Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 30 января 2008 г. по делу N А14-6518-2007/109/18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.10.2007 по делу N А14-6518-2007/109/18, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - ООО "В"), г. Воронеж, обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) и субъекту Российской Федерации Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области о взыскании 12500 руб. убытков за период 2004 года, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по газоснабжению в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Истец уточнял исковые требования, требуя взыскать 543141,44 рублей убытков.
Определением Арбитражного суда Воронежской области в отношении субъекта РФ Воронежской области в лице ГФУ Воронежской области производство по делу прекращено применительно к п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ и к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Главное финансовое управление Воронежской области (далее - ГФУ Воронежской области).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.10.2007 исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу ООО "В" 543141,44 руб. убытков, 500 руб. госпошлины.
В апелляционном порядке законность оспариваемого судебного акта не проверялась.
Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанное решение.
При этом заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, возложенные Российской Федерацией на Министерство финансов РФ обязательства, были выполнены в полном объеме; истцом не было представлено доказательств виновных незаконных действий (бездействия) ответчика, причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца убытками, а также того, что убытки причинены ответчику именно Министерством финансов Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, оценив доводы кассационной жалобы, суд находит оспариваемый судебный акт не подлежащим изменению или отмене в силу нижеследующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, между истцом и комитетами социальной защиты населения по Верхнемамонскому, Павловскому, Острогожскому, Петропавловскому, Хохольскому и Новоусманскому районам, а также с МУП "МИВЦ", г. Воронеж, были заключены договоры на предоставление истцом льгот гражданам, проживающим в г. Воронеже и вышеуказанных районах Воронежской области, подпадающих под действие Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии с постановлением администрации Воронежской области N 138 от 03.03.2003 возмещение расходов по предоставлению льгот производится организациям, предоставляющим услуги реабилитированным лицам за счет средств бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией из федерального бюджета РФ.
Истец в период с 01.01.2004 по 31.12.2004, в связи с предоставлением льготным категориям граждан 50% льготы по оплате поставленного газа понес убытки в размере 543141,44 руб.
В нарушение условий договоров ответчик не компенсировал истцу понесенные убытки, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и, руководствуясь ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", счел необходимым взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации причиненные убытки в заявленном размере.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит выводы суда обоснованными.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) лица, подвергшиеся политическим репрессиям, впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имели право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Статьей 17 указанного Закона предусмотрено, что порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с п. 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот этим лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при применении ст. 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации устанавливать меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение обязанности по финансированию льгот, установленных федеральным законодательством, означало бы передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу п. 4 ст. 130, ст.ст. 133 и 136 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), надлежит учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.
Факт предоставления истцом льгот и их размер подтверждены имеющимися в материалах дела документами.
Учитывая, что причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", доказательств выделения субъекту Российской Федерации денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования ответчик суду не представил, арбитражный суд обоснованно на основании ст.ст. 16 и 1069 ГК РФ пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истцом не доказано наличие незаконных действий (бездействия) ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и причинно-следственная связь между подобными действиями и возникшими убытками, не может быть принят во внимание.
В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" не было выделено в достаточном количестве, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного Закона в рамках возложенных на них государственных полномочий Российской Федерации. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу, в связи с чем, отсутствие в оспариваемых судебных актах выводов о вине каждого из участников бюджетного процесса, связанного с финансированием расходов истца, не являются основанием для отмены обжалуемого решения. Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта, считает его принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.10.2007 по делу N А14-6518-2007/109/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2008 г. по делу N А14-6518-2007/109/18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании