Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 30 ноября 2009 г. N А68-3738/09
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 2010 г. N ВАС-17738/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2009 по делу N А68-3738/09, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, выразившиеся в выдаче справки N 29 о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 12.05.2009, в которую неправомерно включена сумма задолженности по "НДС на товары, производимые на территории РФ" в сумме 101152 руб. и обязании налогового органа выдать ООО "К" справку о состоянии расчетов по налогам и сборам без указания задолженности по НДС в сумме 101152 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением инспекции ФНС России по Привокзальному району г. Тулы (правопредшественник межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области) от 28.06.2005 N 623 ООО "К" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 101152 руб. и в его адрес направлено требование об уплате налоговой санкции от 29.06.2005 N 1311-В в срок до 11.07.2005, оставленное плательщиком без исполнения.
Меры, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст.ст. 46, 47 НК РФ) по принудительному взысканию наложенного взыскания инспекцией ФНС России по Привокзальному району г. Тулы не были приняты, шестимесячный срок, предусмотренный ст. 115 НК РФ для обращения в суд, также истек.
Согласно справке N 29 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, выданной межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по состоянию на 12.05.2009, за ООО "К" числится задолженность - "НДС на товары, производимые на территории РФ" - 101152 руб.
Общество считая, что действия налогового органа по выдаче указанной справки являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку у налогового органа в 2005-2006 годах отсутствовало право на бесспорное взыскание указанных штрафных санкций, следовательно, налоговый орган не имел права отражать суммы штрафа в качестве задолженности ООО "К" перед бюджетом, и включение их в карточку "Расчеты с бюджетом" незаконно.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Постановлением Правительства от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае:
а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
При этом перечень оснований для признания безнадежной к взысканию и списанию недоимки является исчерпывающим.
Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства от 12.02.2001 N 100 недоимка по федеральным налогам и сборам и задолженность по пеням и штрафам организации могут быть признаны безнадежными к взысканию и списаны в установленном законом порядке только в случае ликвидации организации- налогоплательщика.
Данных, свидетельствующих о ликвидации налогоплательщика, участвующими в деле лицами не представлено.
Однако данный спор касается вопроса об обоснованности включения инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за обществом задолженности по штрафу, возможность взыскания которой утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В справке по состоянию на 12.05.2009, выданной ООО "К", содержатся сведения о задолженности по штрафу за неуплату налога на добавленную стоимость без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Таким образом, оспариваемый судебный акт, как вынесенный без учета указанных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2009 по делу N А68-3738/2009 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
По мнению налогоплательщика, инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам неправомерно включена сумма налоговой задолженности, по которой налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания.
По мнению суда, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Суд установил, что в справке, выданной налогоплательщику, содержатся сведения о задолженности по штрафу за неуплату НДС без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.
Суд указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 недоимка по федеральным налогам и сборам и задолженность по пеням и штрафам организации могут быть признаны безнадежными к взысканию и списаны в установленном законом порядке только в случае ликвидации организации- налогоплательщика.
Данных, свидетельствующих о ликвидации налогоплательщика, участвующими в деле лицами не представлено.
Однако данный спор касается вопроса об обоснованности включения инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за обществом задолженности по штрафу, возможность взыскания которой утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
При этом Приказ ФНС от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 ноября 2009 г. N А68-3738/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании