Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 сентября 2009 г. N А54-639/2007
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2010 г. по делу N А54-639/2007
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ОАО "Ш" - Т.К.В. - представителя (дов. N 171 от 17.08.2009), от Межрайонная ИФНС России N 7 по Рязанской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонная ИФНС России N 7 по Рязанской области и Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 на решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А54-639/2007, а также заявление ОАО "Ш" об отказе от части заявленных требований, установил:
Открытое акционерное общество "Ш" (далее - Общество, ОАО "О") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконными бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Рязанской области, выразившегося в невозврате налога на прибыль за 2003 год - 6 месяцев 2006 года, зачисляемого в региональный бюджет в размере 94760742 руб., в местный бюджет - в размере 6089377 руб., а также бездействия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, выразившегося в невозврате налога на прибыль за 2003 год - 6 месяцев 2006 года, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 33231578 руб., и налога на добавленную стоимость за февраль-май 2006 года в размере 20116937 руб., излишне уплаченных ОАО "Р" - правопредшественника Общества (с учетом уточнения заявленных требований).
Кроме того, Общество просило обязать налоговые органы осуществить возврат указанных сумм.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 02.02.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекции, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, обратились с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просят их отменить.
По мнению Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области, на момент обращения Общества с заявлением о возврате N 44-4/4665 от 13.12.2006 (поступило в Инспекцию 25.12.2006), у него отсутствовала переплата в заявленном размере в связи с принятием по результатам камеральных проверок уточненных деклараций за 2003 год - 6 месяцев 2006 года решений N 2-5 от 15.12.2006 о даначислении сумм налога на прибыль в размере 134081697 руб.
Оспаривая выводы суда, положенные в основу принятых судебных актов, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 указывает на неполное выяснение действительного размера перечисленных в бюджет сумм в счет уплаты налога на прибыль за соответствующие налоговые периоды.
Кроме того, по мнению Инспекции, поскольку налогоплательщик обратился с заявлением о возврате переплаты 13.12.2006, то, исходя из положений п. 7 ст. 78 НК РФ, суммы налога уплаченные ранее 13.12.2003 не могут быть возвращены заявителю по причине пропуска 3-х летнего срока. При этом, налоговый орган указывает на необходимость проверки судом сроков уплаты налога.
Определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2009 кассационные жалобы Инспекций приняты к производству, дело назначено к разбирательству в судебном заседании на 01.09.2009.
После принятия кассационной жалобы к производству от ОАО "О" 19.08.2009 поступило заявление об отказе от требований об обязании Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 принять решение о возврате налога на прибыль за 2003 год - 6 месяцев 2006 года, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 33231578 руб. и налога на добавленную стоимость за февраль - май 2006 года в размере 20116937 руб., излишне уплаченных ОАО "Р".
Основанием для отказа от части заявленных требований, послужило принятие Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 решений N 462 от 23.06.2009 о возврате 33231578 руб. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и N 10-10/12027 от 26.05.2009 о зачете излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в счет текущих платежей по данному налогу в размере 20116937 руб.
Заявление об отказе от иска подписано представителем Общества по доверенности N 844 от 31.12.2008 сроком действия до 31.12.2009.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Общества поддержавшего заявление о частичном отказе от заявленных требований и просившего оставить жалобы без удовлетворения, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворить отказ от заявленных требований, и отказать налоговым органам в удовлетворении их жалоб.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Учитывая, что отказ от иска заявлен по правилам, предусмотренным ч. 2 ст. 49 АПК РФ, не противоречит требованиям закона и не нарушает прав других лиц, суд кассационной инстанции считает возможным принять отказ ОАО "О" от иска.
В связи с принятием отказа Общества от иска решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А54-639/2007 подлежат отмене в данной части, а производство по делу прекращению на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
При рассмотрении спора по существу судом установлено, что 19.09.2006 и 22.09.2006 правопредшественником Общества ОАО "Р" в связи с перерасчетом в сторону уменьшения налоговой базы в Межрайонную ИФНС России N 7 по Рязанской области были поданы уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2003 год - 6 месяцев 2006 года.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год налоговым органом принято решение N 3 от 15.12.2006, которым признано необоснованным уменьшение доходов от реализации продукции (работ, услуг) без их документального подтверждения в 2003 году на сумму 148481852 руб. и доначислен налог на прибыль за 2003 год в сумме 35635645 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.2007 по делу N А54-277/2007-С13, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.12.2007, указанное решение налогового органа признано недействительным.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год налоговым органом принято решение N 4 от 15.12.2006, которым признано необоснованным уменьшение доходов от реализации продукции (работ, услуг) без их документального подтверждения в 2004 году на сумму 184922495 руб. и доначислен налог на прибыль за 2004 год в сумме 37436881 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.03.2007 по делу N А54-279/2007-С8, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.02.2008, указанное решение налогового органа признано недействительным.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 год налоговым органом принято решение N 5 от 15.12.2006, которым признано необоснованным уменьшение доходов от реализации продукции (работ, услуг) без их документального подтверждения в 2005 году на сумму 113508699 руб. и доначислен налог на прибыль за 2005 год в сумме 34186589 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2007 по делу N А54-278/2007-С4, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.02.2008, указанное решение налогового органа признано недействительным.
29.09.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО "Р" путем реорганизации в форме присоединения. Согласно выписке из ЕГРЮЛ правопреемником ОАО "Р" является ОАО "О"
Общество обратилось в Межрайонную ИФНС России N 7 по Рязанской области и Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 с заявлением N 44-4/4665 от 12.12.2006 о возврате налогов, в том числе, 134081697 руб. излишне уплаченного налога на прибыль.
Письмом N 11-09/312-л от 16.01.2007 Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 известила Общество о невозможности возврата излишне уплаченных сумм налогов, в связи с незавершением приема документов по ОАО "Р" от Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области.
Кроме того, налоговый орган указал, что на текущую дату у Общества имеется недоимка по уплате налогов перед федеральным бюджетом, и предложил произвести сверку расчетов, в связи с чем оставил обращение без рассмотрения по существу.
Письмом N 05-28/137 от 11.01.2007 Межрайонная ИФНС России N 7 по Рязанской области оставила заявление налогоплательщика без рассмотрения по существу и сообщила, что в заявлении необходимо уточнить расчетный счет, ИНН и КПП организации.
Во исполнение указанных требований письмом N 1014/555 от 05.02.2007 налогоплательщик сообщил налоговому органу расчетный счет, ИНН и КПП организации
Письмом N 09-73/1832 от 01.03.2007 Межрайонная ИФНС России N 7 по Рязанской области сообщила налогоплательщику о необходимости направления повторного заявления в соответствии с предъявленными требованиями.
Возврат сумм излишне уплаченных налогов налоговыми органами осуществлен не был.
Полагая, что указанное бездействие Инспекций не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Пунктом 2 статьи 22 НК РФ установлено, что права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
В силу п.п. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов регламентирован положениями главы 12 НК РФ.
Положениями п. 9 ст. 7 Федерального Закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" предусмотрено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со ст.ст. 78 и 79 НК РФ и ст. 333.40 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2007), сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ в редакции действовавшей до 01.01.2007).
Из содержания приведенных норм следует, что условиями возврата налога в административном порядке являются наличие переплаты по нему, отсутствие недоимки или задолженности по пеням начисленным тому же бюджету, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока со дня уплаты налога на подачу заявления.
При этом необходимо учитывать, что излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (п. 2.5. Определения Конституционного суда РФ N 503-О от 27.12.2005).
Следовательно, излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Кроме того, переплатой признается сумма налога, уплаченная не только сверх установленной суммы, но и уплата налоговых платежей при отсутствии правовых оснований, в том числе вследствие завышения налогооблагаемой базы.
Наличие переплаты сумм налога в бюджет и отсутствие задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, должно подтверждаться определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в налоговые органы с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов 13.12.2006. Исходя из положений п. 8 ст. 78 НК РФ, возврату подлежат суммы налога, излишне уплаченные после 13.12.2003.
Как установлено судом, по первоначально представленным декларациям по налогу на прибыль за 2003 год - I полугодие 2006 года было исчислено налога в общем размере 268938866 руб., в том числе за 2003 год - 84544923 руб., за 2004 год - 37436881 руб., за 2005 год - 72129441 руб., за I полугодие 2006 года - 74827621 руб.
Фактически уплачено Обществом 299123757 руб. налога, в том числе за 2003 год - 117682617 руб., за 2004 год - 4206072 руб., за 2005 год - 92596853 руб., за I полугодие 2006 года - 84638215 руб., что налоговыми органами не оспаривается.
Кроме того, в счет уплаты налога на прибыль за 2004 год был произведен зачет на сумму 33137694 руб. и на сумму 8686235 руб. (решение N 31 от 26.10.2004).
Таким образом, общая сумма налога, уплаченная налогоплательщиком за 2003 год - I полугодие 2006 года, составила - 340947686 руб.
В результате представления уточненных деклараций по налогу на прибыль за указанные налоговые периоды, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 134857169 руб., в том числе за 2003 год - 48909278 руб., за 2004 год - 0 руб. (убыток 28935421 руб.), за 2005 год - 37942852 руб., за I полугодие 2006 года - 48005039 руб.
Правомерность исчисления сумм налога на прибыль по уточненным декларациям подтверждена решениями Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.2007 по делу N А54-277/2007-С1З, от 21.03.2007 по делу N А54-278/2007-С4, от 29.03.2007 по делу N А54-279/2007-С8, оставленными без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
Учитывая изложенное, переплата по налогу на прибыль за 2003 год - I полугодие 2006 года составила 206090517 руб. (134857169 руб. (исчислено с учетом уточненных деклараций) - 340947686 руб. (уплачено с учетом зачетов)).
На момент обращения Обществом в налоговый орган с заявлением (13.12.2006) сумма налога, в отношении которой мог быть произведен возврат, составляет 169950976 руб.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у налогоплательщика переплаты по налогу на прибыль в заявленном им размере.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Поскольку сумма излишне уплаченного налога в установленный п. 9 ст. 78 НК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2007) срок возвращена не была, суд пришел к правильному выводу о незаконности бездействия налоговых органов.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с этим, у суда было достаточно оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований в части налога на прибыль.
В кассационных жалобах Межрайонная ИФНС России N 7 по Рязанской области и Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 ссылаются на доводы, которые являлись предметом оценки судом апелляционной инстанции и обоснованно не были им приняты во внимание как несостоятельные. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ не имеется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А54-639/2007 отменить в части возложения обязанности на Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 принять решение о возврате налога на прибыль за 2003 год - 6 месяцев 2006 года, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 33231578 руб. и налога на добавленную стоимость за февраль - май 2006 года в размере 20116937 руб., излишне уплаченных ОАО "Р".
В отмененной части производство по делу прекратить.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонная ИФНС России N 7 по Рязанской области и Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Поскольку сумма излишне уплаченного налога в установленный п. 9 ст. 78 НК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2007) срок возвращена не была, суд пришел к правильному выводу о незаконности бездействия налоговых органов.
...
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А54-639/2007 отменить в части возложения обязанности на Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 принять решение о возврате налога на прибыль за 2003 год - 6 месяцев 2006 года, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 33231578 руб. и налога на добавленную стоимость за февраль - май 2006 года в размере 20116937 руб., излишне уплаченных ОАО "Р"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 сентября 2009 г. N А54-639/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании