Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 7 октября 2009 г. N А35-7829/08-С21
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от налогового органа - Щ.А.А. - гл.специалиста-эксперта (дов. от 29.12.2008 N 04-11/181170, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 24.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 по делу N А35-7829/08-С21, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "И" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции ФНС России по г. Курску от 29.08.2008 N 3891 в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 1731835 руб. 64 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.04.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция ФНС России по г. Курску просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь при этом на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя инспекции, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по г. Курску области проведена камеральная проверка представленной ООО "И" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007, согласно которой заявлено возмещению из бюджета 12376368 руб. налога. По результатам проверки составлен акт от 11.07.2008 N 16229 и принято решение от 29.08.2008 N 12-15/7254 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за декабрь 2007 в сумме 2238575 руб. 47 коп. и решение от 29.08.2008 N 3891 о возмещении 10437793 руб. налога на добавленную стоимость и отказе в возмещении налога в сумме 2238575 руб. 47 коп.
Основанием для отказа обществу 1731835 руб. 64 коп. налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на возмещение, поскольку ООО "О" налог на добавленную стоимость в бюджет не уплатило, налогоплательщиком не представлено товарно-транспортных накладных на перевозку товара.
Частично не согласившись с решением налогового органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную оценку.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику предоставляется право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 169 Кодекса определено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Требования к заполнению счетов-фактур закреплены в п. 5, п. 6 ст. 169 НК РФ. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
На основании п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Установленный главой 21 НК РФ порядок применения налоговых вычетов по НДС распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
Исходя из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 1 Постановления от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, обществом соблюдены все условия для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, а налоговым органом не доказано, что ООО "И" действовало без должной осмотрительности и осторожности при выборе поставщика или ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Довод инспекции о необходимости представления обществом товарно-транспортных накладных для подтверждения налогового вычета, обоснованно отклонен судами, как противоречащий Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Как правильно указано судами, ООО "И" и ООО "А" осуществляли торговые операции без перевозки автомобильным транспортом, в связи с чем в данном случае первичным документом является товарная накладная. Обществом в инспекцию представлены товарные накладные, нарушений по их составлению не выявлено. Также в подтверждение факта перевозки товара обществом представлены транспортные железнодорожные накладные.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа налогоплательщику в предоставлении налоговых вычетов в спорной сумме.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов судов, что в силу ст. 286 АПК РФ является недопустимым.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 24.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 по делу N А35-7829/08-С21 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 октября 2009 г. N А35-7829/08-С21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании