Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 мая 2008 г. N Ф10-1984/08 по делу N А35-1084/07-С23
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 11 февраля 2008 года по делу N А35-1084/07-С23, установил:
Открытое акционерное общество "Т" в лице "К" обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании суммы расходов, связанных с предоставлением в 2006 году льгот гражданам, проживающим на территории Курской области, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 652871 руб. 89 коп. (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Курская область в лице Комитета социального обеспечения Курской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Курской области, Комитет ЖКХ Курской области, Инспекция ФНС России по г. Курску.
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.02.2008 заявленные требования удовлетворены частично. С Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области за счет средств казны Курской области в пользу ОАО "Т" в лице "К" взыскано 386154 руб. 88 коп. В остальной части иска отказано.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Не соглашаясь с вынесенным по делу судебным актом, Администрация Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого судебного акта.
По мнению заявителя кассационной жалобы, меры социальной поддержки, установленные указанным выше законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации и ответчиком по рассматриваемому делу должна выступать Российская Федерация, а не ее субъект.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит принятый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2006 году истец в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказал льготным категориям граждан, проживающим на территории Курской области, жилищно-коммунальные услуги на сумму 2592244 руб. 16 коп. (с НДС, без НДС - 2196680 руб. 55 коп.), которые были ему компенсированы в сумме 1939211 руб. 17 коп., в том числе НДС.
При этом истец пояснил, что расходы с НДС были ему возмещены только в марте и мае 2006 года. Невозмещенная часть расходов составила 653032 руб. 99 коп., из них расходы без НДС составляют 386154 руб. 88 коп., НДС не возмещен за остальные месяцы 2006 года на сумму 266717 руб. 01 коп.
Задолженность ответчиков в указанной сумме, по мнению истца, образовалась вследствие того, что Комитет ЖКХ Курской области отказался принимать у него отчеты, в которых указаны суммы расходов с учетом НДС.
Ссылаясь на образовавшуюся задолженность, ОАО "Т" в лице "К" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Российская Федерация в 2006 году выполнила свои обязательства по предоставлению бюджету Курской области субвенции на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, в полном объеме, а Курская область ненадлежаще исполнила обязательства по возмещению истцу указанных расходов.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда несоответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 (в ред., действовавшей в спорный период) предусмотренные настоящим Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" Курской области из Фонда компенсаций для возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, в том числе по реализации вышеназванного Закона, установлена субвенция на сумму 337301,5 тыс. руб., которая была перечислена бюджету Курской области в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" неиспользованные в 2006 году целевые средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, подлежат использованию в 2007 году на те же цели.
Согласно статье 52 Закона Курской области "Об областном бюджете на 2007 год" остатки средств областного бюджета по состоянию на 1 января 2007 года на счетах областного бюджета, образовавшиеся в связи с неполным использованием целевых средств, полученных из федерального бюджета, направляются в 2007 году на те же цели в качестве дополнительного источника.
Неиспользованная в 2006 году часть субвенции в сумме 43011461,91 руб. согласно распоряжению Правительства Курской области от 08.02.2007 года N 57-р была направлена на возмещение расходов на те же цели в 2007 году, в том числе на реализацию вышеуказанного Закона.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, Арбитражный суд Курской области руководствовался п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2007 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не выполнил возложенные на него обязанности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления Пленума ВАС РФ следует читать как "от 22.06.2006 г."
Вместе с тем, при вынесении решения, арбитражным судом не учтены положения п. 19 вышеназванного Постановления, согласно которым при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу ст.ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данной нормой права также установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Пунктом 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, в том числе по реализации вышеуказанных законов не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что Курская область ненадлежащим образом исполнила обязательства по возмещению истцу произведенных расходов, в связи с чем обязана возместить причиненные истцу убытки в полном объеме, ошибочным и сделанным без учета требований вышеприведенных правовых норм. То обстоятельство, что денежные средства федерального бюджета, перечисленные в качестве субвенций в бюджет субъекта РФ в 2006 году не были использованы в полном объеме, не освобождает Российскую Федерацию от исполнения обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
В соответствии с требованиями ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение дела в арбитражном суде с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ ОАО "Т" в лице филиала "К" подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 9223 руб. 08 коп.
Согласно ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
При обращении в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском истцом была перечислена государственная пошлина в сумме 13051 руб. Следовательно, ОАО "Т" в лице филиала "К" из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3827 руб. 92 коп.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В порядке возмещения судебных расходов по иску с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Т" в лице филиала "К" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9223 руб. 08 коп.
Кроме того, в возмещение расходов по кассационной жалобе с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Комитета социального обеспечения Курской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 11.02.2008 года по делу N А35-1084/07-С23 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Т" в лице филиала "К" 386154 руб. 88 коп.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Открытого акционерного общества "Т" в лице филиала "К" государственную пошлину по иску в сумме 9223 руб. 08 коп.
Возвратить ОАО "Т" в лице филиала "К" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3827 руб. 92 коп.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Комитета социального обеспечения Курской области в возмещение расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 мая 2008 г. N Ф10-1984/08 по делу N А35-1084/07-С23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании