда первой инстанции в данной части и принял новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в этой части.
Принимая такое решение, суд апелляционной инстанции установил, что право на помывку Кузнецова В.В. во время содержания в ИВС ОМВД России по Нанайскому району обеспечивалось наличием в душевой бойлера, а наличие питьевой воды в камере ИВС - ее ежедневной выдачей; материалами дела не подтверждаются факты обращения Кузнецова В.В. к административному ответчику с жалобами о невыдаче воды, в том числе и горячей, о ее несоответствии установленным нормам.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Приказом Министерства внутренних дел России от 22 ноября 2005 года N 950 утверждены правила, регламентирующие внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила).
Согласно Правилам подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности (пункт 15); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 42); подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой (пункт 43); камеры ИВС оборудуются, в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией (пункт 45); не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 47);
В силу пункта 48 указанных Правил при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более + 50 °C), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
Проанализировав указанные положения действующего законодательства, в том числе положения пунктов N47, 48 Правил N 950, установив, что в ИВС отсутствует централизованное горячее водоснабжение, однако на первом этаже ОМВД России по Нанайскому району находится душевая комната, оборудованная бойлером на 100 литров для осуществления права на еженедельную помывку подозреваемых/обвиняемых, администрация ИВС ОМВД России по Нанайскому району Хабаровского края в целях обеспечения содержащихся там лиц питьевой водой и возможностью провести гигиенические процедуры ежедневно обеспечивала указанных лиц такой водой, что не оспаривалось административным истцом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в данной части.
С учетом указанных обстоятельств компенсационного характера, отсутствия доказательств наступления для административного истца каких-либо неблагоприятных последствий, установив отсутствие нарушений прав административного истца на содержание в ИВС в надлежащих условиях со стороны Отдела МВД России по Нанайскому району Хабаровского края, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Кузнецова В.В..
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих факты отказа Кузнецова В.В. от помывки, опровергаются материалами дела, в частности объяснениями дежурных изолятора временного содержания, докладной начальника ИВС.
Кроме того, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что суд апелляционной инстанции обоснованно применил к данным правоотношениям положения Правил, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 22 ноября 2005 года N 950, поскольку именно данные Правила N 950 регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецова Виктора Викторовича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.