Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 октября 2008 г. N Ф10-4438/08 по делу N А09-405/2008-17
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Б", г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской обл. от 14 июля 2008 г. по делу N А09-405/2008-17, установил:
Открытое акционерное общество "Б" г. Брянск, (далее - ОАО "Б"), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "М", п. Дубровка Брянской области, (далее - ООО М Дубровского района), о взыскании 1678769 руб. 67 коп. задолженности за фактически отпущенную без договора тепловую энергию в период с 01.01.2007 по 01.02.2008 и 59140 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2008 по 07.07.2008 (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Дубровского городского поселения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2008 в иске отказано.
В арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное применение норм материального права, ОАО "Б" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2008 как незаконного.
В судебном заседании представитель ОАО "Б" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ООО М Дубровского района и Администрации Дубровского городского поселения доводы жалобы не признали, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемый судебный акт отменить, дело направить в Арбитражный суд Брянской области для нового рассмотрения по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, ОАО "Б" в период с 01.01.2007 по 01.02.2008 поставило жилому фонду муниципального образования п. Дубровка тепловую энергию и выставило счета на общую сумму 10440837 руб. 17 коп., которые ответчик оплатил частично.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ООО М Дубровского района обязательств по оплате принятой тепловой энергии, в результате чего образовалась задолженность в сумме 1678769 руб. 67 коп., ОАО "Б" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате взыскиваемой суммы, так как ответчик не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению, не осуществляет функции перепродавца тепловой энергии и не использует ее в собственных коммерческих целях. Арбитражный суд указал также, что по указанным основаниям обязательства ответчика перед истцом не могут быть большими, чем у населения, проживающего в обслуживаемом им жилом фонде, и оплачивающего услуги по теплоснабжению по тарифам, установленным Администрацией Дубровского района Брянской области.
Суд кассационной инстанции считает, что данные выводы арбитражного суда сделаны без учета требований закона.
Согласно уставу ООО М Дубровского района предметом деятельности ответчика являются: деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, управление эксплуатацией жилищного фонда и так далее.
Как следует из материалов дела, Дубровская поселковая администрация, Сещинская сельская администрация и Пеклинская сельская администрация (ссудодатели) передали свой жилой фонд ООО М Дубровского района (ссудополучатель) по договорам безвозмездного пользования от 24.12.2007, от 30.12.2006, от 14.12.2007, от 27.12.2006, согласно которым ссудополучатель обязался производить капитальный и текущий ремонт, обеспечивать сохранность переданного имущества.
В соответствии со ст. 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Судом установлено, что поставка тепловой энергии истцом осуществлялась для отопления жилого фонда, находящегося в управлении ответчика.
Согласно п. 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) "исполнитель", - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ООО М Дубровского района, как организация, отвечающая за управление, содержание и ремонт многоквартирных домов, выполняет функции управляющей организации до определения порядка управления жилыми домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг и не обязан осуществлять покупку у истца коммунальных ресурсов, необходимых для их оказания, не основан на имеющихся в деле доказательствах и требованиях Закона.
Вывод арбитражного суда о том, что обязательства ответчика перед истцом, не могут быть большими, чем в случае заключения истцом прямых договоров с жильцами жилого фонда, и, соответственно, об отсутствии у ответчика задолженности в связи с тем, что у населения задолженность за отопление и горячее водоснабжение отсутствует, также не основана на законе и фактических обстоятельствах, установленных по делу.
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила), установлен аналогичный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
В силу п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установление тарифов на тепловую энергию отнесено к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом п. 6 названной нормы предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Из материалов дела не усматривается, что Законом Брянской области органы местного самоуправления были наделены правом на установление тарифа на тепловую энергию.
Постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области N 1/1-т от 13.11.2006 и N 12/3-1т от 30.11.2007 установлены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "Б", на 2007 и 2008 в размере 836 руб. 47 коп. и 966 руб. 12 коп. соответственно.
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ также установлено, что органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электро- и (или) теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит установление тарифов на тепловую энергию к вопросам местного значения.
В связи с этим, ссылка арбитражного суда на то, что постановлением Администрации Дубровского района от 27.12.2006 N 730 "Об установлении платы за жилое помещение и коммунальные услуги" и постановлением Администрации Дубровского района от 24.12.2007 N 558 "Об установлении платы за жилое помещение и коммунальные услуги" были введены в действие тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения района, проживающего в муниципальном жилом фонде и в жилых помещениях, находящихся на техническом обслуживании ООО "М" на 2007 и 2008 годы, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела. Указанными постановлениями установлена плата за отопление 1 кв. метра для населения, исходя из тарифа, установленного Комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области для теплоснабжающей организации и норматива потребления, установленного органом местного самоуправления.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления, противоречит действующему законодательству.
Применение таких тарифов арбитражным судом при разрешении спора, противоречит требованиям ст. 13 ч. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей как: размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); общая площадь того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
Таким образом, размер обязательств населения по оплате коммунальных услуг должен определяться в соответствии с вышеизложенными положениями Правил, а не исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления с превышением своих полномочий.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 29 ноября 2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктов 16-34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы. С учетом нормы пункта 17 Правил оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двуставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию).
Разъяснения по вопросам осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы даны в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2007 N 10087-ют/07.
Величина корректировки зависит от правильности установления применяемого для конкретного многоквартирного дома норматива потребления, состояния внутридомовых инженерных сетей и оборудования (за это в соответствии с пунктом 13 Правил отвечают собственники помещений в многоквартирном доме, а также привлекаемые ими исполнители и иные лица в соответствии с договором).
Формулы корректировки (подпункты 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам) предусматривают включение в нее показателей, определяемых "ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
В подпунктах 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.
При отсутствии такого договора правовое регулирование указанных отношений должно определяться с учетом императивных правовых норм, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Вышеуказанные правовые нормы, а также разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации не были приняты судом во внимание, фактически суд не установил, исполнены ли населением в установленные законодательством сроки обязательства по оплате оказанных услуг по отоплению, выполнил ли ответчик возложенные на него обязанности по корректировке указанной платы, каков порядок и сроки расчетов между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Изложенный в кассационной жалобе довод истца о том, что расчеты за поставленную тепловую энергию должны осуществляться за фактическое ежемесячное потребление, и о необходимости начисления за нарушение указанных сроков процентов за пользование чужими денежными средствами, судом кассационной инстанцией отклоняется как противоречащий требованиям "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулирующим условия, порядок расчета, изменения (корректировки) и внесения платы за подачу тепловой энергии.
Кроме того, в обжалуемом решении арбитражный суд указал на разрешение им спора о взыскании задолженности за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения. Между тем, из представленных истцом расчетов суммы иска не усматривается истребование им задолженности за услуги по горячему водоснабжению. Выводов о применяемых тарифах на указанные услуги, органах, уполномоченных на их утверждение, порядке определения платы населения за данные услуги и размере задолженности ответчика обжалуемый судебный акт не содержит.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо, приняв во внимание вышеизложенное, определить объем обязательств ответчика, установить, входят ли в заявленную истцом сумму иска требования о взыскании задолженности по услугам за горячее водоснабжение, и, дав надлежащую оценку заявленным требованиям, разрешить спор.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288 ч. 1-3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской обл. от 14 июля 2008 г. по делу N А09-405/2008-17 отменить и дело направить в тот же суд для нового рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2008 г. N Ф10-4438/08 по делу N А09-405/2008-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании