Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 ноября 2008 г. по делу N А48-1082/08-18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Заводскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.05.08 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.08 г. по делу N А48-1082/08-18, установил:
Индивидуальный предприниматель М.И.В. (далее - Предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по Заводскому району г. Орла (далее - налоговый орган) от 21.12.07 г. N 1957.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.05.08 г. заявление удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.08 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 03.10.07 г. N 57 и принято решение от 21.12.07 г. N 1957, в соответствии с которым Предприниматель привлечена к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ, п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в общем размере 128540,33 руб.
Указанным решением Предпринимателю доначислены налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, а также начислены пени за несвоевременную уплату данных налогов.
Удовлетворяя заявление Предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста (п. 4 ст. 101 НК РФ), а также решен вопрос о необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых (п. 6 ст. 101 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Требования к содержанию принимаемых налоговым органом решений установлены п. 8 ст. 101 НК РФ, согласно которому в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются, в том числе доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, уведомлением N 36 от 03.10.07 г. Предпринимателю сообщено о том, что рассмотрение материалов проверки состоится 26.10.07 г. В указанный день рассмотрение материалов проверки было перенесено на 30.10.07 г., позднее - на 07.11.07 г. в связи с представлением Предпринимателем дополнительных документов.
07.11.07 г. по результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом был составлен протокол N 846 и принято решение N 1605 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Из оспариваемого решения налогового органа следует, что материалы проверки вместе с результатами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрены налоговым органом 21.12.07 г., при этом доказательства, свидетельствующие об извещении Предпринимателя о назначении рассмотрения материалов проверки на 21.12.07 г., налоговым органом не представлены.
Данное обстоятельство является самостоятельной причиной признания решения налогового органа недействительным.
Ссылка заявителя жалобы на недостоверность сведений, содержащихся в представленных Предпринимателем документах, была предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и ей дана надлежащая правовая оценка. Как обоснованно указали суды, понесенные Предпринимателем расходы документально подтверждены и направлены на получение дохода от предпринимательской деятельности. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 22 мая 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2008 года по делу N А48-1081/08-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Заводскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 ноября 2008 г. по делу N А48-1082/08-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании