Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 октября 2009 г. N А68-1214/09-56/15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от третьих лиц: Общественной организации "Объединение малых предприятий и предпринимателей Тульской области" Администрации г. Тулы не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А68-1214/2009-56/15, установил:
Тульская городская Дума (далее - Дума) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 25.11.2008 N 24/43-2008.
Решением суда от 13.04.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2009 решение суда от 13.04.2009 отменено в части отказа в признании недействительным решения Управления от 25.11.2008 N 24/43-2008 в части признания Тульской городской Думы нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" путем включения в п. 5.10.2 муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы", утвержденной решением Тульской городской Думы от 24.09.2008 N 52/1173, норм, которые приводят и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и в части выдачи Тульской городской Думе предписания об изменении п. 5.10.2 муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы", утвержденной решением Тульской городской Думы от 24.09.2008 N 52/1173, путем приведения норм настоящего пункта в соответствие с требованиями федерального законодательства, и в этой части заявленное требование удовлетворено. В остальной части решение суда от 13.04.2009 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции в части отмены решения суда и частичного удовлетворения заявленного Думой требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены, изменения оспариваемого судебного акта в обжалуемой части.
Как видно из материалов дела, решением Думы от 24.09.2008 N 52/1173 утверждена муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы".
7 октября 2008 года общественная организация "Объединение малых предприятий и предпринимателей Тульской области" обратилась в Управление с заявлением о несоответствии указанной муниципальной программы федеральному законодательству, выразившемся в необоснованности выбора приоритетных видов деятельности и незаконности установления ограничений для получения имущественной и финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства.
По результатам рассмотрения данного заявления Управлением принято решение от 25.11.2008 N 24/43-2008, согласно которому Дума признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ), поскольку пункты 5.8, 5.9, 5.10.2, 5.11, 5.12, 5.13 муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы" (далее - Программа), утвержденной решением Думы от 24.09.2008 N 52/1173, содержат нормы, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Не согласившись с указанным решением, Дума обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Кассационная инстанция в соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ проверяет законность постановления апелляционной инстанции только в оспариваемой части.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Статьей 14 Закона N 209-ФЗ закреплены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах и оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом N 135-ФЗ.
Пункт 5.10.2 Программы устанавливает требование к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - осуществление деятельности не менее 5 лет с момента государственной регистрации.
В соответствии со ст. 15 Закона N 209-ФЗ инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки (ч. 1).
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации (ч. 2).
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 3).
Таким образом, правомочие органов местного самоуправления на установление требований к организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено ч. 3 ст. 15 Закона N 209-ФЗ.
Поскольку нормы Закона N 209-ФЗ позволяют, а не запрещают органу местного самоуправления самому устанавливать критерии к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, то выводы УФАС о несоответствии п. 5.10.2 Программы антимонопольному законодательству правомерно признаны апелляционным судом не соответствующими действующему законодательству.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным в дело доказательствам и доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А68-1214/2009-56/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 октября 2009 г. N А68-1214/09-56/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании