Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 июня 2009 г. N А64-153/09-15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от заинтересованного лица - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 по делу N А64-153/09-15, установил:
Индивидуальный предприниматель И.А.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции ФНС России по г. Тамбову от 15.12.2008 N 809 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ законность принятых судебных актов проверяется кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 03.12.2008 сотрудниками инспекции ФНС России по г. Тамбову проведена проверка соблюдения Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в принадлежащем ИП И.А.В. на правах аренды помещении контейнерного типа N 36 оптово-розничного рынка "Юго-Западный", расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. А., 164А, в ходе которой выявлен факт реализации продавцом одной бутылки масла "Злато" по цене 68 руб. без применения контрольно-кассовой техники ввиду ее отсутствия.
По результатам проверки налоговым органом 03.12.2008 составлены акт рейдовой проверки, акт покупки, а также протокол об административном правонарушении N 6829-3630.
Постановлением инспекции ФНС России по г. Тамбову от 15.12.2008 N 809 ИП И.А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 3000 руб.
Считая постановление инспекции незаконным, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст.ст. 65 и 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, инспекцией не доказано, что торговое место, занимаемое предпринимателем, имеет признаки, позволяющие отнести его к помещению, в частности помещению контейнерного типа, при осуществлении торговли в котором или возле которого необходимо применять контрольно-кассовую технику.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов обоснованным.
Кроме того, в ходе рассмотрения спора суды правильно установили, что доказательства по делу об административном правонарушении получены налоговым органом с нарушением закона.
Из материалов дела следует, что сотрудниками инспекции ФНС России по г. Тамбову И.А.А., Л.В.И. была осуществлена проверочная закупка товара, которая в силу Федерального Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Нормы законодательства, а именно статья 7 Федерального Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статья 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пункт 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе", предоставляющие налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
С учетом изложенного, проведение должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением предпринимателем контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
При указанных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования и признали незаконным постановление инспекции ФНС России по г. Тамбову от 15.12.2008 N 809.
Нарушений норм процессуального права судами не допущено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 по делу N А64-153/09-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 июня 2009 г. N А64-153/09-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании