Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 сентября 2009 г. N А68-431/09-23/15
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 мая 2010 г. N ВАС-16632/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации Тульской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.04.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А68-431/09-23/15, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области (далее - УФРС) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:050203:5, расположенный по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. К., д. 6.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 27.08.2008 Территориальное управление на основании абз. 2 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) обратилось в УФРС с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:050203:5, площадью 5775 кв.м, расположенный по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. К., д. 6.
Уведомлением от 22.09.2008 N 01/024/2008-847 УФРС сообщило о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц (с 22.09.2008 до 22.10.2008), поскольку заявителем не представлены доказательства отнесения земельного участка к собственности Российской Федерации.
В связи с непредставлением в установленный срок необходимых документов, сообщением УФРС от 24.10.2008 N 01/024/2008-847 заявитель был извещен об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на основании абз. 10 п.1 ст. 20 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав, в частности, являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 9 упомянутого Закона, в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 этого же закона, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При этом в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав - абз. 10 п. 1 ст. 20 N 122-ФЗ.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Согласно пункту 3 данного Перечня, в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, для государственной регистрации необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Предоставление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, за государственным учреждением - Тульским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации зарегистрировано право оперативного управления (доля в праве 836/3125) на нежилые помещения, расположенные в здании общей площадью 5937,20 кв. м, лит А, сторожка общей площадью 8,70 кв. м, лит Д с надворными постройками по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. К., д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.10.2008.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.03.2009 N 01/004/2009-801, объект недвижимости нежилого назначения - дом быта площадью 5937,2 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. К., д. 6, зарегистрирован на праве общей долевой собственности за 47 правообладателями. Кроме того, на спорном земельном участке находятся зарегистрированные на праве собственности другие объекты недвижимости - склад, котельная с пристройками, 3 гаража.
В кадастровом паспорте от 01.07.2008 N 302/08-07-8098 на земельный участок с кадастровым номером 71:30:050203:5 содержатся сведения о регистрации права постоянного бессрочного пользования в соответствующих долях за 4 правообладателями.
Указанный земельный участок является неделимым.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 данной статьи установлено, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отклонили доводы Территориального управления и признали правомерным отказ УФРС в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на весь земельный участок, занятый объектом недвижимости, принадлежащим нескольким лицам на праве собственности.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 14.04.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А68-431/09-23/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 сентября 2009 г. N А68-431/09-23/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании