Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 октября 2009 г. N А08-8973/2008-16
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ЗАО "С" не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом от ИФНС России по г. Белгороду не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу ИФНС России по г. Белгороду на решение арбитражного суда Белгородской области от 25.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу N А08-8973/2008-16, установил:
Закрытое акционерное общество "С" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Белгороду (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительными решения от 24.11.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, незаконными действий регистрирующего органа, выразившиеся в неосуществлении регистрации юридического лица ООО "С", создаваемого путем реорганизации в форме преобразования ЗАО "С" с обязанием регистрирующего органа произвести государственную регистрацию изменений сведений об Обществе согласно заявлению от 17.11.2008 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда Белгородской области от 25.03.2009 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, Общество 17.11.2008 подало в налоговый орган заявление о государственной регистрации юридического лица ООО "С", создаваемого путём реорганизации ЗАО "С".
Решением от 24.11.2008 в удовлетворении заявления Общества отказано на основании п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ в связи с тем, что Заявителем не представлены: документальное подтверждение доказательств уведомления кредиторов в порядке определенном п. 6 ст. 15 Федерального Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", государственная регистрация выпуска акций ЗАО "С", решение о реорганизации, т.к. представленное решение о реорганизации должно быть принято до 28.12.2004.
Полагая, что рассматриваемый ненормативный акт Инспекции не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Статья 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, одним из которых является непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией, что Общество представило в регистрирующий орган все необходимые документы, установленные ст. 14 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Таким образом, у Инспекции отсутствовали правовые основания, предусмотренные ст. 23 Закона N 129-ФЗ для отказа Обществу в государственной регистрации.
Довод регистрирующего органа о том, что без регистрации выпуска акций, возможность которого утрачена, деятельность ЗАО "С" носила незаконный характер, в связи с чем заявитель не может быть реорганизован в ООО, обоснованно отклонен судом ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Документы для государственной регистрации указанных выпусков акций в соответствии с настоящим Федеральным законом должны быть представлены не позднее одного года со дня его вступления в силу (28.12.2004).
Из положений названного закона не следует, что истечение срока лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации выпуска акций, в связи с чем срок, установленный п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ не носит пресекательного характера и, следовательно, в настоящее время возможность государственной регистрации спорного выпуска акций не утрачена.
Аналогичной позиции в толковании вышеназванной нормы закона придерживается ВАС РФ (Определение от 24.09.2009 N ВАС-12420/09).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Определения ВАС РФ от 24.09.2009 следует читать как "N 12420/09"
Более того, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, принятие Обществом решения о реорганизации закрытого акционерного общества в форме преобразования в ООО "С" свидетельствует о направленности его действий на приведение его деятельности в соответствие с действующим законодательством.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о нарушении обжалуемым решением Инспекции от 24.11.2008 прав Общества и обоснованно признал его недействительным.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 25.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу N А08-8973/2008-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по г. Белгороду - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 октября 2009 г. N А08-8973/2008-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании