Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 августа 2009 г. N Ф10-4441/08 по делу N А14-16254-2007/262/26
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2010 г. N ВАС-21/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2008 г. N Ф10-4441/08 по делу N А14-16254-2007/262/26
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Л.В.В. - юрисконс. (дов. от 29.05.2009 б/н, пост.), - К.А.П. - директора (пасп. серии 20 03 номер 418308 выдан Центральным РОВД г. Воронежа); от ФГУ "З" от третьего лица: Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.04.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу N А14-16254-2007/262/26, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о признании незаконным действия Федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области (далее - Кадастровая палата), выразившегося в определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В., 10 (кадастровый номер 36:34:01 05 031:0008), на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям под административно-управленческими и общественными объектами, а также об обязании кадастровой палаты устранить допущенные нарушения прав общества и определить кадастровую стоимость указанного участка на основании удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям под промышленными объектами (с учетом уточнения требований).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области (далее - Кадастровое управление).
Решением суда от 15.04.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит отменить решение, постановление суда в связи с неполным выяснением обстоятельств дела и неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, постановлением главы города Воронежа от 02.03.2001 N 112 обществу "П" предоставлен в бессрочное пользование упомянутый земельный участок площадью 12856кв.м., фактически занимаемый нежилым помещением. На основании названного постановления за обществом 27.04.2001 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользование этим участком.
Постановлением администрации города Воронежа от 01.10.2002 N 1783 Обществу разрешена реконструкция указанного нежилого помещения под производство пластмассовых изделий.
Постановлением администрации города Воронежа от 28.04.2003 N 899 утвержден акт государственной приемочной комиссии от 18.04.2003 о приемке после реконструкции в эксплуатацию нежилого помещения общей площадью 3 140,1кв.м. под производство пластмассовых изделий.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.05.2007 Обществу на праве собственности принадлежит производственно-складское помещение I в литерах A, A1, A2 площадью 3140,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. В., 10.
Для определения размера земельного налога, подлежащего уплате в 2007 году, Общество обратилось в кадастровую палату с запросом о кадастровой стоимости земли на принадлежащем ему участке.
В ответ на запрос была получена выписка из государственного земельного кадастра от 29.03.2007 N 34-21/07-732, согласно которой удельный показатель кадастровой стоимости земель с кадастровым номером 36:34:01 05 031:0008 составляет 5923,99 руб. за 1 кв.м., а вид их разрешенного использования (назначения) - под нежилое помещение.
Исходя из приложения к постановлению администрации Воронежской области от 28.12.2005 N 1224 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Воронежской области", согласно которому данный удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствует в кадастровом квартале N 36:34:01 05 031 другому виду разрешенного землепользования - под административно-управленческие и общественные объекты, Общество сочло, что учреждение неправомерно определило кадастровую стоимость земельного участка, поскольку на нем расположен не административно-управленческий или общественный объект, а производственное предприятие, и обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно сообщению ФГУ "З" по Воронежской области от 18.06.2007 года N 01-26/1613, исходя из цели предоставления земельного участка (нежилое помещение), отнести данный земельный участок к конкретному виду функционального использования земель при определении кадастровой стоимости не представляется возможным.
Как установлено судом, в нарушение п. 5 ст. 200 АПК РФ Кадастровая палата не доказала обоснованности установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его принадлежности по виду функционального использования к восьмой группе - "земли под административно-управленческими и общественными объектами".
Более того, анализируя требования ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации и имеющиеся в материалах дела постановление главы города Воронежа Воронежской области от 02.03.2001 N 112, постановление главы города Воронежа Воронежской области от 01.10.2002 N 1783, постановление главы города Воронежа Воронежской области от 28.04.2003 N 899, свидетельство о государственной регистрации права от 07.05.2007, договоры поставки, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, договоры поставки произведенной, суд сделал правильный вывод о том, что спорный земельный участок занят объектом промышленного назначения, и при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка учреждением неправомерно в качестве удельного показателя учитывались земли под административно-управленческими и общественными объектами.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно признал незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности действия Кадастровой палаты, выразившиеся в определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В., 10, кадастровый номер 36:34:01 05 031:0008, на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего "землям под административно-управленческими и общественными объектами".
Ссылка заявителя жалобы на то, что ни Кадастровая палата, ни арбитражный суд не вправе определять кадастровую стоимость земельных участков и изменять вид их разрешенного использования, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в силу требований ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 17, 20 Закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ Общество, полагая, что Кадастровая палата допустила нарушение при ведении государственного земельного кадастра, обратилось в арбитражный суд, который в соответствии с требованиями ст. 29 АПК РФ рассмотрел спор по существу и удовлетворил требования заявителя.
Судами первой и апелляционной инстанции дана оценка всем доводам Кадастровой палаты по рассматриваемым вопросам, в том числе и по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, повторяется все то, на что она ссылалась ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.04.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу N А14-16254-2007/262/26 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом, в нарушение п. 5 ст. 200 АПК РФ Кадастровая палата не доказала обоснованности установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его принадлежности по виду функционального использования к восьмой группе - "земли под административно-управленческими и общественными объектами".
Более того, анализируя требования ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации и имеющиеся в материалах дела постановление главы города Воронежа Воронежской области от 02.03.2001 N 112, постановление главы города Воронежа Воронежской области от 01.10.2002 N 1783, постановление главы города Воронежа Воронежской области от 28.04.2003 N 899, свидетельство о государственной регистрации права от 07.05.2007, договоры поставки, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, договоры поставки произведенной, суд сделал правильный вывод о том, что спорный земельный участок занят объектом промышленного назначения, и при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка учреждением неправомерно в качестве удельного показателя учитывались земли под административно-управленческими и общественными объектами."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 августа 2009 г. N Ф10-4441/08 по делу N А14-16254-2007/262/26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-21/09
26.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4441/08
02.06.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-21/09
19.03.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 21/09
08.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4441/08
26.06.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2267/08