Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 ноября 2008 г. по делу N А54-3934/2007-С8
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "С" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.04.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 по делу N А54-3934/2007-С8, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным постановления от 22.08.2007 N 14-24/000062 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением суда от 31.10.2007 Общество освобождено от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, суд ограничился устным замечанием и прекратил производство по делу об административном правонарушении.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.03.2008 решение суда отменено, дело передано на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.04.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, так как судами не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и нарушены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения.
Как следует из материалов дела, 07.08.2006 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ). Проверкой установлено, что 07.08.2007, в 14 часов 50 минут, в магазине, принадлежащем Обществу, при реализации товара продавцом не применена контрольно-кассовая машина, о чем 07.08.2007 составлены акт проверки N 000067 и протокол об административном правонарушении от 08.08.2007 N 000061.
Постановлением налогового органа от 22.08.2007 N 14-24/000062 Общество привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Считая постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как видно из материалов дела, сотрудниками Инспекции осуществлена проверочная закупка товара в принадлежащем Обществу магазине.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
С учетом изложенного, проведение должностным лицом Инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако, судом неправильно истолкованы нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "С" и признании незаконным постановления Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Рязанской области от 22.08.2007 N 14-24/000062.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.04.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 по делу N А54-3934/2007-С8 отменить. Требования ООО "С" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Рязанской области от 22.08.2007 N 14-24/000062.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
...
Как видно из материалов дела, сотрудниками Инспекции осуществлена проверочная закупка товара в принадлежащем Обществу магазине.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2008 г. по делу N А54-3934/2007-С8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании